Формы финансового контроля

1) ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ – проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств

ü На макроуровне

Это процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей

ü На микроуровне

Разработка финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, составление прогнозных балансов

2) ТЕКУЩИЙ (ОПЕРАТИВНЫЙ) КОНТРОЛЬ - производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд. Предупреждает возможное злоупотребление, при получении и расходования средств, и своевременность осуществления финансово – денежных расчетов.

3) ПОСЛЕДУЮЩИЙ - производиться путем анализа ревизии, отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначена для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставление финансовых планов с результатами деятельности и т. д.

Виды финансового контроля (по субъектам)

1. Государственный

Предназначен для реализации финансовой политики государства, создании условий для финансового регулирования. Включает разработку, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней, контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий, банков, финансовых корпораций.

Финансовый контроль, со стороны государства негосударственной сферы экономики, затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, соблюдение законности и целесообразности при расходовании бюджетных средств и соблюдения установленных правительством правил организаций денежных расчетов, введение учета и отчетности.

2. Ведомственный

Осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств и др. органов государственного управления за финансово – хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий и организаций. Ревизии и проверки назначаются руководителем государственного органа и проводятся комплексно 1 раз в год в коммерческих организациях, и 1 раз в 2 года в прочих организациях. Деятельность контрольно- ревизионных органов, министерств и ведомств находятся в ведении министерства финансов и контрольных финансовых органов субъектов федерации. Сфера контроля – это сохранность и исполнение материальных и финансовых ресурсов пресечение расточительства, бесхозяйственности, состояния бух. Учета и отчетности.

3. Внутрихозяйственный

Проводиться самим предприятием, его экономическими службами (бухгалтерия) за финансово – хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий. Оперативный внутрихозяйственный контроль производиться главным бухгалтером, в процессе повседневной деятельности, с помощью организации бух. Учета и

Контроля за движение денежных средств. Он также отвечает за соблюдение государственной и финансовой дисциплины, и финансового законодательства. Также внутрихозяйственный контроль может проводиться руководством предприятия или его собственниками с привлечение сторонних специалистов.

4. аудиторский или независимый

это независимый, внебюджетный финансовый контроль. Его могут проводить отдельные физические лица прошедшие аттестацию и зарегистрирование в качестве предпринимателей аудиторов и аудиторские фирмы, которые могут иметь любую организационно – правовую форму, кроме ОАО. После получения лицензии на право действия, они включаются в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм, они имеют право одновременно заниматься какой – либо другой предпринимательской деятельностью.

Основной задачей аудиторского контроля – это установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия производительных финансовых и хозяйственны операций, законодательству РФ проверка платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований, проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут также оказывать другие услуги:

- постановку и ведения бухучета;

- составление бухгалтерской отчетности и декларации о доходах;

- анализ и прогнозирование финансово – хозяйственной деятельности;

- обучение работников бухгалтерских служб и консультирование вопросов законодательства;

- проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка м/б инициативной и обязательной:

Инициативная проводиться по решению самого экономического субъекта т.е. акционеры, собственники предприятия

Обязательной проверке подлежат все банки, страховые организации, бирж, внебюджетные фонды, благотворительные, и предприятия имеющие в уставном капитале долю иностранных инвесторов также ежегодному аудиторному контролю подлежат предприятия, отдельные финансы показатели которых превышают критерии, установленные правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов: прокурора, казначейства, налоговой службы. Уклонение экономического субъекта от проведения аудиторской проверки, либо препятствия ее проведения – штраф по решению суда.

Обычно отношения аудитора с клиентами оформляется договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводиться на основе поручения судебных органов, то оплата ауд. услуг производиться за счет проверяемой организации по тарифам утвержденным правительством, в случае финансовой несостоятельности, за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: