Структура государственного бюджета

Схема финансовой системы

Государственный бюджет представляет собой централизован­ный фонд денежных ресурсов, которым располагает правитель­ство страны для содержания государственного аппарата, воору­женных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.

В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства. Удельный вес отдельных статей в государственном бюд­жете стран с рыночной экономикой приведен в табл.

Статья бюджета Доля, %
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели. Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам Административно-управленческие расходы: содержание правительствен­ных органов, полиции, юстиции и проч... Платежи по государственному долгу Доходы Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор) Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы   40-50 10-20 10-20 5-10 до 7-8 75-85 5-8 10-12

Идеальное исполнение государственного бюджета — это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. пре­вышение доходов над расходами.

Доходы государственного бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной промышленности, посту­плений от приватизации собственности и т.д.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджет­ного дефицита.

Бюджетный дефицит по установившимся международным стан­дартам не должен превышать 5% ВВП. Покрывается он внутренни­ми и внешними государственными займами в виде продаж государ­ственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (фондов страхования по безработице, пенсионного фонда), а также путем до­полнительной эмиссии денег.

Последствия такой эмиссии общеизвестны. Развивается неконт­ролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных ин­вестиций, раскручивается спираль «цены — заработная плата», обес­цениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

В случае финансирования дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии государство получает особый доход (доход от печатания де­нег), так называемый сеньораж. Он возникает при превышении приро­ста денежной массы над приростом реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате этого все экономиче­ские агенты платят своеобразный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через механизм повышения цен.

Если дефицит госбюджета финансируется за счет выпуска государственных займов, то это ведет к росту рыночной ставки банковского процента. А рост последней приводит к удорожанию кредитов и к уме­ньшению объема инвестиций, что снижает стимулирующий эффект фискальной политики.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но они оказывают негативное воздействие на экономику страны еще и тем, что ведут к государственному долгу и последующему нарастанию дол го них последствий.

Государственный долг — неизбежное порождение дефицита бюдже­та, причины которого связаны со спадом производства, ростом преде­льных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием за­трат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.

Со временем текущие займы превращаются в долги. Поэтому госу­дарства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним при­бегать для погашения процентов подолгу. Покрывая старые долги государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному об­ращению, считается ситуация, когда задолженность превышает вели­чину годового ВНП более чем в 2,5 раза.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

Внешний долг — задолженность гражданам и организациям ино­странных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой стороны, при его погашении приходится рассчитываться цен­ными товарами и платить большие проценты.

2. Налоги: сущность, виды, функции.

Главной статьей бюджетных доходов являются налоги, взимаемые как центральными, так и местными органами власти.

Налог — это принудительно изымаемые государством или мест­ными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

В современных условиях налоги выполняют три основные функции: фискальную, экономическую и социальную.

Фискальная функция заключается в сборе денежных средств для ел. здания государственных денежных фондов и материальных условие для функционирования государства.

Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности. Эту функцию иногда называют распределительной.

Социальная функция направлена на поддержание социального рав­новесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

В современной экономике существуют различные вилы налогов. Самая общая классификация налогов представлена на рис.

Прямые — это налоги на доход или имущество налогоплательщи­ка. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на реальные м личные.

Реальные налоги наибольшее распространение получили и первой половине XIX в. К ним относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги. Личные налоги включают подоход­ный, налог на прибыль корпораций, налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, налог с.яств и дарений, имущественный, подушный. Косвенные налоги включают акцизы, налог на добавленную стоимость. налог с продаж, налог с оборота, таможенные пошлины. В зависимости от характера ставок различают твердые (фиксиро­ванные), регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу об­ложения независимо от размера дохода, уровня производства, прода­жи и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью (налог на имущество, пользование природными, трудовыми ресурсами, фиксированные налоги на отдельные виды деятельности). Это условно постоянные налоги. Вторая группа — условно пере­менные или перераспределительные налоги (подоходные налоги, акцизы, НДС). Эти налоги активно контролируют экономическую дея­тельность. При регрессивных налогах процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода. При пропорциональных нало­гах независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки, при прогрессивных налогах процент изъятия возрастает по мере увеличе­ния дохода.


В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специ­альные. Общие предназначены для финансирования текущих и капи­тальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо опреде­ленным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

Налоговая система это совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом воз­можностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропор­ционально.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение ЯЩ ходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложении оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь соз­данный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение соз­даваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Экономические процессы в обществе регулируются при помощи налоговых ставок и налоговых льгот. Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. Чтобы как-то смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков, применяются налоговые льготы — форма снижения налоговых ставок или, в предельном случае, освобождение от уплаты налогов. Иногда на­логовые льготы используются как средство стимулирования, основан­ное на том, что уменьшение налога адекватно предоставлению налого­плательщику дополнительных средств на величину, равную сумме сни­жения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых ставок стоит перед любым государством. Здесь необходимо основываться на зависимости доходов государства от величины налоговой ставки. Гра­фическое изображение подобной зависимости называется кривой и. Лаффера по имени американского экономиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: