Лекция 2. Правовые основы организации санаторно-курортного лечения в РФ

Санаторно-курортная деятельность как отрасль экономики страны требует надежного правового регулирования, обеспечивающего благоприятные условия для ее развития. На курортное дело в полной мере распространяется регулирующее воздействие норм различных отраслей права: медицинского, таможенного, страхового, административного, экологического, о защите прав потребителей и др.

В послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что в современных условиях охрана здоровья – это проблема государственного масштаба.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации[9] (ст. 41). Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, неотъемлемым правом человека является право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Одним из условий практической реализации этих прав является санаторно-курортное обеспечение населения.

Санаторно-курортное дело в России традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом системы здравоохранения. Россия обладает разнообразными целебными ресурсами, многие из которых уникальны. Среди них нарзаны Кисловодска, радоновые воды Пятигорска и Белокурихи, термальные воды Кульдура, горячие газы курорта Янган-Тау, лечебные грязи Тамбуканского озера, сероводородные термальные источники Сочи, солнечное Черноморское побережье и многие другие. Наличие многообразных природных ресурсов позволило создать в нашей стране многогранную систему санаторно-курортного лечения и отдыха.

О социальной значимости санаторно-курортного лечения и оздоровления населения России указано практически во всех соответствующих Федеральных законах, Посланиях Президента РФ, постановлениях Правительства РФ.

Система организации санаторно-курортного лечения и распределения путевок регулируется в первую очередь Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая), который являясь основным законом рыночной экономики, своими нормами охватывает и сферу курортов. Гражданский кодекс РФ дал толчок для обновления и развития российского законодательства, прежде всего в сфере предпринимательства как основы рыночных отношений, в том числе и предпринимательской деятельности курортных организаций.

Другим законодательным актом, регулирующим правовые отношения в сфере курортных услуг, является закон «О защите прав потребителей». Последние изменения к нему касаются информации о товарах (работах, услугах). С 1 января 2005г. все цены в обязательном порядке должны быть указаны только в рублях (речь идет об указании цен в рекламе, в договорах, расценках).[10]

В начальный период реформ для курортной сферы был необходим государственный акт, исключающий стихийное нормотворчество и направляющий работу тысяч отечественных курортных организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих на курортах. В единое правовое русло, где наряду с номами гражданского права действуют специальные нормы, регулирующие курортную деятельность.

Таким актом мог быть лишь федеральный закон о курортах. Однако формирование правовой базы российского курортного дела началось не с закона о курортах. Поскольку в тот период курортная деятельность рассматривалась вместе с туристской, основа рыночных отношений была заложена в нормативных актах, регулирующих туризм (Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ»).

Кроме вышеперечисленных санаторно-курортное лечение регулируется также рядом законов РФ, положений и приказов президента. Среди них:

- Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 01.12.2004, с изм. от 22.12.2005) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 31.12.2005) «О социальной защите инвалидов в РФ»;

- Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 19.12.1994) «О ветеранах»;

- Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004) «Об основах обязательного социального страхования»;

- Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «О государственной социальной помощи»;

- Федеральный закон от 24.11.1995 № 179-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- Федеральных закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 25.10.2006, с изм. от 04.11.2006) «О внесении изменений в законодательные акты Российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и пополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления и Российской Федерации».

А также ряд положений и посланий Президента Российской Федерации, носящих рекомендательный характер («О развитии санаторно-курортного дела в РФ» и др.).

Наиболее важным среди перечисленных законов с точки зрения распределения санаторно-курортных путевок является федеральный закон № 122, в связи с реализацией которого Фондом социального страхования Российской Федерации прорабатывается комплекс вопросов по обеспечению санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг[11].

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ внесены изменения в положения федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О социальной защите граждан. Подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О государственной социальной помощи», в соответствии с которыми устанавливаются отдельным категориям граждан единовременные денежные выплаты и (или) предоставляется право этим гражданам на соответствующий набор социальных услуг.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»[12] (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в этот период;

5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на определенных этим Федеральным законом объектах;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, ветеранов боевых действий и некоторых других;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

В состав набора социальных услуг на основании ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи»[13] (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ) включается:

· дополнительная бесплатная медицинская помощь, в т.ч. предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача;

· предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;

· бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Главными задачами обеспечения санаторно-курортными лечением льготных категорий граждан являются создание условий для выбора гражданами санаторно-курортных организаций, времени оздоровления, а также предоставление качественных услуг, по объему не ниже гарантированного их перечня (с учетом профиля заболевания).

Реализация такого подхода позволит увеличить число граждан, пользующихся санаторно-курортным лечением.

Действующее в настоящее время законодательство о социальных льготах исполняется не в полной мере. Выделяемые на эти цели из бюджетов всех уровней средства меньше, чем заявленная потребность. Так, например, в 2003 г. было оздоровлено лишь 232 тыс. человек (или около 20%) из числа лиц, имеющих право на указанную льготу. При этом половина «льготников», получивших санаторно-курортное лечение, приходится на долю Центрального федерального округа. Самыми незащищенными оказались инвалиды, в т.ч. инвалиды с детства, проживающие в сельской местности, малых городах, граждане, имеющие низкий доход. Слабо осуществлялся контроль за качеством предоставляемых санаторных услуг.

Организация работы по обеспечению санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: