Есть некие общие правила исполнения расходных обязательств:
Расходное обязательство публично-правового образования исполняется за счет:
1.собственных доходов (все доходы, кроме субвенций),
2.источников финансирования дефицита бюджета.
Далее в БК установлены некие специальные правила:
1.Расходные обязательства РФ – в случаях установленных ФЗ предусматривается возможность исполнения расходных обязательств РФ за счет средств бюджетов ГВФ РФ.
2.Расходные обязательства субъектов РФ - в случаях установленных ФЗ о деятельности территориальных ГВФ и законами субъектов РФ предусматривается возможность исполнения расходных обязательств субъекта РФ за счет средств бюджетов территориальных ГВФ.
3.Расходные обязательства, возникающие при осуществлении переданных полномочий – оно исполняется за счет и в пределах субвенций от публично-правового образования, которое передало государственное полномочие. Собственные доходы соответствующее публично-правовое образование использовать не обязано.
|
|
*Задача. Есть какая-то льгота. Должна она выплачиваться или нет? Первый вопрос, который себе задаем – какой акт является основанием для выплаты этой суммы ФЛ? Далее смотрите основанием возникновения какого расходного обязательства является этот акт. Если закон субъекта – расходное обязательство субъекта. Если акт федерального уровня – расходное обязательство РФ.
Проблемы с переданными полномочиями. Есть некая социальная выплата, предусмотренная ФЗ, следовательно, возникает расходное обязательство РФ перед определенной категорией граждан. Далее РФ передает полномочия по осуществлению этих выплат на уровень субъекта. В связи с передачей полномочий принимается соглашение о передаче полномочия (основание передачи субвенции) и передается субвенция. Далее субъект должен будет установить некое правовое регулирование в целях реализации переданного полномочия, например, порядок осуществления выплат (не обязательно закон, может быть и подзаконный акт). Этот акт и будет основанием для установления расходного обязательства субъекта РФ перед теми же гражданами. Поэтому, если гражданин, которому должны выплачивать эту выплату, её не получает, он пойдет взыскивать. А с кого? У нас возникает сложная система из 3 расходных обязательств: первое расходное обязательство – на основании ФЗ обязательство РФ перед гражданином, второе – РФ перед субъектами по предоставлению субвенции, возникшего на основании соглашения о передаче полномочий, третье – субъекта перед гражданином по осуществлению выплаты в его пользу. Когда мы будем решать с кого взыскивать с РФ или с субъекта (расходное обязательство есть и той и другого по выплате гражданину), мы должны учитывать правило ст. 85 БК – расходное обязательство, возникающее при осуществлении переданных полномочий, исполняется исключительно за счет и в пределах субвенций публично-правового образования передавшего соответствующее полномочие. Будем выяснять, передала ли РФ субвенции в полном объеме и правильно ли она использовалась? Если РФ всё передала, то взыскивать нужно с субъекта. Если РФ не передала вообще или передала в недостаточном объеме (всё было использовано по целевому назначению, но средства закончились) – взыскивать нужно с РФ, субъект не обязан за счет своих собственных средств исполнять это расходное обязательство (хотя может использовать, запрета нет, но вернуть их потом из бюджета РФ не получится, такое не предусмотрено БЗ).
|
|
Реестр расходных обязательств (ст.87)
- это свод оснований возникновения расходных обязательств. Т.е. указывается конкретный пункт, статья акта, реквизиты договора или соглашения.
Свод оснований возникновения расходных обязательств с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.
Именно реестр основополагающий акт при составлении проекта бюджета.
На федеральном уровне реестр ведет МинФин РФ, на уровне СПб – Комитет финансов.
ПП РФ от 16.07.2005 № 440,
Приказ МинФина РФ от 19.04.2012 №49Н (порядок предоставления реестров субъектов, МО на уровень федерации)
ПП СПб от 12.07.05 №1007 «о реестре расходных обязательств СПБ»
Понятие «бюджетное ассигнование» (ст.6)
- это предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения расходных обязательств, подлежащих исполнению в текущем финансовом году обязанностей публично-правовых образований предоставить средства соответствующего бюджета ФЛ или ЮЛ, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права.
*ранее существовало понятие «формы расходов бюджетов», этот перечень содержался в ст.69. В дальнейшем законодатель отказался от этого понятия, сейчас в ст.65 представлены виды бюджетных ассигнований. По сути это почти тоже самое. Перечень закрытый. Только с помощью этих видов (8 видов) бюджетных ассигнований возможно осуществление расходов.
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:
1.
оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
2. (см. текст в предыдущей редакции)
социальное обеспечение населения;
3.
предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
4.
предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
5.предоставление межбюджетных трансфертов;
6.предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
7.
обслуживание государственного (муниципального) долга;
8.
исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.