Основные принципы планирования ресурсов
Планирование ресурсов по проекту – основа определения во времени потребностей в ресурсах и возможности обеспечения ими для заключения контрактов и планирования поставок.
Ресурсное планирование включает в себя:
vразработку и анализ работ и ресурсов, направленных на достижение целей проекта;
vразработку системы распределения ресурсов и назначение
ответственных исполнителей;
vконтроль за ходом работ – сравнение плановых параметров работ с фактическими и выработка корректирующих воздействий.
С каждой работой можно связать функцию потребности в ресурсах и рассчитать методами календарного планирования потребности в ресурсах.
Имеются два основных метода планирования ресурсов проекта:
v ресурсное планирование при ограничении по времени – предполагает фиксированную дату окончания проекта и назначение на проект дополнительных ресурсов на периоды перегрузок;
v планирование при ограниченных ресурсах – предполагает, что первоначально заданное количество доступных ресурсов не может быть изменено и является основным ограничением проекта.
|
|
В результате ресурсного планирования менеджер проекта может перейти к следующей фазе управления ресурсами – к организации закупок и поставок ресурсов.
Реализация проекта рассматривается как серия взаимосвязанных и скоординированных закупок ресурсов проекта. Основной аспект закупок – это торгикак способ их обеспечения.
Основная задача проектно-закупочной фазы проекта – обеспечить поступление оборудования, конструкций, материалов и услуг в точном соответствии с планом проекта. Этот процесс можно разделить на две части:
vзакупки ресурсов и услуг на конкурсной основе;
vпоставки на место производства работ.
Проектно-закупочный цикл | 1. Подготовка проекта. Разработка плана закупок. Определение спецификаций по отдельным пакетам и видам закупок (в проектной документации) |
2. Отбор участников конкурсных торгов (тендера) для закупок | |
3. Конкурсные торги (результат – заключение контрактов с поставщиками) | |
4. Реализация контракта. Поставки, сервисное обслуживание, обучение и пр. |
Рис. 3 – Этапы проектно-закупочного цикла
ТЭО |
Предварительный анализ возможностей потенциальных поставщиков |
Рабочий проект |
Подготовка специфи- каций |
Подготовка контрактной документации |
Заявки от участ-ников торгов |
Проведение торгов и принятие решений о присуждении контрактов |
Подписание контрактов победителем торгов |
Выпол-нение работ |
Контроль за постав-ками |
Закупки |
Поставки |
|
|
Рис. 4 – Место закупок и поставок в проектном цикле
На рис. 5 приведена структура системы распределения ресурсов по работам проекта.
Управление разделением ресурсов |
Планирование процесса разделения |
Организация хранения и регулирования уровня запасов |
Организация доставки ресурсов к месту их применения |
v Организация хранения ресурсов v Организация и контроль запасов v Комплектация ресурсов |
v Организация транспортных потоков v Организация перемещения ресурсов, требующих обработки |
v Составление графиков доставки v Разработка графиков работы транспорта v Размещение складов и вспомогательных площадей |
Рис. 5 – Система распределения ресурсов проекта
Структура задач материально-технического обеспечения проектов сводится к следующим шагам:
1) подготовка спецификаций и технических условий, характеризующих количество и качество необходимого оборудования, машин и механизмов, конструкций, материалов, работ, услуг;
2) планирование и организация процесса закупок;
3) изучение источников закупки ресурсов и переговоры с поставщиками;
4) предварительный отбор участников торгов;
5) подготовка документов для торгов;
6) проведение торгов и принятие решения о присуждении контрактов заявителям, выигравшим торги;
7) размещение заказа, включая переговоры о поставках;
8) контроль за поставками с принятием необходимых мер в случае появления отклонений;
9) разрешение конфликтов;
10) взаиморасчеты;
11) наем на работу необходимых специалистов, включая консультантов;
12) планирование поставок;
13) организация бухгалтерского учета;
14) доставка, приемка и хранение товара;
15) учет и контроль доставки.
На Западе последние 4 позиции принято выделять в самостоятельный блок работ, называемый поставками. Остальные работы относят к закупкам. Такое деление не случайно, так как Закупки осуществляет Заказчик, а Поставки – Подрядчик.
Главная правовая форма организации и регулирования отношений при осуществлении закупок между их участниками (субъектами) – договор.
Субъекты закупок: Физические лица (граждане) ……………….Предприятия |
Договора |
Основные договора |
Вспомогательные договора |
Договор поставки |
Договор подряда |
Транспортные договора |
Посредни-ческие договора |
Организационные формы закупок |
Правовая защита субъектов закупок |
Государственное регулирование закупок |
Рис. 6 – Структура правового регулирования закупок
Роль договора при закупках заключается в правовом закреплении отношений между субъектами закупок, устанавливает обязательства между ними, исполнение которых защищается законодательством. При этом договор определяет порядок исполнения обязательств, а также предусматривает способы защиты интересов этих сторон.
Договор поставки – договор, по которому поставщик, являющийся предпринимателем, обязуется в обусловленные сроки передать в собственность покупателю товар, целей, не связанных с личным потреблением, а покупатель обязуется принимать товар и платить за него определенную цену.
Договор поставки заключается по свободному усмотрению сторон. В некоторых случаях законодательство обязывает поставщика заключить договор по требованию покупателя (например, в случае поставок продукции на Крайний Север или для государственных нужд).
Договор подряда регулирует закупки, необходимым объектом которых является результат определенных действий.
Суть отношений, возникающих при подобных закупках, в том, что одна сторона по заданию другого лица обязуется выполнить для него за плату определенную работу (заказ), результат которой переходит в собственность заказчика.
На такой основе осуществляются: создание нового имущества; ремонт и улучшение имеющихся вещей; реализация результатов творческой деятельности.
Основным источником, регулирующим этот тип договоров, является Гражданский кодекс РФ.
Разновидностями договора подряда являются: договор подряда на капитальное строительство, договор подряда на производство проектных и изыскательских работ, а также договор на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В соответствии с законодательством риск случайных неудач по договору подряда несет подрядчик.
Организационные формы закупок. Различают:
а) прямые, в которых правовая связь существует между двумя субъектами закупок; между ними заключается соответствующий договор. Предваряют прямые закупки, как правило, торги, но могут осуществляться и прямые закупки без торгов;
б) посреднические, в которых лицо, осуществляющее проект, вступает в правовые отношения с посредником;
в) биржевые, в которых члены биржи осуществляют биржевую торговлю:
– непосредственно от своего имени и за свой счет;
– от имени клиента и за его счет;
– от своего имени за счет клиента;
– от имени клиента за свой счет.
Посетителями биржевых торгов могут быть юридические и физические лица, не являющиеся членами биржи и имеющие право на совершение биржевых сделок.
Защита прав и интересов предприятия осуществляется арбитражными судами (как правило) и общими судами (в некоторых случаях). Споры, возникающие в связи с внешнеторговой деятельностью, разрешаются в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ.
Контроль за поставками:
v осуществляется на основе специальных графиков, включающих плановые и фактические сроки и объемы поставок;
v основывается на общем плане проекта;
v все изменения вносятся в общий график проекта;
v основывается на стандартных формах отчетности.
Все перечисленные работы возглавляет служба руководителя проекта, работающая в контакте со всеми предприятиями и орга низациями, обеспечивающими проект ресурсами. В крупных проектах главный руководитель (главный менеджер) проекта делегирует соответствующие полномочия специальному менеджеру по поставкам (или даже специальной службе).