МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
МАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПРИНИ-
Предпринимательская идея представляет собой интерес предпринимателя (производителя), облечённый в некую конкретную форму (техническую, экономическую, финансовую, социальную и т.п.). Такой интерес выявляется при совмещении возможностей предпринимателя с потребностями рынка, то есть предприниматель, изучая ситуацию на рынке, как правило, видит множество нестыковок, которые вынуждают рынок функционировать не лучшим образом. Тогда предприниматель, зная свои возможности, пытается предложить (реализовать) что-либо, что способно ликвидировать хотя бы одну из этих нестыковок. Это «что-либо» и есть предпринимательская идея. В результате основой любой предпринимательской идее всегда будет что-то конкретное: товар, услуга, действие, ситуация, в которых на рынке кто-нибудь заинтересован и потому подхватывает это.
Процесс генерирования предпринимательской идеи обычно состоит из нескольких этапов:
|
|
· обнаружение каких-либо нестыковок, создающих напряжённость на рынке; чаще всего это количественное и качественное несоответствие между спросом и предложением;
· анализ причинно-следственных связей возникновения таких нестыковок, то есть выявление различных законодательных и нормативных причин, а также причин технических и ситуационных;
· персонализация и материализация выявленных причин, то есть выявление тех, кто стоит за этими нестыковками, и почему ему это выгодно или почему он не хочет или не может исправлять положение;
· поиск методов (способов), позволяющих ликвидировать хотя бы некоторые нестыковки; причём рассматривается весь спектр методов: материальные, технические, экономические, финансовые, законодательные, социальные и т.п.).
В результате описанного интеллектуального процесса в распоряжении предпринимателя оказывается конкретная идея, реализация которой в конечном счёте позволит ликвидировать или уменьшить несовпадение между спросом и предложением, а самому предпринимателю принести предпринимательский доход (прибыль).
В развитом рыночном сообществе спрос на предпринимательские идеи всегда велик. Это связано с тем, что далеко не все люди способны обнаружить эффективную предпринимательскую идею. Чаще всего бывает, что какой-либо человек, являющийся узким специалистом в отдельной сфере, хорошо представляет себе преимущества того или иного физического, технического, социального, финансового, организационного или иного эффекта, но применить его в рыночной ситуации он не способен. А специалисты-рыночники не в состоянии оценить его предложения или выставляют за помощь по его рыночной реализации неприемлемые условия.
|
|
Описанная ситуация характерна для современной России, где проще продать хорошую предпринимательскую идею за границу или уехать туда вместе с ней, чем реализовывать её внутри страны. В развитых странах Запада имеет место противоположная ситуация: постоянная нехватка предпринимательских идей вынуждает различные корпорации, научные и образовательные фонды регулярно проводить всевозможные конкурсы среди изобретателей и новаторов на новые идеи, которые затем на определённых условиях передаются заинтересованным лицам, выводящим их на рынки. Например, известно, что транснациональная корпорация «Дюпон» скупает по всему миру, включая Россию, различные новинки в области химии, химических технологий, новых материалов, новых химических аппаратов и т.д. Затем она превращает их в товар и реализует на рынке. Результаты такой деятельности широко известны: полимерные материалы (полиэтилен, нейлон), фторуглеродные материалы (противопригарные покрытии сковородок), кевлар и многое другое, что вошло в жизнь людей практически во всём мире.