Правовое регулирование ценообразования

Цена как денежная сумма, взимаемая за конкретный продукт (услугу), тесно взаимосвязана с различными элементами маркетинга: цены довольно часто изменяются на протяжении жизненного цикла продукта; от цены зависит качество обслуживания потребителей; ассортиментные группы товаров с различными ценами привлекают разные сегменты рынка и т.д.

Основные цели ценообразования:

- Цены, основанные на сбыте, ориентируют фирму на высокий объем реализации продукции, на увеличение доли продаж на рынке.

- Цены, основанные на прибыли, ставят во главу угла максимизацию прибыли, получение удовлетворительной прибыли и высоких доходов от инвестиций и т.д.

- Цены, основанные на существующем положении, характерны для фирм, заинтересованных в стабильности или сохранении благоприятного климата для своей деятельности.

Собственно ценовая стратегия базируется, как правило, на:

- издержках: цена определяется по издержкам производства, обслуживания, накладным расходам плюс желаемая прибыль. Такой способ характерен, например, для фирм-производителей автотехники и фирм по оказанию ряда услуг (ремонт, прокат и т.д.);

- спросе: выявляется максимальная сумма, которую потребители будут платить за продукцию, и, исходя из этого, производится расчет возможных издержек и удовлетворительной прибыли. Примером такого ценообразования может служить система формирования цен на парфюмерные товары;

- конкуренции: в зависимости от конкурентной ситуации цены могут быть ниже, на уровне или выше рыночных. Так, цены на большинство продукции информационных агентств носят главным образом конкурентный характер.

Регулируемой признается цена, которая формируется на товарном рынке при государственном воздействии на нее.

Современная экономическая теория в сфере государственного регулирования цен выделяет методы прямого (или директивного) и косвенного (или экономического) регулирования цен. К первой группе методов можно отнести установление твердых цен (тарифов), базовых цен и предельных коэффициентов их изменения, предельных максимальных и (или) минимальных цен, предельного уровня рентабельности, предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок и т.д. К методам косвенного государственного регулирования цен, в частности, относятся льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсации затрат производителям.

Постановлением Правительства РФ утверждено три перечня продукции, товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию:

1. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют Пра-вительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В их ряду:

- природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ (кроме реализуемого организациями – производителями газа, не являющимися аффинированными лицами открытого акционерного общества «Газпром», акционерных обществ «Якутгазпром», «Норильскгазпром» и «Роснефть-Сахалинморнефтегаз», а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);

- нефтяной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению);

- продукция ядерно-топливного цикла;

- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- продукция оборонного назначения;

- алмазное сырье, драгоценные камни;

- перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железно-дорожном транспорте;

- перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении); погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами; водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 %, производимая на территории РФ или ввозимая на таможенную территорию РФ.

2. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, включает:

- газ природный, реализуемый населению и жилищно-строитель-ным кооперативам;

- газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);

- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями;

- топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;

- перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

- оплата населением жилья и коммунальных услуг;

- ритуальные услуги, услуги систем водоснабжения и канализации;

- торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

3. Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, включает:

- снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с ограниченными сроками завоза грузов;

- наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

- торговые надбавки к ценам на продукты детского питания, включая пищевые концентраты;

- перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения РФ (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов РФ и др.

Государственное регулирование тарифов обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и имеет целью:

- защитить экономические интересы потребителей от монопольного повышения тарифов;

- создать механизм согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;

- формировать конкурентную среду в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов;

- создавать экономические стимулы, обеспечивающие использование энергосберегающих технологий в производственных процессах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: