Предметно манипулятивная деятельность
Предметно-манипулятивная деятельность [лат. manipulātio — ручной прием, действие] — деятельность ребенка, содержанием которой являются предметные манипуляции. В отличие от предметной деятельности, содержанием которой являются истинно предметные действия, здесь речь идет не о культурно обусловленных способах употребления предметов, а лишь о приспособлении к их физическим свойствам. П.-м. д. характерна для детей младенческого возраста, хотя наблюдается и у более старших детей. М.И. Лисина рассматривает П.-м. д. как ведущую деятельность второго полугодия жизни, на основе которой в конце первого — начале второго года жизни формируется предметная деятельность, выступающая в качестве ведущей в раннем возрасте.
Уровень развития П.-м. д. служит одним из важнейших критериев успешности психического развития ребенка во втором полугодии жизни. Основными показателями уровня развития П.-м. д. являются: 1) количество видов действий; 2) численность действий; 3) живость (количество действий, совершаемых ребенком в единицу времени); 4) уровень развития предметных манипуляций; 5) эмоциональная окраска; 6) степень включенности П.-м. д. в общение со взрослыми.
|
|
Уже с первых дней жизни малыша начинается процесс развития речи. Крохе любопытно слышать речь взрослого, изучать новые звуки и голоса. Мама должна постоянно контактировать с ребенком, общаться с ним во время кормлений, принятия ванн или прогулок, произносить слова в разных интонациях и улыбаться. Малыш будет постепенно учиться повторять движения губ и произносить звуки.
Уже в 4 месяца ребенок начинает понимать речь взрослых и старается издавать различные звуки. В это время необходимо проводить различные упражнения для губ, например, сближать их друг к другу или растягивать в разные стороны. Можно развивать жевательные движения, подталкиваю нижнюю челюсть крохи то вниз, то вверх. Основный смысл этих занятий – добиться сопротивления от малыша, развивать его мимические способности.
К 6 месяцу ребенок начинает произносить до четырех слогов подряд, «общаться» с окружающими людьми. Малыш активно реагирует на вашу речь. Он старается повторить отдельные слова и звуки.
На 9-10 месяце кроха начинает произносить свои первые слова. В дальнейшем он учится использовать аморфные слова (бах-бах, ням-ням, тата-бум и д.р.). К двум годам малыш начинает говорить «Я». Трехлетние детки уже могут разговаривать с окружающими, задавать вопросы, называть предметы и формулировать небольшие фразы. Словарный запас крохи постепенно насыщается новыми словами.
Очень важно заниматься развитием речи еще в раннем возрасте, когда можно исправить все ошибки и недостатки.
Если их не исправить, то уже в старшем возрасте дети затрудняются в составлении предложений, допускают ошибки при расстановке ударений, родов и падежей, плохо различают звуки по мягкости, твердости, глухости и звонкости. Им трудно пересказывать и писать тексты, правильно формулировать мысли и идеи. Такое отставание в речевом развитии может негативно повлиять на обучение ребенка в школе.