Оценка качества управленческих решений

Роль международных стандартов в управлении качеством;

Характеристики основных схем управления качеством продукции;

Тема 9. Качество управленческих решений

Вопросы к контрольной работы № 2

1. Сущность, цели, задачи и принципы прогнозирования управленческих решений

2. Источники информации для прогнозирования управленческих решений

3. Методы прогнозирования управленческих решений

4. Организация работы по прогнозированию управленческих решений

5. Принципы экономического обоснования управленческих решений

6. Управленческие решения по повышению качества компонентов системы менеджмента организации

7. Выбор управленческого решения

8. Административные методы менеджмента в принятии и реализации управленческих решений

9. Экономические методы менеджмента в принятии и реализации управленческих решений

10. Социально-психологические методы менеджмента в принятии и реализации управленческих решений

11. Сетевые методы (сетевое планирование и управление) менеджмента в принятии и реализации управленческих решений

12. Балансовые методы менеджмента в принятии и реализации управленческих решений

13. Роль руководителя в разработке и принятии управленческих решений

14. Виды ответственности руководителя при принятии и реализации управленческих решений

15. Социальная и экологическая ответственность руководителя

9. 1. Суть и содержание понятий «качество», «качество управленческой деятельности»,

«качество управленческого решения»;

9. 1. Суть и содержание понятий «качество», «качество управленческой деятельности»,

«качество управленческого решения»

Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности человека или общества. Качество иногда интерпретируется как «пригодность к действию». Его оценивают по функциональной пригодности, эксплуатационным характеристикам, степени безопасности и надежности объекта.

Достижение необходимого качества продукции связано с постоянным процессом по ее совершенствованию, который называется управлением качеством. Это управление качеством продукции имеет три варианта реализации (рис.9.1).

В
Стратегии управления качеством продукции
Б
А
Формирование качества управленческой деятельности в высшем и среднем звене управления
Формирование качества управленческой деятельности в системе управления качеством
Формирование качества на уровне технологии производства


Рисунок 9. 1. Стратегии управления качеством продукции:

А – системный подход; Б – комплексный подход; В – локальный подход

Системный подход (А) предусматривает первостепенное внимание общему качеству управленческой деятельности, а затем – качеству технологии производства. Вариант А – это перспектива развития организации.

Комплексный подход (Б) основан на приоритете качества тех элементов производства и управления, которые непосредственно влияют на качество продукции. Для комплексного подхода существует набор стандартов, как на технологии производства, так и на систему управления качеством продукции (например, ISO 9000).

Локальный подход (В) основное внимание уделяет технологии производства. Вариант В самый распространенный и методически хорошо разработанный вариант управления качеством продукции.

Качество управленческой деятельности – это степень ее соответствия общепринятым требованиям или стандартам. Общее качество управленческой деятельности является интегральным (суммарным) итогом достижения качества в двух группах деятельности: основной и фоновой.

Основная группа: технологическая, организационная, экономическая, социальная, правовая, экологическая деятельность.

Фоновая г руппа: этическая, психологическая, политическая деятельность.

Качество технологической деятельности – это обеспечение технологической готовности организации к выпуску продукции заданного уровня качества при установленных сроках, объеме и конкурентоспособности. Качество технологическойдеятельности оценивается по достижению показателей мирового или национального уровня.

Качество организационной деятельности – это совершенствование и развитие регламентирования труда в организации. Эта регламентация может осуществляться на базе общепринятых должностных инструкций, положений об отделах и службах, уставных документов организации и других три основных подхода профессиональной регламентации:

• создание специальной централизованной структуры в организации по регламентации труда (например, отдел труда, отдел по регламентации труда, отдел развития);

• формирование децентрализованных структур по главным направлениям деятельности организации (например, по технологической, экономической деятельности и др.);

• приглашение на договорной основе специализированных консультационных или аудиторских фирм.

Качество экономической деятельности – это совокупность используемых методов анализа и синтеза экономических процессов (экономические модели, теория рисков, исследование операций и др.). Применяются сертифицированные методы экономического анализа и синтеза.

Качество социальной деятельности – это соблюдение социальных норм. Социальные нормы – набор требований к условиям жизнедеятельности человека и социальных групп. Такие нормы имеют количественные или качественные характеристики. Они касаются соблюдения прав человека, социальной справедливости, удовлетворения социальных потребностей и интересов работников, в том числе социально незащищенных работников.

Качество правовой деятельности характеризуется степенью использования средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления. Это касается соблюдения, исполнения и применения норм действующего законодательства, разработки и утверждения локальных нормативных актов организационного и экономического характера. Базой для формирования качества правовой деятельности являются Гражданский, Уголовный и Трудовой кодексы Республики Беларусь.

Качество экологической деятельности определяется степенью экологической чистоты выпускаемой продукции, технологического процесса и отходов производства. Мерилом качества экологической деятельности является соблюдение стандартов ISO 14000 и выполнение условий стратегии устойчивого развития.

Качество этической стороны деятельности формируется за счет соблюдения руководителем этических норм. Они представляют систему общих ценностей и правил этики, соблюдение которых является обязательным для всех работников организации.

Качество психологической стороны деятельности определяется уровнем учета и использования личностных качеств работника в социально-трудовых отношениях. Критерием качества здесь является соотношение между отношениями взаимодействия и противодействия по вертикали и горизонтали коммуникаций. Чем больше позитивного взаимодействия, тем выше качество психологической стороны деятельности.

Качество политической стороны деятельности – это лояльность и поддержка руководителем государственного курса развития страны и стратегии развития своей организации.

Организаторская деятельность является связующей для всех видов управленческой деятельности. Она формирует функционирование этих видов деятельности и развивает связи между ними. Низкое качество организаторской деятельности может свести на нет высокое качество какой-либо управленческой деятельности.

Стимулирующие условия для эффективной работы коллектива:

– обеспечение разработчиков полной и своевременной информацией;

– использование современных информационных технологий;

– профессиональное проведение в коллективе разработчиков мозговой атаки и фиксация полученных результатов;

– использование опыта и знаний наиболее профессиональных по решаемой задаче специалистов;

– разностороннее рассмотрение всех этапов процесса разработки и принятия управленческих решений, особенно ситуации;

– усиление внимания к преодолению местничества, субъективизма и показухи (сиюминутного эффекта);

– отражение в решениях главных достижений коллектива (в науке, методологии, технологии), признанных авторитетными специалистами;

– осуществление мониторинга решений.

Каждое перечисленное выше условие требует проведения определенной работы со стороны руководителя. Так, для обеспечения разработчиков полной и своевременной информацией руководитель может использовать различные средства: от рутинного поиска по библиографическим карточкам в библиотеке до направленной посылки нужной информации по информационным компьютерным сетям на стол разработчикам. Диапазон достаточно широк. По другим перечисленным условиям наблюдается аналогичная картина. Для руководителя желательно иметь динамику изменений условий функционирования организации, тогда он смог бы анализировать влияние тех или иных условий и уровня их реализаций на работу коллектива.

Успешная деятельность организации в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области управления.

Качество управленческого решения - это степень соответствия управленческого решения внутренним требованиям (стандартам) организации.

При разработке и реализации управленческого решения руководитель должен уделять внимание каждому этапу процесса разработки и реализации управленческого решения. Качество каждого этапа вносит существенный вклад в общую оценку качества всего управленческого решения.

Качество управленческого решения является интегрированным показателем, включающим качество продукции, технологии, экономики, организации производства, профессионализма и культуры управленческих решений. Поэтому, как и качество управленческой деятельности, качество управленческого решения может также рассматриваться с организационной, экономической, социальной, технологической, психологической, правовой, экологической, этической, политической стороны. Каждая из этих составляющих имеет свои правила, нормы, нормативы или стандарты.

Системный подход к решению проблемы с использованием научно обоснованных методов и моделей их реализации обеспечивает высокое качество управленческих решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: