Сущность и функция цены

Теория ценообразования

Рефлекс и функциональная система.

Рефлекторная теория основана на принципах:

1. детерминизм

2. анализ

3. синтез

4. структурность

Принцип детерминизма – причинности – господствующая роль раздражителя (стимула): любое действие осуществляется на определенный раздражитель. Функциональная система имеет ряд отличий в оценке рефлекторного акта:

1. афферентный синтез – распознание раздражителей, начинается с чувствительной части рефлекторного кольца

2. принятие решения – раздражений много, а ответная реакция должна быть одна

3. аппарат предсказания всех важных параметров будущего результата; когда процесс пошел на получение результата, то качество этого результата уже заложено в виде циркуляции (возбуждение бегает между клетками, которые только и ожидают, когда к ним придет сигнал о том, что результат получен

4. интеграция возбуждения на двигательном направлении

5. результат действия – центральный пусковой узел – поведенческий акт

6. обратная афферентация – несет информацию о результате к аппарату предсказания, где происходит сличение

Об общем конечном результате писал Шеррингтон (1920), понятие рефлекторного кольца введено Н.А. Бернштейном (1934).

Цена – сложная экономическая категория.

Цена – денежное выражение стоимости товаров.

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги.

Можно выделить 3 основных теоретических подхода к концепции ценообразования:

1. Классическая. Это наиболее известная затратная теория цены (Смит, Рикардо, Маркс). Стоимость товара представляет овеществленный в нем труд товаропроизводителей, т.е. стоимость товара определяется количеством труда необходимого для производства товара. Рыночная цена формируется исходя из средних затрат производителей выпускающих данный товар. Количество содержащегося в товаре труда определяет потребительскую ценность товара, а процесс обмена трансформирует потребительскую стоимость в меновую. Недостатком этой модели является явная недооценка в значении рыночного спроса.

2. Теория предельной полезности (Вальрас, Парето, Джевонс, Самуэльсон и др.). Базой для определения цены при таком подходе являются не затраты труда на производство товара, а его предельная полезность для покупателя. Основной трудностью здесь становится количественное измерение полезности и методы ее учета.

3. Теория спроса и предложения. (Маршалл, Кларк, Пигу и др.). Она рассматривает спрос и предложение как равнозначные ценообразующие факторы. Ценовое решение, не соответствующее спросу ведет к серьезным изменениям хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, данный подход ориентирует участников рынка на оптимизацию принимаемых ценовых решений, что связано с оценкой альтернативных затрат в связи с изменениями спроса.

Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях.

Функция цены – совокупность общих свойств, которые объективно присуще ей как к экономической категории.

Выделяют следующие основные функции цены:

1. Учетно-измерительная функция. Определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости и реализуется посредством измерения затрат общественного труда. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующие изделия на производство и реализацию товаров. В целом эта функция выступает как средство измерения затрат и результатов на всех этапах производства и реализации товаров (услуг).

2. Перераспределительная функция. Она реализуется посредствам распределения и перераспределения национального дохода (через акцизы, НДС и т.п.) между отраслями, видами товаров, регионами, населением. В целом она обеспечивает перераспределение доходов между участниками рыночной экономики.

3. Функция размещения производства. Действует совместно с перераспределительной функцией, способствуя переливу капиталов в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и для которых характерна высокая норма прибыли.

4. Ориентирующая функция. Состоит в предоставлении информации для выработки осознанных экономических действий, как покупателям, так и продавцам.

5. Стимулирующая функция. Стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют либо препятствуют росту выпуска и потребления разных товаров. Обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли в цене, надбавками, скидками в цене и т.п. В целом стимулирующая функция проявляется в способствовании к более экономичным методам производства товаров, а также рационализации спроса.

6. Балансирующая функция. Именно через цену определяется связь производства и потребления, предложения и спроса. При проявлении диспропорции равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства или посредством изменения цены. Выступает основным фактором регулирования предложения товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: