Лекция №6.
Бессознательное.
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.
К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен. Автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного.
2. Идеальное – главный признак и важная характеристика сознания, обусловленная социальной природой человека.
Э.В. Ильенков предлагает следующую концепцию идеального. Идеальное не тождественно субъективной реальности. Это не столько часть индивидуального сознания, а компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид. Идеальное – это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. К идеальному относятся нравственные, моральные нормы, правовые установления, обязательные для всех правила жизни. Человек обретает идеальное в ходе приобщения к исторически развившимся формам общественной жизнедеятельности. Вне человека и помимо человека идеального нет.
|
|
Концепция идеального Д.И. Дубровского иная. Сущность концепции – в неразрывной связи идеального с индивидным уровнем субъекта, с психикой человека. Идеальное не существует само по себе, оно связано с материальными мозговыми процессами. Идеальное – субъективное проявление некоторых мозговых нейродинамических процессов. Идеальное объективировано. Идеальное – сугубо личностное явление, реализуемое мозговым нейродинамическим процессом определенного типа. Идеальное представлено в сознательных состояниях отдельных личностей. Идеальное – является исключительно субъективной реальностью.
Вывод: идеальное охватывает весь круг явлений субъективной реальности, это всякое сознание, существующее в форме субъективной реальности.
1. Специфика философской антропологии и ее основные проблемы.
2. Сущность человека. Проблема антропогенеза.
3. Общество, его структура и сущность.
1. Философская антропология – философское учение о человеке. В широком смысле философская антропология – вся совокупность философских идей, концепций, учений, трактующих тему человека, ставящих человека в центре своего внимания.
Философская антропология отличается от иных дисциплин, изучающих человека, своей проблематикой. Философская антропология изучает соотношение «человек-мир» в его основных универсальных ракурсах.
Универсальные ракурсы:
1) Рассмотрение человека в его особых, специфических качествах, отличающих человека от всех остальных живых существ.
|
|
2) Человеческий род рассматривается в соотношении со всем внечеловеческим.
3) Анализ общения между людьми, отношения «человек-человек».
4) «Внутренний мир человека» – наличие богатой и сложной душевной жизни.
1 и 2 ракурс – рассмотрение человека на родовом уровне. 3 и 4 ракурс – рассмотрение человека на индивидуальном уровне.
Рассмотрение человека как родового существа предполагает абстрактно-безличный подход, т.е. стремление раскрыть сущность человека, коренные особенности его происхождения, версии места и предназначения в универсуме.
Проблемы индивидуального человека можно назвать экзистенциальными проблемами. Предметом рассмотрения при данном подходе является индивидуальный человек и универсальные характеристики его жизни.
2. Сущность человека – объединяет те фундаментальные черты, которые позволяют отличать человека от иных живых существ.
В истории философии существует 3 подхода к пониманию сущности человека:
1) Человек – духовное существо;
2) Человек – существо разумное;
3) Человек – существо культурное, предметно-деятельное.
В данных подходах человек рассматривается как обладающий сознанием – способностью моделировать в образах и понятиях не только внешнюю действительность, но и состояние своего внутреннего мира; и свободой – возможностью поступать по своему усмотрению.
Антропогенез – происхождение человека. Проблема антропогенеза остается открытой.