Организационная система управления налогами

Содержание и задачи управления налогообложением.

Управление налогообложением заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание эффективной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

Управление налогообложением осуществляется органами государства, непосредственно ответственными за проведение (осуществление) налоговой политики, к которым относятся Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам.

Управление налогообложением направлено на решение общенациональных задач на макроуровне и специфических задач - на микроуровне.

К общенациональным задачам управления следует отнести:

- образование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;

- установление наиболее оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы;

- составление краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов с использованием данных учетной и статистической отчетности, а также информации для принятия решений.

Специфическими задачами управления можно считать:

1) определение участия юридических и физических лиц в налоговых доходах бюджета;

2) разработку научно обоснованных ставок налогов, систем оценочных показателей налогооблагаемой базы;

3) осуществление контроля за налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, а также проведение жестких мер против лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

Общее управление налогами возложено на высшие органы власти – парламент, аппарат Президента, правительство.

Оперативное управление процессом налогообложения в Республике Беларусь возложено на Министерство Финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами. С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики.

С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики.

13 Налоговый менеджмент: понятие, характеристика основных форм.

Налоговый менеджмент — управление налогами, осуществляемое организациями-налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности.

Субъектами налогового менеджмента выступают государство в лице законодательных и исполнительных органов власти, а также сами налогоплательщики – юридические лица (предприятии, организации).

В соответствии с делением общей системы финансов на государственные финансы и финансы предприятий (организаций или корпораций) необходимо выделять два звена (уровня) налогового менеджмента:

- макроуровень – государственный налоговый менеджмент;

- микроуровень – налоговый менеджмент предприятий (организаций) или корпоративный налоговый менеджмент.

Объект налогового менеджмента — экономические отношения предприятий и организаций с государством, возникающие в процессе формирования доходов бюджета и материализующиеся в налоговых платежах, определяющих денежные (или финансовые) потоки, которые отражают движение долговых требований.

Задача налогового менеджера — предвидеть изменения налоговой политики страны, законодательной базы налогообложения и оценить их. Финансовое руководство фирмы обычно стремится максимально снизить подлежащие выплате налоги, для чего ведется работа по обнаружению и использованию легальных возможностей минимизации налогов и соответствующее увеличение объема децентрализованных фондов денежных средств фирмы, определяющих экономическую ценность ее активов, т. е. ее стоимость.

Частные цели государственного и корпоративного налогового менеджмента различные: государство заинтересовано в росте налоговых поступлений, а предприятия, в уменьшении налоговых платежей. Однако общей целью налогового менеджмента, безотносительно к его уровню, является укрепление финансов, повышение экономической эффективности и обеспечение экономического роста.

Цель и эффективность налогового менеджмента, движение налоговых потоков обеспечиваются через организацию и функционирование налогового процесса на макро-и микроуровне. На уровне макроэкономики налоговый менеджмент структурно включает в себя налоговое право, налогообложение, налоговую политику, налоговую систему и налоговый механизм. На микроуровне налоговый менеджмент включает в себя только отдельные элементы налогового процесса, являющиеся прерогативой органов управления предприятием, а именно: налоговая политика, налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль самой организации (предприятия).

Налоговый менеджмент предполагает принятие эффективных решений в области управления входящими и исходящими налоговыми потоками. Принятие таких решений осуществляется в рамках налогового процесса, организуемого государством на уровне экономики в целом по всем названным выше составляющим его элементам. В отличие от налогового менеджмента на уровне макроэкономики, принятие управленческих решений на уровне предприятия осуществляется лишь по тем элементам налогового процесса, которые менеджмент предприятия самостоятельно организует и использует в управлении.

Налоговый менеджмент является составляющей частью финансового менеджмента.

Таким образом, налоговый менеджмент в условиях функционирования государства и предприятий в рыночной среде следует рассматривать двояко:

- как процесс принятия управленческого решения;

- как систему управления.

Организационная система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой.

Общее управление налогами в Республике Беларусь возложено на высшие органы государственной власти — парламент, аппарат Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Парламент в соответствии с Конституцией рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все законодательные проекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при наличии заключения правительства.

Оперативное управление процессом налогообложения в Республике Беларусь возложено на Министерство финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами.

Финансовые органы на местах занимаются конкретным вопросами налогообложения, а именно:

• совместно с налоговыми органами осуществляют ревизии юридических лиц;

• принимают меры по укреплению налоговой дисциплины своевременному и полному поступлению налогов и других обязательных платежей в бюджет;

• формируют доходную часть своих бюджетов, получая при этом сведения от налоговых органов;

• в пределах своей компетенции предоставляют налогоплательщикам отсрочки и рассрочки платежей по налогам с уведомлением налоговых органов о принятых решениях;

• совместно с налоговыми органами решают вопрос о неприменении финансовых санкций к налогоплательщикам в случае задержки или неуплаты налогов;

• получают сведения от налоговых органов о поступлении налоговых доходов в бюджет, а также другую информацию, необходимую для регулирования бюджетного процесса.

На структурное подразделение Министерства финансов — Главное государственное казначейство — возложено управление доходами и расходами республиканского бюджета исходя из принципа единства кассы.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. МНС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.

В структуру МНС входят управления, отделы, а также инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах, а также департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий.

На Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь возлагаются следующие функции:

контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет всех обязательных платежей;

подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства;

участие совместно с Министерством финансов в разработке налоговой политики и налогового законодательства государства;

постоянный мониторинг процесса издания различными ведомствами нормативных документов о налогообложении;

разработка форм налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

Налоговые инспекции на местах имеют право:

• проводить плановые и контрольные проверки на предприятиях, в учреждениях, организациях;

• проверять все документы (денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации), связанные с исчислением и уплатой налогов;

• получать от налогоплательщика необходимые объяснения, правки, сведения по вопросам проверок;

• бесплатно получать необходимую информацию от государственных органов, предприятий, физических лиц;

• при проведении проверок у налогоплательщиков изымать у них акты, документы, свидетельствующие о сокрытии прибыли или других объектов обложения, если есть основания предполагать, что эти документы будут уничтожены или заменены;

• вызывать в налоговые органы налогоплательщиков в связи с проведением проверок;

• обследовать с соблюдением соответствующих правил складские, торговые и иные помещения юридических лиц;

• приостанавливать операции предприятий, организаций и граждан по счетам в банках в случае непредставления их должностными лицами налоговым органам документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, а также в случае невыполнения требований налоговых органов по устранению выявленных нарушений;

• требовать от налогоплательщиков исправления выявленных налоговых нарушений и контролировать выполнение указанных требований;

• проводить в бесспорном порядке взимание недоимок, также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством;

• применять к налогоплательщикам финансовые санкции за нарушения налогового законодательства;

• возбуждать в установленном порядке ходатайство о запрещении занятия предпринимательской деятельностью;

• предъявлять в хозяйственный суд иски о лишении предприятий лицензий.

За соблюдение налогового законодательства несет ответственность и Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Его задача — предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Кроме указанных финансовых и налоговых органов вопросами налогового управления занимаются банки и другие кредитные учреждения. Банки при открытии расчетного (текущего) счета предприятию или физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, прежде всего проверяют документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе, а при открытии иных счетов (валютных, ссудных, депозитных) — дополнительно справки, удостоверяющие уведомление налогового органа о намерении налогоплательщика открыть соответствующий счет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: