Категория «финансы» может рассматриваться с 2 позиций: 1) в материальном смысле — как совокупность фондов денежных средств и 2) как совокупность общественных отношений. В первом случае финансы выступают в качестве инструмента распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, а также в качестве орудия контроля движения денежных средств. При втором подходе финансы рассматриваются как особая форма общественных отношений, складывающихся в сфере движения централизованных и децентрализованных денежных средств. В условиях рыночной экономики государственные финансы являются инструментом государственной политики и государственного регулирования экономических систем.
Важнейшие свойства финансов определяются как их признаки. Основные признаки финансов выражаются в следующем:
1) финансы выступают в качестве денежных отношений, возникающих по поводу образования, распределения, использования, перераспределения и накопления денежных средств;
2) распределительный характер денежных отношений связан с движением реальных денег;
|
|
3) движение денежных средств имеет, как правило, односторонний (однонаправленный) характер;
4) финансы, как денежные отношения, имеют форму централизованных и децентрализованных денежных средств;
5) финансы выступают в качестве необходимого механизма (через налоги и государственное финансирование) воспроизводственного процесса в экономике;
6) финансы являются одним из инструментов государственного управления, обеспечивающего выполнение государством его функций и задач.
Перечисленные признаки финансов являются необходимым условием реализации функций финансов. Основными функциями финансов являются:
1) распределение и перераспределение национального дохода на федеральном, региональном и местном уровнях в форме межтерриториального, межотраслевого, внутриотраслевого и внутрихозяйственного движения финансов;
2) контрольная функция финансов, обеспечивающая проверку соблюдения законодательства в области финансов и выполнение финансовых обязательств;
3) регулирующая функция финансов, состоящая в организации финансовых отношений и в воздействии государства на развитие экономики посредством финансовых рычагов.
Функционирование финансов основывается на следующих базовых принципах:
1) принцип федерализма, предполагающий гармоничное сочетание интересов в сфере финансовых отношений на федеральном и территориальном уровнях;
2) принцип единства финансов, означающий единство нормативно-правовой базы, а также функционирование единой денежной системы, единой кредитной системы, единой налоговой системы; единым должен быть финансовый учет;
|
|
3) принцип равноправия субъектов РФ в сфере финансовых отношений;
4) принцип сбалансированности, означающий соответствие доходов и расходов, своевременное исполнение денежных обязательств;
5) принцип целевой направленности, реализующийся в коммерческих структурах как обеспечение прибыльности, рентабельности, а в государственных финансах — как мобилизация доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений и распределение финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами;
6) принцип диверсификации источников финансирования и вложений ресурсов, обеспечивающий маневренность и снижение финансовых рисков;
7) принцип стратегической ориентированности финансов, предполагающий разработку долгосрочных программ развития финансов;
8) принцип открытости и прозрачности, связанный с обеспечением гласности — доступности финансовой информации;
9) принцип разграничения полномочий и предметов ведения в области финансовой деятельности между законодательной, исполнительной и судебной властями;
10) принцип научного подхода к организации финансов, означающий, что финансовая система должна опираться на научно обоснованную методологию;
11) принцип экономичности и рациональности, требующий эффективности финансовой деятельности во всех сферах и на всех уровнях;
12) принцип управляемости финансовыми потоками, предполагающий недопустимость теневых финансовых потоков, надлежащее исполнение финансовых обязательств.
Перечисленные принципы финансов должны лежать в основе формирования финансовых ресурсов и управления ими. Под финансовыми ресурсами понимается совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении субъектов финансовых отношений. Субъектами, которые ими располагают, являются государство, органы местного самоуправления, предприятия, домохозяйства.
Различают следующие виды финансовых ресурсов:
1) собственные средства;
2) мобилизационные средства;
3) средства, поступающие в порядке перераспределения. Отдельные виды субъектов, располагающие финансовыми ресурсами, имеют свой особый состав финансовых ресурсов.
Собственными средствами являются: на уровне государства и органов местного самоуправления — доходы государственных и муниципальных предприятий и доходы от внешнеэкономической деятельности; на уровне хозяйствующих субъектов — прибыль; на уровне населения — заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, пенсии, пособия, стипендии.
Мобилизационными средствами являются: на уровне государства — государственный кредит, эмиссия денежных средств, доходы от эмиссии ценных бумаг; на муниципальном уровне — муниципальный кредит и др.; на уровне хозяйствующих субъектов — банковский кредит и др.
Средства, поступающие в порядке перераспределения, представлены: на уровне государства и муниципальных образований — обязательными платежами; на уровне хозяйствующих субъектов и домохозяйств — процентами, дивидендами по ценным бумагам; на уровне населения — поступлениями средств от кредитно-финансовых операций.
Как самостоятельное понятие существует категория «финансовые ресурсы страны», к ним относят часть ВВП, представленную: валовой прибылью экономики; отчислениями в государственные внебюджетные социальные фонды; налогами на производство и импорт; налогами с физических лиц; сбережениями домашних хозяйств и кредитами, полученными из зарубежных стран.
Роль финансов в экономике России определяется тем, что финансы являются одним из основных механизмов развития рыночных институтов, укрепления федеративных основ устройства государства, оптимизации экономической эффективности и социальной справедливости, перераспределения ресурсов в социальную сферу и сферу домашних хозяйств, стимулирования инвестиционной активности предприятий, совершенствования банковской системы, глобализации экономических отношений и формирования международных рынков капиталов, повышения качества жизни граждан.
|
|
В целом состояние экономики страны определяется прежде всего состоянием финансовой системы. В современной России наиболее острыми проблемами в области финансов являются:
1) обеспечение реального сектора экономики необходимыми финансовыми и кредитными ресурсами;
2) достижение сбалансированности бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
3) совершенствование налоговой системы;
4) повышение эффективности использования государственной, муниципальной и частной собственности;
5) совершенствование бюджетного федерализма;
6) обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;
7) укрепление финансового контроля;
8) развитие системы страхования;
9) активное вовлечение сбережений населения в денежный оборот;
10) интеграция в мировую финансовую систему на равноправной основе и др.
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни, в том числе и в сфере финансов.
Под финансовой политикой государства понимается совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и эффективное использование для выполнения государством своих функций. Финансовая политика включает комплекс целенаправленных действий властных структур по использованию финансов. Содержанием финансовой политики являются: диагностика текущего состояния и происходящих изменений в финансовой системе; обоснование и формирование стратегии, целей и задач развития финансов; тактика, способы и инструменты достижения установленных целей государственных финансов. Финансовая политика реализуется через бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, инвестиционную, таможенную, научно-техническую, инвестиционную политики и политики в области международных финансов.
|
|
Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных проблем в финансовой сфере. Финансовая тактика — это методы решения финансовых задач по важнейшим направлениям финансовой стратегии.
Финансовая политика должна способствовать решению основных проблем, стоящих перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, она направлена на регулирование экономических и социальных процессов посредством финансовых рычагов. Финансовая политика ориентирована на стимулирование передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики, урегулирование отношений с мировой финансовой системой.
Основными задачами финансовой политики в РФ являются:
1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2) обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов на федеральном, региональном и местном уровнях;
3) рациональное распределение финансовых ресурсов с учетом степени приоритетности различных социально-экономических сфер;
4) создание и совершенствование финансового механизма в соответствии с базовыми целями и задачами финансовой стратегии — достижением финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;
5) создание эффективной системы государственного управления финансами.
Финансовая политика разрабатывается совместными усилиями ряда государственных структур. Приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Федеральное собрание рассматривает и утверждает основные положения в области финансовой политики. Органы исполнительной власти ответственны за реализацию финансовой политики государства.
Финансовая политика представляет собой комплексное понятие, включающее три структурных элемента: разработку концепции финансовой политики, создание финансового механизма и управление финансовой деятельностью.
Под концепцией понимаются основные цели и задачи государства в сфере управления финансами. Финансовым механизмом является система инструментов и рычагов воздействия финансов на экономические и социальные процессы. Наиболее значимыми являются такие механизмы, как финансовое обеспечение, финансовое регулирование, финансовое планирование и прогнозирование и др. Управление финансовой деятельностью заключается в регулировании финансовых отношений, в определении источников и направлений использования финансовых ресурсов государства.
В структуре финансовой политики особая роль принадлежит механизмам ее реализации. Под финансовым механизмом понимают систему установленных государством способов, методов, инструментов и рычагов воздействия на экономические и социальные процессы, реализуемую при распределении и перераспределении финансовых ресурсов. Государство определяет способы организации финансовых отношений, которые закреплены в законах и других актах нормативного характера.
К числу конкретных механизмов финансовой политики относятся методы распределения ВВП, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов. Различают два метода финансового воздействия на развитие общества:
а) финансовое обеспечение, которое может осуществляться в нескольких формах: самофинансирование, кредитование и безвозвратное финансирование;
б) финансовое регулирование, заключающееся в регламентировании распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности, например: налоговый метод, платежи, отчисления.
Приоритетные направления финансового механизма определяются финансовой политикой государства. Конкретными элементами финансового механизма являются:
1) формы управления финансами и финансовой системой;
2) система финансовых норм, правовое регламентирование финансовых отношений;
3) методы финансового планирования и прогнозирования;
4) порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
5) организация бюджетной системы;
6) организация рынка ценных бумаг;
7) финансовый контроль;
8) организация финансов предприятий.