Периодизация коммуникации:
письменная культура - Письменная речь – это графически оформленная речь, которая обращена к отсутствующему. Так как непосредственный собеседник в письменной речи отсутствует, вся информация в ней должна выражаться полно, грамматически развернуто. Письменная речь не предполагает ни знания читателем (адресатом) ситуации общения, ни речевого контакта, она не располагает средствами мимики, жестов, интонации.
Устная культура - Устная речь – это звучащая речь. Она изначальна и возникла раньше письма. Устная речь неподготовлена (спонтанна), письменная речь всегда предполагает подготовку, обдумывание текста.
Массовые коммуникации – (mass communication) — дисциплина, изучающая различные средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию с помощью сетевых технологий, таких как сети мобильной связи, Интернет, социальные сети и др. большим сегментам населения одновременно.
Электронные сми – Интернет-издание, интернет-СМИ — веб-сайт, ставящий своей задачей выполнять функцию средства массовой информации (СМИ) в сети Интернет. Как и печатные издания, интернет-издания руководствуются принципами журналистики.
|
|
Мир уха (аналфабетизм) – неспособность писать и читать как у психически здоровых людей (неграмотных), так и у больных тяжёлой степенью олигофрении.
Мир глаза (электронические медиа) - Новые СМИ или новые медиа (New media) — термин, который в конце XX века стали применять для интерактивных электронных изданий и новых форм коммуникации производителей контента с потребителями для обозначения отличий от традиционных медиа, таких как газеты, то есть этим термином обозначают процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций. Конвергенция и мультимедийные редакции стали обыденными элементами сегодняшней журналистики
Холодные и горячие медиа – По мнению Маклюэна, все средства массовой информации можно разбить на две большие группы: «горячие» и «холодные». Главное их различие заключается в степени интенсивности сообщения, а также в вовлечённости зрителя в процесс передачи информации, причём одно прямо пропорционально другому.
«Горячие» медиа: радио, книгопечатание, кинематограф
«Холодные» медиа: речь, телефон, телевидение.
Например, несмотря на всю близость кино и телевидения, они относятся к двум разным категориям медиа. В кино важна каждая деталь, и звёзды кино, как правило, запоминаются лучше, чем звёзды телевидения. Телевидение, в свою очередь, подразумевает больше импровизации и интерактивности.
Типология коммуникации:
Интерперсональная коммуникация – является, по сути, внутренним диалогом человека, разговором с самим собой. Несмотря на распространенный миф о том, что разговор с самим собой – признак душевной болезни, на самом деле, конечно, размышляя, человек так или иначе говорит внутри себя. Понятие внутренней речи достаточно хорошо изучено. Внутренняя речь имеет в том числе и явно выраженные диалогические признаки. Например, внутри себя человек может задавать сам себе вопросы – это явный атрибут диалогической речи. Нам известны такие обороты: сдерживать себя, уговаривать себя, заставлять себя. Все это свидетельства внутреннего диалога, внутренней коммуникации. Другое дело, что внутренняя речь имеет ряд особенностей. Среди них, к примеру, неполная синтаксическая структура высказываний – внутри себя избыточность кода не требуется. Человек способен понять сам себя, как правило, «с полуслова».
|
|
Групповая коммуникация –это усложненный вариант межличностной коммуникации, когда коммуникантами являются более чем два человека. Любая коллективная беседа является групповой коммуникацией. Групповой коммуникацией является также общение в интернет-чате или общение на лекции. Коммуниканты могут поддерживать одну тему, а могут и разные. Отправителем сообщения может быть преимущественно один субъект (на лекции – преподаватель), а могут и разные участники.
Межгрупповая коммуникация –это общение уже не между личностями, а между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Чаще всего это общение в политической сфере, так как объединение людей по интересам обычно сопровождается постановкой политических целей, то есть связано с влиянием на власть или стремлением к власти.
Институциональная коммуникация – явление общественное, а само общество является пространством тщательно урегулированной коммуникации. Общественные институты регулируют коммуникацию между собеседниками, между группами, народами, городами, организациями, внутри каждой организации и т.д. Институциональная коммуникация характеризует экономическое, социальное и политическое устройство данного общества. Она охватывает организованные и признанные сообщества: профессиональное, школьное, семейное и т.д. Данный вид коммуникации носит не спонтанный, а произвольный характер.
Общественная коммуникация- В общественной коммуникации выступающий (источник информации) передает послание аудитории (получателям информации). Общественная коммуникация возникает, когда группа слишком большая, чтобы все ее члены могли эффективно участвовать в ее работе. Каналы те же, что и при межличностном общении или общении в малой группе (взгляд и звук), однако возможно использование технических средств, в частности средств визуального воздействия на аудиторию (диаграммы, диапроекторы и т. д.). Возможности обратной связи тем не менее ограничены. Большинство образований, в которых действует общественная коммуникативная связь, являются формальными, поэтому аудитория обычно не интерпретирует выступающего. Однако аудитория в той или иной форме выражает отношение к выступающему. Общественная коммуникативная связь обычно нерегулярна. Этот тип коммуникации может возникнуть на собраниях, церемониях, пресс-конференциях.