Понятие, сущность и исторические типы права.
Ведущее место и значение в современном обществе среди социальных норм принадлежит правовым нормам, которые в своей совокупности и образуют право.
Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Право — это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.
Признаки права:
1. Общеобязательность. Право является единственной системой общественных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Именно через общеобязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в общественную жизнь. Иные социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов различных общественных организаций, религиозных обществ и т. д.
2. Формальная определенность. Этот признак указывает на то, что правовые нормы являются не просто идеями и мыслями, а представляют собой строгую реальность, воплощенную государством в правовых актах – законах, постановлениях, указах, инструкциях и т.п. Именно юридические нормы, в отличие от иных норм, способны точно, вдеталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей.
|
|
3. Обеспеченность исполнения принудительной силой государства. Если требования закона не исполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их реализации: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответственности (уголовной, административной и т.д.).
4. Многократность применения. Применение юридических норм рассчитано на неограниченное количество случаев. Например, положения Конституции США 1787 года до сих пор успешно регулируют правовые отношения в этой индустриально-развитой стране.
5. Справедливость содержания юридических норм. Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать господство принципов справедливости в обществе — в этом заключается его главное предназначение. "Jus est ars boni et aequi" "Право есть искусство добра и справедливости" - гласит известное римское изречение.
Понятие «право» может быть использовано в нескольких значениях.
В юридическом смысле можно выделить: объективное и субъективное право.
Объективное право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
|
|
Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица.
Если объективное право - это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах объективного права.
Сущность права - это главное, основное содержание, выраженное во внешнем его проявлении. Правопонимание - научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
С ущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.
Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Но с течением времени со сменой эпох понятие права менялось.
Древние юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». В идеале право должно быть формой возведения справедливости в закон жизни общества. Не случайно слова «справедливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus» (право) и «justitia» (справедливость). Противоречие между справедливостью и правом может подорвать авторитет правовых норм и издавшего их государства в глазах общества.
Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. И. Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Г. Гегель писал, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т. е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.
С течением времени понятие содержания права и толкование его менялись:
- для Аристотеля право — это политическая справедливость,
- для средевековых ученых-богословов — это божественное установление,
- для Ж.-Ж.Руссо — общая воля,
- для Р. Иеринга — защищенный интерес,
- для Л. Петражицкого — императивно-атрибутивные эмоции,
- для юридического позитивизма — веление, приказ государства.
Существует несколько подходов к изучению сущности права: классовый, общесоциальный, религиозный, национальный, расовый и др.
При классовом подходе право определяется как система юридических норм, выражающих возведенную в закон волю экономически господствующего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.
При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав и свобод человека, демократии.
При религиозном подходе интересы религии доминируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.
В условиях современного цивилизованного общества сущность права состоит в регулировании общественных отношений, в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется власть граждан, экономическая свобода, свобода личности.
Существует понятие публичного и частного права. Римские юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства, а частное право - интересы индивида.
|
|
Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что решения принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством частных лиц, действующих самостоятельно.
Типология права - это его специфическая классификация. Типы права формируются с позиции нескольких подходов: формационного и цивилизационного, подход на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и других признаков.
При формационном подходе основными признаками выступают социально-экономические. Базис (тип производственных отношений) является при данном подходе решающим фактором общественного развития, на основе которого формируются соответствующие типы надстроечных элементов - государство и право. В зависимости от типа производственных отношений выделяют следующие типы права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.
В рамках цивилизационного подхода выделяют следующие типы прав:
- право древних государств;
- право средневековых государств;
- право современных государств.
В зависимости от конкретно-географических, национально-исторических, религиозных и других признаков выделяют следующие типы права:
1. Национально-правовая система (конкретного государства). Национально-правовая система - это конкретно-историческая совокупность прав, юридической практики и господствующей идеологии отдельного государства.
2. Правовая семья - это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
В настоящее время в теории права различают следующие правовые семьи:
- романо-германская (континентальное право);
- англо-американская (общее права);
- традиционно-религиозная (индуистская, мусульманская и другие).
В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Но в них было много общего в понимании сути права как регулятора общественных отношений. Это и понятно, ибо право утратило бы свою роль по стабилизации и упрочению общественных связей, если бы оно понималось всеми абсолютно по-разному.
|
|
Теории права. Большое многообразие факторов, влияющих на формирование права связано с наличием различных подходов к пониманию права, а это приводило к появлению различных правовых теорий. Каждая научная теория преувеличивает одну какую-то сторону права в ущерб другим. В видоизмененной форме некоторые из них сохраняются и в настоящее время. Среди наиболее распространенных в теории права подходов можно назвать следующие.