Финансы

Конспект лекций

для студентов слушателей дистанционной формы обучения специальностей

060400 Финансы и кредит

060500 Бухгалтерский учет и аудит


1. Социально–экономическая сущность финансов.

Исторически возникновение категории финансов (от лат. financia – доход, платеж) связано с появлением государства и обеспечением его функций. Именно возникновение государства и развитие товарно-денежных отношений предопределили установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ в денежной форме между государством и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно говоря, эти отношения и определяются понятием «финансы».

Финансы – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Субъектами финансовых отношений, между которыми образуются финансовые потоки, являются: предприятия и предприниматели (финансы хозяйствующих субъектов), население (финансы домашних хозяйств), государство (централизованные финансы: бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок).

Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и централизованных внебюджетных фондах (фонды создаются на уровне государства, органов местного самоуправления). К централизованным фондам также относятся государственный кредит, фонды страхования.

Под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий (фонды создаются на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств).

Характерными признаками финансов являются:

– распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах и определяет направление движения денежных средств;

– безвозмездный, безвозвратный и принудительный характер формирования централизованных фондов. На этих принципах осуществляются платежи хозяйствующих субъектов и населения в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;

– создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляет собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:

– на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, дивиденды по ценным бумагам;

– на уровне населения: заработная плата и установленные надбавки к ней, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем; доходы от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом; социальные выплаты; потребительский кредит;

– на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий; доходы от приватизации государственного и муниципального имущества; доходы от внешнеэкономической деятельности; налоговые доходы; государственный и муниципальный кредиты; эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

2. Характеристика функций финансов.

Сущность финансов проявляется в их основных функциях, которые осуществляются одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых первичных доходов в сфере материального производства, которые аккумулируются у граждан в виде заработной платы и доходов от личного имущества, а также у предприятий в виде валовой выручки.

В результате перераспределения образуются вторичные доходы, которые служат для формирования конечных пропорций распределения национального дохода. Вследствие перераспределения у предприятий образуются фонды целевого назначения, необходимые для удовлетворения потребностей расширенного воспроизводства и материального стимулирования рабочих, у всех социальных категорий граждан также появляются средства для удовлетворения личных потребностей, государство же, в свою очередь, аккумулирует средства для поддержания обороноспособности страны и правопорядка, содержания административного аппарата и развития социальной сферы. Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель изъятия части дохода, полученного в одних сферах экономики, и направления в другие, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии всех отраслей производства, укреплении государства, обеспечении социальной сферы.

Контрольная функция неразрывно связана с распределительной функцией. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция может проявляться до распределительного процесса, в ходе его и после завершения распределения. Контрольная функция может осуществляться:

1) финансовыми подразделениями предприятий в целях выявления резервов рационального использования ресурсов предприятия (внутрифирменный финансовый контроль);

2) финансовыми и налоговыми органами в отношении предприятий и предпринимателей в части полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств, учреждений бюджетной сферы в части исполнения сметы расходов;

3) банками при кредитовании предприятий в ходе проверки финансовой устойчивости заемщика, при обслуживании предприятий в ходе проверки кассовой дисциплины.

Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются: налогообложение; государственный кредит; расходы бюджета; бюджетное финансирование; организация бюджетного устройства и бюджетного процесса; финансовое планирование.

Регулирующий финансовый механизм характерен для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.


3. Финансовая политика государства: понятие, цель, взаимосвязи.

Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере, посредством осуществления финансовой политики.

Дадим определение финансовой политике - /отметить наличие дискуссионности по существующим определениям/

Государственная финансовая политика – часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Финансовая политика является органической частью, стержневой основой экономической политики государства.

Государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей органов власти, преследующих собственные интересы. Использование финансовой политики только как инструмента выполнения функций государства ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы (хоз. субъекты, население страны)

Финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.

Главной целью государственной финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Таким образом, финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эф­фективное использование для осуществления государством его функций.

Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основ­ных направлений финансового развития на перспективу, оп­ределяет тактику действий на предстоящий период, опреде­ляет средства и пути достижения стратегических задач.

Финансовая стратегия — долговременный курс финан­совой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштаб­ных задач.

Финансовая тактика— это методы решения финансо­вых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Стра­тегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны.

4. Особенности финансовой политики РФ 1992-1998гг.

В этот период финансовая политика формировалась под влиянием следующих факторов:

1) экономические реформы преследовали создание многоукладной рыночной экономики, опирающейся на свободное предпринимательство. Базовой основой финансовой политики являлось: либерализация цен и внешнеэкономических связей, обеспечение конвертируемости валюты и приватизация собственности. Реформы сопровождались обострением политической борьбы по вопросу выбора пути реформирования;

2) распад СССР и как следствие выход финансовой системы России из общей финансовой системы СССР;

3)обострение финансового и в целом экономического кризиса в 1991г. из-за недостаточной эффективности мер по реформированию ценообразования, внешнеэкономических связей, хозрасчета предприятий.

В результате либерализация цен привела к их росту более чем в 26 раз, тогда как авторы идеи отпуска цен ожидали их роста в 3-4 раза. При таком росте цен ни о какой устойчивости рубля, доходов бюджета и доходов населения не могло быть и речи. Поэтому главной целью финансовой политики становится снижение темпов роста цен, инфляции и как следствие бюджетного дефицита, путем реформирования расходной части бюджета (секвестирование) и доходной части бюджета (введением системы налогов)

Изменился механизм финансирования бюджетного дефицита. Вместо прямого заимствования средств у ЦБ возникла система государственных краткосрочных обязательств, эти долги государство стало продавать субъектам рынка, нерезидентам и населению. Прежде всего, «лишние» деньги появились у коммерческих банков, которые и стали основными покупателями ГКО, - их привлекали высокие дивиденды 60-70% годовых, при снижении инфляции капиталы многих банков в течение года удваивались.

Изменилась валютная политика, так как более половины валютной выручки оставалось у субъектов рынка, то доходы в бюджет от внешнеэкономической деятельности резко снижались, кроме того, курс валюты на ММВБ не отражал реального соотношения между спросом и предложением.

В ходе осуществления новой финансовой политики выявились следующие проблемы:

1. бюджет не исполнялся на 100%;

2. собираемость налогов составляла около 70%

3. внутренний долг 628 млрд. руб., внешний 150 млрд. долл.

4. Доля расходов на обслуживание внутреннего долга выросла до 30% (ГКО), эти расходы стали самой большой статьей федерального бюджета, превысив более чем в 2 раза расходы на народное хозяйство.

5. Просроченная кредиторская задолженность составляла 42% ВВП.

Причины финансового кризиса 17 августа 1998г.

· Отсутствие реальных мер по обеспечению продовольственной безопасности страны, сильная зависимость внутреннего рынка от импорта.

· Нарастание внутреннего долга и его неблагоприятная структура, преобладание «коротких» денег.

· Снижение мировых цен на нефть и газ.

· Недостаточность золотовалютных резервов для предотвращения кризиса.

· Нестабильность политической ситуации, неподготовленность и непродуманность заявления правительства Кириенко о девальвации и дефолте;

· Как следствие, кризис ликвидности коммерческих банков, недоверие вкладчиков в способность коммерческих банков сохранить их средства. В структуре активов банков преобладали ценные бумаги по ГКО и когда правительство отказалось платить по ним банковская система потерпела кризис.

· Кризис в 1997г. мировой финансовой системы, неустойчивость фондового рынка в Юго-Восточной Азии.

· Необоснованность политики МВФ. Требование снизить инфляцию до 1% в месяц, что привело к кризису расчетно-платежной системы – неплатежи и т.д.

Таким образом, финансовый кризис 1998г. нанес серьезный разрушительный удар по российской экономике в целом

5. Элементы финансовой политики, их характеристика.

Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического роста.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, ценовая, международная и таможенная политика.

Бюджетная политика РФ основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства и бюджетного процесса в стране. Бюджетная политика выражается в определении государством источников формирования доходов бюджета, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом.

Налоговая политика основывается на построении той или иной налоговой системы. Исходя из мирового опыта развитых стран мира, к основным принципам построения налоговых систем относятся:

1) горизонтальное и вертикальное равенство - горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги, вертикальное – предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные;

2) нейтральность налогов – строится на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков.

3) Минимальный де стимулирующий эффект от введения того или иного налога - увеличение числа налогов, объектов налогообложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов.

4) Удобство взимания налогов для правительства– налоговая система должна быть открытой и максимально простой для налогоплательщиков;

5) Трудность уклонения от уплаты налогов – жесткий контроль со стороны налоговых органов за постановкой налогоплательщиков на учет, своевременной и полной уплатой налоговых платежей.

Инвестиционная политика – связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Отсюда главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала. Социальная политика государства связана с решением задач финансового обеспечения прав граждан, установленных в Конституции РФ. Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги /государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями и др./, так как цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и услуги монопольных отраслей. Международная финансовая политика – основана на управлении валютно-финансовых и кредитных международных отношений, связанных с международным разделением труда, формированием и погашением государственного долга, участием в деятельности международных организаций. Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим устанавливается система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

6. Разработка финансовой политики предприятий.

Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Целями финансовой политики предприятия могут быть: (а) выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы, (б) избежание банкротства и крупных финансовых неудач, (в) лидерство в борьбе с конкурентами, (г) максимизация прибыли, (д.) минимизация расходов и т.д.

Финансовая политика предприятия — это совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятие, направленных на формирование, рациональное и эффек­тивное использование финансовых ресурсов.

Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления фи­нансами, направленной на достижение стратегических и так­тических целей предприятия.

Стратегическими задачами при разработке финансовой политики на предприятии являются:

§ оптимизация структуры капитала и обеспечение фи­нансовой устойчивости предприятия;

§ максимизация прибыли;

§ достижение прозрачности (не секретности) финансово-экономической деятельности предприятия;

§ обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

§ использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств (коммерческие кредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе, выпуск ценных бумаг и др.)

Разработка финансовой политики предприятия осуще­ствляется на основе Методических рекомендаций по раз­работке финансовой политики предприятия, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Согласно этому документу к основным направлениям раз­работки финансовой политики предприятия относятся:

1) анализ финансово-экономического состояния, основными компонентами которого является анализ бухгалтерской отчетности, в том числе горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ бухгалтерского баланса, расчет финансовых коэффициентов.

2) разработка учетной политики; Опираясь на результаты анализа финансово-экономического состояния предприятия, рассчитываются варианты тех или иных положений учетной политики, поскольку от принятых в этой части решений напрямую зависят количество и сумма перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура баланса, значение ряда ключе­вых финансово-экономических показателей.

3) разработка кредитной политики – устанавливается потребность в заемных средствах, выбор кредитной орга­низации, размера процентной ставки, сроков погашения кре­дита.

4) управление оборотными средствами, кредиторской
дебиторской задолженностью;

5) управление издержками (затратами) и выбор амортизационной политики;

6) дивидендная политика;

7) управление финансами.

Бюджетное планирование деятельности структурных подразделений предприятия необходимо в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, а также повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования), большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции.

7. Финансовая система: понятие, состав.

Финансовая система (в широком смысле) представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данного экономического режима.

Финансовая система (в узком смысле) – совокупность финансовых институтов, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства и при помощи которых государство собирает и использует необходимые ему денежные средства.

           
   
Финансовая система РФ
 
   

       
 
 
   


Бюджетной системе принадлежит решающая роль в перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.

Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между государством (или местными органами власти) и юридическими или физическими лицами, при которых государство выступает в качестве гаранта, кредитора или заемщика средств. Государственный кредит выступает как способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов, и как средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие тех или иных отраслей экономики.

8. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы РФ.

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является бюджетная система.

Бюджетная система РФ включает три звена: 1) федеральный бюджет; 2) 88 региональных бюджетов (в том числе республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга) и 3) около 29 тыс. местных бюджетов (в том числе районные, городские, поселковые, сельские).

Каждый бюджет функционирует автономно, то есть нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет – статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Бюджетной системе принадлежит решающая роль в перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.

Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между государством (или местными органами власти) и юридическими или физическими лицами, при которых государство выступает в качестве гаранта, кредитора или заемщика средств.

Государственный кредит выступает как способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов, и как средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.

В случае когда государство выступает в качестве заемщика, заем осуществляется путем эмиссии и размещения ценных бумаг, а также путем получения кредитов у специализированных финансовых институтов и у иностранных государств. При этом образуется внешний или внутренний долг государства.

В качестве кредитора государство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ. Это регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

Внебюджетные специальные фонды – фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. В начале 1990-х гг. общее число таких фондов составляло более 20. Начиная с 1999г. фонды консолидировались с федеральным и региональными бюджетами, и в настоящее время на центральном уровне осталось только три социальных внебюджетных фонда.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие тех или иных отраслей экономики.

Важнейшее место среди социальных фондов занимает Пенсионный фонд РФ, формируемый за счет единого социального налога (ЕСН), дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, в связи с потерей кормильца и пр.

Фонды страхования занимают значительную часть финансовой системы, связанную с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии распределяется между участниками страхования.

Фонд социального страхования РФ главным образом предназначен для выплат разных пособий. Фонд обязательного медицинского страхования призван обеспечить охрану здоровья населения.

Финансы предприятий – совокупность денежных отношений, возникающих у хозяйствующих субъектов в процессе формирования собственного капитала, иных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов. Именно здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. От состояния финансов предприятий зависит общее финансовое положение страны.

9. Понятие и методы управления финансами.

Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и, соответственно, предполагает организацию некоторой схемы управления. Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и населением определяются методами прямого и косвенного, административного или экономического воздействия на финансовую деятельность.

К прямым методам относятся:

­ лицензирование предпринимательской деятельности, установление квот на производство некоторых товаров, установление предельных цен по определенной номенклатуре товаров и услуг;

­ финансовое дотирование и субсидирование производства и реализации отдельных видов товаров и услуг;

­ применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;

­ проведение системы мер социальных гарантий и финансовой защиты прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения;

­ установление льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных видов налогоплательщиков;

­ применение финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.

К косвенным методам государственного регулирования финансов относятся:

– формирование и поддержание конкурентной среды в экономике и ограничение монополизации рынка;

– государственное регулирование цен естественных монополий;

– содействие развитию рынка капитала, страхового дела, системы государственной поддержки и т.д.

Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических интересов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной думы и Совета Федерации; Счетную палату РФ; Министерство финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк РФ; подразделение Минфина РФ по налогам и сборам; Государственный таможенный комитет РФ; Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг; Министерство государственного имущества РФ; исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

На уровне хозяйствующего субъекта организационная структура управления финансами определяется его высшим руководством и зависит, прежде всего, от размеров предприятия и видов его деятельности. В обязанности главного финансового менеджера компании входят вопросы эффективного решения финансовых проблем, связанных как с обеспечением платежеспособности предприятия в краткосрочном периоде, так и с наиболее выгодным вложением временно свободных денежных средств.

10. Система государственных органов управления финансами и их функции.

Органом финансового контроля Совета Федерации и Государ­ственной Думы РФ (законодательная власть) является Счетная палата Российской Федерации. Согласно Закону РФ от 11.01.95 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», она является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образованным Федеральным Собранием и подотчетным ему. Деятельность Счетной палаты РФ направлена на: все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами феде­рального бюджета, используют или управляют федеральной собствен­ностью, если им предоставлены налоговые, таможенные льготы либо иные преимущества. При этом Счетная палата не может осуществ­лять финансовый контроль в организациях, подведомственных субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

Основным органом государственного финансового контроля по линии исполнительной власти является Министерство финансов РФ, осуществляющее возложенные на него задачи контроля в ходе ис­полнения бюджета и расходования государственных средств. Финан­совые органы субъектов Федерации также наделены правами осу­ществления государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств соответствующего уровня.

Из всех подразделений Министерства финансов РФ особая роль при осуществлении государственного финансового контроля отво­дится Контрольно-ревизионному управле­нию (КРУ) и Федеральному казначейству, имеющим территориальные и местные органы.

Для осуществления государственного финансового контроля над соблюдением налогового законодательства созданы органы государ­ственного налогового контроля. Задача работы этих органов заклю­чается в систематизации учета, отчетности, контроля над налогопла­тельщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке. В соответствии с действующим законодательством полномочиями органов налогового контроля обладают Государствен­ная налоговая служба Российской Федерации и таможенные органы — в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Таможенные органы Российской Федерации в соответствии с положениями Таможенно­го кодекса Российской Федерации имеют полномочия в области го­сударственного контроля, связанные с перемещением товаров через таможенную границу России.

В целях контроля над соблюдением налогового законодательства, предупреждения и пресечения экономических преступлений в Рос­сии создана Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, деятельность которой регламентируется положениями Закона РФ от 24.06.93 г. № 5238-1 «О федеральных органах налого­вой полиции». Согласно положениям Налогового кодекса, Федераль­ная служба налоговой полиции РФ к налоговым органам не отно­сится. Она призвана выполнять функции по предупреждению, вы­явлению, пресечению и расследованию нарушений налогового за­конодательства, которые являются преступлениями или админист­ративными правонарушениями. Следовательно, деятельность орга­нов налоговой полиции в области государственного финансового контроля носит оперативно-розыскной характер.

Государственный финансовый контроль осуществляется также и рядом других государственных органов: Центральным банком РФ, Министерством государственного имущества РФ, Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю (ВЭК России).

11. Финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент – это система управления финансами хозяйствующих субъектов, их операциями на финансовых рынках путем использования комплекса методов, приемов, рычагов, финансовых инструментов и принципов, с помощью которых реализуется финансовая политика предприятия. Финансовый менеджмент – это и наука в области принятия управленческих финансовых решений.

Предметом финансового менеджмента является система управления финансами на предприятии, финансовый механизм последнего, совокупность методов, приемов и рычагов управления финансами.

Цели финансового менеджмента вытекают из целей хозяйствующего субъекта и его экономической стратегии. К основным целям финансового менеджмента относятся:

- максимизация рентабельности;

- достижение конкурентоспособного уровня прибыли, рост доходов собственников, менеджеров, персонала фирмы и усиление мотивации их труда;

- оптимизация затрат;

- повышение уровня управления капиталом, оптимизация потоков денежных средств;

- рост рыночной стоимости предприятия.

Субъектом финансового менеджмента является финансовая администрация предприятия (финансовая дирекция, финансовые менеджеры).

Объектами управления являются: финансы хозяйствующих субъектов; финансовые процессы, происходящие на предприятии; финансовые потоки; фонды денежных средств; финансовые активы, ресурсы и их источники; финансовые отношения предприятия.

Рассмотрим процессы принятия наиболее важных решений по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью.

Дебиторская задолженность возникает, когда предприятие реализует свою продукцию в кредит или авансирует поставщиков ресурсов. Управление дебиторской задолженностью складывается из пяти последовательных этапов.

Первый этап – создание оптимальных условий продаж своей продукции и закупок продукции поставщиков. Необходимо решить, каковы будут продолжительность периода оплаты за отгруженную продукцию и величина наценки за фактическое кредитование покупателя.

Второй этап – оценка кредитоспособности каждого покупателя.

Третий этап – определение формы договора с покупателем.

На четвертом этапе необходимо установить лимиты кредита покупателя. При этом следует помнить, что управление дебиторской задолженностью состоит не в том, чтобы минимизировать количество сомнительных долгов, а в том, чтобы максимизировать прибыль.

На пятом этапе необходимо собрать деньги с дебиторов. Необходимо проявлять твердость с неплательщиками, но не надо обижать добросовестного покупателя, если его оплата задержалась по вине банка.

В случае нехватки денежных средств предприятию приходится делать займы, а финансовому менеджеру – управлять кредиторской задолженностью.

12. Финансовое регулирование социально-экономических процессов.

Воздействие государства на социально-экономические процессы необходимо для следующих целей:

• обеспечения общих условий жизнедеятельности и правовой ос­новы реализации экономических решений (государству необ­ходимо обеспечивать безопасность всего общества, устанавли­вать и поддерживать правовой режим, направленный на за­щиту прав собственности и свободного развития личности, поддержание и развитие эффективной конкуренции);

• проведения стабилизационных мероприятий (государство должно регулировать темпы экономического роста, уровень инфляции и занятости, поощрять прогрессивные сдвиги в от­раслевой и региональной структуре экономики, поддерживать внешнеэкономическое равновесие и курс национальной ва­люты);

• осуществления социально ориентированного перераспределе­ния ресурсов (государство должно организовать производство нужных обществу благ, которым не занимается частный сек­тор, гарантировать минимальный уровень заработной платы, пенсии, пособий, помощи социально незащищенным граж­данам, осуществлять индексацию фиксированных доходов).

Среди государственных расходов выделяются:

• государственное потребление (заработная плата работников го­сударственного сектора; платежи за товары, закупаемые госу­дарством для покрытия текущих потребностей; дотирование производства; обслуживание государственного долга; межбюд­жетные субсидии и ссуды в части, используемой на указанные здесь цели);

• государственные инвестиции (вложения в основной капитал и прирост оборотных фондов государственных предприятий и орга­низаций; инвестиционные субвенции; создание государственных запасов и резервов; долгосрочные бюджетные кредиты).

Таким образом, государственные расходы могут представлять со­бой положительную составляющую формирования совокупного спро­са при их производительном направлении. В совокупности государственных доходов можно выделить изъя­тия, воздействующие на:

• ценообразование (в основном это косвенные налоги);

• издержки производства (налоги на имущество, на фонд потреб­ления, отчисления во внебюджетные фонды социального ха­рактера);

• величину накоплений (инвестиционные льготы);

• занятость и личное потребление (налог на фонд оплаты труда, отчисления в фонд занятости населения, на доходы «индиви­дуалов» и т.д.).

Помимо этого, разнообразие видов доходов и механизмов их взи­мания предоставляет государству возможность целенаправленно ре­гулировать спрос на определенные товары и услуги, выбирать наи­более эффективные технологии, продукцию импорта и т.д. Как из­вестно, в большинстве современных государств, основная масса централизованных денежных потоков формируется посредством нало­гов. Глобальное понижение их общего уровня ведет к увеличению чистых доходов, спроса, занятости, активизирует предприниматель­скую инициативу, тогда как его повышение— верный способ «охла­дить» рыночную конъюнктуру.

Итак, финансовое регулирование социально-экономических процес­сов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях коррек­тировки параметров воспроизводства. Оно порождено естественной эволюцией человеческого общества и является неотъемлемым усло­вием нормального функционирования экономики и социальной сферы.

13. Сущность и принципы организации финансового контроля.

Финансовый контроль существует в следующих видах:

– государственный финансовый контроль – комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.

– негосударственный финансовый контроль – подразделяется на внутренний (внутрифирменный) и внешний (аудиторский).

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, а именно:

– независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа;

– объективность и компетентность, то есть неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень контролеров;

– гласность – предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации;

– результативность;

– неподкупность субъектов контроля;

– обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок;

– презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях.

14. Формы и методы проведения финансового контроля.

Формы контроля классифицируютпо следующим критериям:

1) по регламенту осуществления: обязательный (внешний), инициативный (внутренний) финансовый контроль; 2) в зависимости от времени проведения: предварительный, текущий (оперативный), последующий; 3) в зависимости от субъекта, проводящего контроль: президентский, контроль законодательных органов власти, контроль исполнительных органов власти, внутрифирменный и аудиторский; 4) в зависимости от объекта контроля: контроль за внебюджетными фондами, бюджетный, налоговый, валютный, кредитный и т.д.

Существуют следующие методы проведения контроля: 1) проверки – проводятся на основе отчетной документации. В процессе проверок рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры по устранению выявленных нарушений; 2) обследование – охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей для определения его финансового состояния; 3) надзор – производится контролирующими органами за экономическими субъектами и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов (например, надзор со стороны ЦБ РФ за деятельностью КБ); 4) анализ финансового состояния – предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспечения собственным капиталом и эффективности его использования; 5) наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; 6) ревизия – это полное обследование финансово-хозяйствен­ной деятельности экономического субъекта с целью проверки её законности, правильности, целесообразности, эффективности. Аудиторский контроль относится к негосударственному виду финансового контроля. Основная задача его – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

15. Негосударственный финансовый контроль: сущность, виды.

Инициативный контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Существуют следующие методы проведения контроля:

1) проверки – проводятся на основе отчетной документации. В процессе проверок рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры по устранению выявленных нарушений;

2) обследование – охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей для определения его финансового состояния;

3) надзор – производится контролирующими органами за экономическими субъектами и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов (например, надзор со стороны ЦБ РФ за деятельностью КБ);

4) анализ финансового состояния – предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспечения собственным капиталом и эффективности его использования;

5) наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента;

6) ревизия – это полное обследование финансово-хозяйствен­ной деятельности экономического субъекта с целью проверки её законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Аудиторский контроль относится к негосударственному виду финансового контроля. Основная задача его – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Результат проверки оформляется в виде заключения аудитора. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

1) заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;

2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но и о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе;

3) отрицательное заключение – составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухучет на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов;

4) заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.

Все аудиторские услуги платные. Отношения аудитора и клиента оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам.

16. Роль финансов в расширенном воспроизводстве.

Расширенное воспроизводство включает: непрерывное возобновление и расширение производственных фондов; рост ВВП и его главной части – национального дохода; воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Воспроизводство осуществляется с использованием экономических рычагов товарно-денежных и финансово-кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства, социальных мероприятий и налоговую политику.

Движение денежных средств в процессе расширенного воспроизводства можно представить в следующем виде:

деньги ® товар ® производство ® товар’ ® деньги’ ® фонды ®
деньги’’ ® товар’’ ® производство’ ® товар’’’ ® деньги’’’ ® …

Так, в процессе производства создается валовой внутренний продукт, который в силу товарно-денежных отношений выступает не только в натурально-вещественной, но и стоимостной денежной форме. В свою очередь, произведенный ВВП подлежит реализации на рынке, то есть превращается в денежную выручку, которая представляет собой нестабильное состояние и стремится быть распределенной по направлениям, связанным с расширенным воспроизводством.

Таким образом, на начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его реализации) денежные потоки опосредуют товарные потоки, а на стадии распределения и перераспределения денежная форма ВВП приобретает относительно самостоятельное движение. Именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В результате образуются различные денежные фонды, происходит их перегруппировка и формируются конечные доходы.

При этом необходимо подчеркнуть, что часть денежного оборота жестко согласована с товарным обращением, поскольку реализуется вследствие обмена эквивалентами, выраженными в товарной форме (у продавца) и денежной (у покупателя). Другая часть денежного оборота связана с потребностями расширенного воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются в процессе его распределения и перераспределения с помощью финансов. Эта часть денежного оборота представляет собой финансовые потоки, то есть движение тех средств, которые могут быть затрачены на развитие национального хозяйства и удовлетворение общегосударственных и социальных нужд.

17. Бюджетное устройство.

Бюджетное устройство – это совокупность принципов построения государственного бюджета и бюджетной системы страны, их структуры, взаимосвязи бюджетов, входящих в бюджетную систему, и правовых основ их функционирования.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: 1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; 2) бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; 3) местных бюджетов.

Бюджетная система России основана на ряде принципов:

1. Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ.

3. Самостоятельность означает:

– право законодательных (представительных) органов государственной власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

– наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

– законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

– право органов государственной власти самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

– право органов государственной власти самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

– право использования доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы подлежат обязательному отражению в этих бюджетах в полном объеме.

5. Сбалансированность бюджета означает, что объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Эффективность и экономность использования бюджет­ных средств.

7. Общее (совокупное) покрытие расходов предполагает покрытие всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

8. Гласность.

9. Достоверность бюджета предусматривает обеспечение надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность и целевой характер.

18. Бюджетная классификация, ее структура и значение.

В настоящее время в России действуют следующие классификации бюджетных расходов.

1. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ – группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление финансов на выполнение основных функций государства: государственное управление и местное самоуправление; судебная власть; национальная оборона; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности; жилищно-коммунальное хозяйство, строительство; образование; здравоохранение и физическая культура; социальная политика; обслуживание и погашение государственного долга и др.

2. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ – группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию. Она включает следующие разделы: текущие расходы; капитальные расходы; предоставление кредитов за вычетом погашения.

Текущие расходы бюджета представляют собой часть расходов, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Капитальные расходы бюджета – это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций в юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; расходы на проведение капитального ремонта; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество.

3. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.

Первый уровень этой классификации – перечень прямых получателей средств (министерства, ведомства, организации), каждому из которых присвоен свой код.

Второй уровень – классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств (содержание депутатов Государственной думы и их помощников, закупка вооружения и пр.).

Третий уровень – классификация видов расходов федерального бюджета, детализирующая направление финансирования по целевым статьям.

Осуществление бюджетных расходов основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. К принципам бюджетного финансирования относятся:

1) получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой – в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

2) целевой характер использования бюджетных ассигнований. Бюджетополучателям средства из бюджета перечисляются только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

3) предоставление бюджетных средств в меру осуществления запланированных расходов, с учетом использования ранее выделенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от достижения намеченных показателей позволяет финансовым органам не только эффективно распределять средства во времени и по направлениям, но и осуществлять действенный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

4) безвозвратность бюджетного финансирования – предоставление средств без условия их обязательного возврата в бюджет;

5) бесплатность бюджетного финансирования – выделение бюджетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.

Таким образом, доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют часть своих доходов в бюджет, а расходная – на какие цели направляются собираемые государством средства.

19. Социально-экономическая сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением – с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период. Так, с помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, обеспечения обороны страны, осуществления социально-культурных мероприятий, реализации экономических задач, то есть для выполнения возложенных на них функций.

Как экономическая категория бюджетные отношения составляют часть финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.

1. Перераспределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей (межотраслевое перераспределение), регионов (межтерриториальное перераспределение). Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно, стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств.

2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулиро­вания экономических и социальных процессов в стране. В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие в пользу государства части НД. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением. В то же время бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и доходов населения.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь на те социальные нужды и в те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, то есть посредством бюджета осуществляется межсоциальное и межтерриториальное перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы не только экономического развития страны в целом, но и интересы пропорционального социально-культурного развития регионов.

4. Как уже отмечалось, через государственный бюджет перераспределяется около половины национального дохода страны. Это позволяет координировать, а значит, и контролировать правильность формирования и использования централизованных денежных фондов. Следовательно, экономика и социальная сфера государства, рациональное размещение денежных и материальных ресурсов во всем народном хозяйстве, развитие отраслей и территорий, научно-технический прогресс частично находятся под контролем государства.

20. Функции государственного бюджета.

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Произведенный в сфере материального производства НД проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании НД играет бюджет страны. В процессе перераспределения национального дохода страны его часть в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Таким образом, бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Как экономическая категория бюджетные отношения составляют часть финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.

1. Перераспределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей (межотраслевое перераспределение), регионов (межтерриториальное перераспределение). Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно, стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств.

2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулиро­вания экономических и социальных процессов в стране. В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие в пользу государства части НД. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением. В то же время бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и доходов населения. Существует известная зависимость между формами изъятия и размером изъятой в бюджет части прибыли (доходов) предприятий и населения и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Централизация в бюджете части финансовых ресурсов дает государству возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

3. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь на те социальные нужды и в те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, то есть посредством бюджета осуществляется межсоциальное и межтерриториальное перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы не только экономического развития страны в целом, но и интересы пропорционального социально-культурного развития регионов.

4. Как уже отмечалось, через государственный бюджет перераспределяется около половины национального дохода страны. Это позволяет координировать, а значит, и контролировать правильность формирования и использования централизованных денежных фондов. Следовательно, экономика и социальная сфера государства, рациональное размещение денежных и материальных ресурсов во всем народном хозяйстве, развитие отраслей и территорий, научно-технический прогресс частично находятся под контролем государства.


21. Экономическое содержание и классификация доходов и расходов бюджета.

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов госу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: