Педиатрия – наука изучающая закономерности роста и развития здоровых детей, а так же причины развития заболеваний (этиологию), механизмы формирования заболеваний (патогенез), распознавание заболеваний (клиническая диагностика на основании опорных симптомов и синдромов заболевания, лабораторных (общеклинических и специфических) и дополнительных инструментальных методов исследования)т.е. диагностику, лечение, предупреждение заболевания – профилактику.
Медицинская помощь детям с 0 и до 18 лет оказывается ЛПУ стационарного и амбулаторного типа.
Основные типы детских лечебно-профилактических учреждений ЛПУ:
- Детская больница (стационар)
- Детская поликлиника
- Детский санаторий
Помимо этого, медицинская помощь может быть оказана детям в специализированных отделениях больниц и поликлиник для взрослых, детских отделениях родильных домов, перинатальных центрах, консультативно-диагностических центрах, центрах и отделениях восстановительного лечения и т.д.
Для помощи детям, попавшим в ургентную ситуацию, функционируют служба круглосуточной медицинской помощи на дому, станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Лечебно-профилактическая помощь, в основном профилактическая, оказывается также в учебно-воспитательных учреждениях, таких как дом ребенка, комплекс ясли-сад, школа, оздоровительный лагерь (в том числе и санаторного типа) и др.
В системе ЛПУ детская больница играет особую роль. Именно сюда госпитализируют тяжелобольных, здесь сконцентрировано современное диагностическое оборудование, работают высококвалифицированные врачи и медицинские сестры, ведется профессиональная подготовка медицинских кадров.
Детская больница - ЛПУ для детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно, нуждающихся в постоянном стационарном врачебном наблюдении, интенсивной терапии или специализированной помощи.
Существуют различные типы детских больниц.
По профилю:
- Многопрофильные
- Специализированные
По системе организации:
- объединенные с поликлиникой
- Необъединенные
По объему деятельности:
- Больницы той или иной категории, определяемой мощностью (количеством коек)
По административной принадлежности:
- Районные
- Городские
- Клинические (если на базе больницы работает кафедра медицинского или научно-исследовательского института)
- Областные
- Республиканские детские больницы
Основная цель деятельности современной детской больницы - восстановление здоровья больного ребенка.
Для достижения данной цели персонал медицинского учреждения должен оказать больному многоэтапную помощь, а именно:
- Осуществить диагностику заболевания
- Провести неотложную терапию
- Основной курс лечения и восстановительное лечение, включая реабилитацию (меры социальной помощи)
На работников детского стационара возлагаются определенные обязанности, главными из которых являются следующие:
- Оказание детям высококвалифицированной лечебной помощи
- Внедрение в практику современных методов диагностики, лечения и профилактики
- Консультативная и методическая работа
В каждой детской больнице имеются:
- приемное отделение (приемный покой),
- стационар (лечебные отделения),
- лечебно-диагностическое отделение или соответствующие кабинеты и лаборатории,
- патологоанатомическое отделение (морг),
- вспомогательные подразделения (аптека, пищеблок, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, административно-хозяйственная часть, библиотека и т.д.).
Работа приемного отделения (покоя ). Первая встреча заболевшего ребенка с медицинским персоналом происходит в приемном отделении. Главная его задача – организация приема и госпитализации больных детей. От правильной и оперативной работы этого отделения во многом зависит успех последующего лечения. При поступлении больного устанавливают предварительный диагноз, оценивают обоснованность госпитализации, если необходимо, оказывают неотложную медицинскую помощь.
Приемное отделение состоит из:
- вестибюля-ожидальни,
- приемно-смотровых боксов,
- изоляционных боксов на 1-2 койки,
- санитарного пропускника,
- кабинета врача,
- процедурно-перевязочной,
- лаборатории для срочных анализов,
- комнаты для медицинского персонала,
- туалета и других помещений.
Число приемно-смотровых боксов должно составлять 3% от количества коек в больнице.
Работники приемного отделения ведут:
- учет движения больных (регистрация поступающих, выписанных, переведенных в другие стационары, умерших),
- проводят врачебный осмотр больного,
- оказывают экстренную медицинскую помощь,
- осуществляют направление в соответствующее отделение,
- санитарную обработку,
- изоляцию инфекционных больных.
В этом же отделении имеется справочная.
Наличие нескольких приемно-смотровых боксов позволяет отдельно вести прием терапевтических, хирургических и инфекционных больных, детей грудного возраста и новорожденных.
Реанимационное отделение обычно располагают рядом с приемным отделением, поэтому при поступлении больного в крайне тяжелом состоянии его сразу же помещают в отделение реанимации, по существу, минуя приемный покой. Вся необходимая документация оформляется «по ходу» проведения необходимой интенсивной терапии. Неотложная помощь ребенку, кроме того, может быть оказана в палате интенсивной терапии, которая размещается при приемном отделении.
Дети доставляются в больницу машиной скорой медицинской помощи или родителями по направлению врача детской поликлиники и других детских учреждений или без направления («самотеком»). Помимо талона (направления) на госпитализацию, представляются и другие документы: выписка из истории развития ребенка, данные лабораторных и инструментальных исследований, сведения о контактах с инфекционными больными по дому от участкового педиатра и, если ребенок «организованный», то от врача школьно-дошкольного отделения. Без документов больные могут быть приняты в больницу только при неотложных состояниях.
При поступлении ребенка в больницу без ведома родителей последних немедленно извещают об этом сотрудники приемного отделения. В случае невозможности получить сведения о ребенке и его родителях поступление больного регистрируют в специальном журнале и делают заявление в милицию. В крупных детских больницах прием больных ведет специально выделенный персонал, в небольших больницах – дежурный персонал.
Прием больного ребенка ведется в строгой последовательности:
- регистрация,
- врачебный осмотр,
- необходимая лечебная помощь,
- санитарная обработка,
- перевод (транспортировка) в соответствующее отделение.
Медицинская сестра регистрирует поступление больного в журнале, заполняет паспортную часть «Медицинской карты стационарного больного», ф.003/у (истории болезни), вписывает номер страхового полиса, измеряет температуру тела, сообщает врачу полученные сведения.
После осмотра ребенка медицинская сестра получает от врача рекомендации относительно характера санитарной обработки. Обычно санитарная обработка заключается в проведении гигиенической ванны или душа; при выявлении педикулеза (вшивости) или обнаружении гнид проводится соответствующая обработка волосистой части головы, белья. Исключение составляют больные, находящиеся в крайне тяжелом состоянии. Им оказывают первую медицинскую помощь и лишь при отсутствии противопоказаний проводят санитарную обработку.
После санитарной обработки ребенка транспортируют в лечебное отделение. Так называемые «плановые» больные не должны задерживаться в приемном покое более 30 минут.
При массовом поступлении больных соблюдается определенный порядок очередности госпитализации: сначала оказывается помощь тяжелобольным, затем среднетяжелым и в последнюю очередь «плановым» больным, не нуждающимся в срочном лечении.
Детей с признаками инфекционного заболевания помещают в боксы – изоляторы. Заполняют «экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку» (ф. № 058/у), которое немедленно направляют в центр санитарно-эпидемиологического надзора.
Персонал приемного отделения ведет документацию:
- Журналы приема госпитализированных детей
- Отказов от госпитализации
- Количества свободных мест в отделениях
- Алфавитную книгу (для справочной службы).