Управление муниципальными хозяйствующими субъектами

К мун-м хозяйствующим субъектам относятся мун-ные унитарные предприятия (МУП) п мун-ные учреждения.

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество Унитарными могут быть только гос-ные и мун-е предприятия. Разновидностью унитарного предприятия является казенное предприятие которое создается органами МСУ, если преобладающая или значительная часть производимой им продукции, работ и услуг предназначена для МО либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств.

Мун-ное учреждение — это организация, созданная органом МСУ для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Правовой основой деятельности мун-х предприятий и учреждений являются нормы Гражданского кодекса РФ и ФЗ от 14 ноября 2002 г. «О государственных н мун-х унитарных предприятиях». Особенность управления названными хозяйствующими субъектами состоит в том, что переданное им в управление мун-е имущество является неделимым, а руководители предприятий и учреждений обладают определенной степенью самостоятельности в управлении им. Мун-е имущество, переданное мун-ным предприятиям и учреждениям, выделено из состава мун-ной казны и находится у мун-х унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, а у мун-х учреждений и казенных предприятий на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения предполагает, что собственник имущества (МО) устанавливает лишь общие правила функционирования унитарного предприятия, не вмешиваясь в его текущую хозяйственную деятельность. Предприятие самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Право оперативного управления предполагает, что казенное предприятие или учреждение обладает правами владения, использования и распоряжения мун-м имуществом только в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника (МО).

Собственник в праве изъять излишнее либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему назначению.

Мун-е унитарное предприятие (МУП) — самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица. На основе использования мун-го

имущества такое предприятие производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Как коммерческая организация оно

обязано работать рентабельно.

МО не несет ответственности по обязательствам МУП, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. МУП не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия органа МСУ. МУП ежегодно перечисляет в местный бюджет установленную собственником часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а остальную часть вправе использовать по своему усмотрению.

С принятием ФЗ «О государственных и мун-х унитарных предприятиях" появилась еще одна возможность реформирования неэффективно работающих МУП — преобразование их в казенные предприятия, которые могут осуществлять виды хозяйственной деятельности, дотируемые из местного бюджета.

Казенное предприятие не формирует уставный фонд. Оно вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа МСУ и только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом.

Управление муниципальными учреждениями

Специфика управления мун-ми учреждениями определяется их социальной значимостью для населения МО и ограниченными возможностями местного бюджета для их финансирования.

Мун-х учреждений в большинстве МО значительно больше, чем мун-х предприятий. К мун-м относятся большинство учреждений дошкольного и общего школьного образования, культуры, здравоохранения, соц-й защиты.

Для мун-х учреждеиий органы МСУ определяют цели и задачи, утверждают уставы, назначают и отстраняют от должности руководителей, утверждают тарифы на платные услуги и льготы для отдельных социальных групп населения, осуществляют контроль качества предоставляемых услуг, утверждают сметы расходов и финансируют деятельность этих учреждений в соответствии с объемом мун-го заказа.

ЛЕКЦИЯ 9: СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

9.1. Налоговое, ценовое и тарифное регулирование на муниципальном уровне

9.2 Муниципальный заказ

9.3 Система муниципальных финансов

9.4 организационные формы комплексного упр-ния эк-кой и финансами МО.

9.1

Налоги, цены и тарифы служат важными регуляторами экономических процессов на уровне как государства, так и МО. Правовые возможности мун-й власти в этой сфере достаточно ограничены, но все же дают определенные рычаги влияния на поведение хозяйствующих субъектов и граждан.

Основной инструмент, которым располагает мун-я власть в налоговой сфере, — местные налоги и сборы. Европейская Хартия МСУ требует, чтобы хотя бы часть финансовых средств МСУ поступала за счет местных сборов и налогов.

Местными остались только земельный налог (50 % его централизуется в бюджеты других уровней), налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение и местные лицензионные сборы..

Основным рычагом налогового регулирования на местном уровне служат налоговые льготы. Они могут предоставляться представительным органом МСУ не только по местным налогам и сборам, но и по долям фед-х и рег-х налогов и сборов, зачисляемых в местные бюджеты. Целью их предоставления является стимулирование необходимых для нужд МО видов хозяйственной деятельности. Другими видами налогового регулирования на местном уровне служат предоставление отсрочек по налоговым платежам (налоговые отсрочки) и налоговые кредиты.

Законодательство позволяет органам МСУ регулировать цены и тарифы на продукцию и услуги мун-х предприятий и учреждений.

Регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий и учреждений других форм собственности на местном уровне возможно в качестве условия выполнения ими мун-го заказа. Субъект РФ может передать в ведение МО часть функций по регулированию цен и тарифов на продукцию и услуги некоторых гос-х предприятий.

Особую значимость в последнее время приобрело мун-е регулирование тарифов на ЖК услуги. Проводимая в России реформа ЖКК предполагает, что в перспективе каждый житель должен полностью оплачивать все услуги.

При выработке механизма регулирования тарифов на ЖК услуги следует учитывать следующие факторы:

Во-первых, целесообразно на некоторые жилищные услуги устанавливать не единый тариф по всей территории МО, а дифференцировать его в зависимости от планировки квартир, высоты потолков, уровня благоустройства, изношенности дома, района расположения и т. и. Тем самым большую плату будут вносить обладатели престижного жилья.

Во-вторых, льготы следует предоставлять не поставщикам, а потребителям ЖК услуг причем адресно.

Некоторые возможности имеет мун-я власть в регулировании цен на потребительском рынке. Инструментами такого регулирования могут быть установление предельных торговых надбавок на реализацию отдельных наиболее важных видов продовольствия, организация мун-х рынков с пониженными ставками арендной платы и др. В ряде МО устанавливаются предельные цены на реализацию наиболее значимых продуктов (например хлеба).

9.2

Система мун-го заказа служит одним из самых важных регуляторов эк-х процессов на мун-м уровне.

Зачастую понятие мун-го заказа трактуется достаточно узко — как способ конкурсной закупки отдельных видов материальных ресурсов для мун-х нужд либо для оказания некоторых мун-х услуг..

Мун-й контракт — это договор, заключенный органом МСУ, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени МО с физическими и юр-ми лицами в целях обеспечения мун-х нужд предусмотренных в расходах местного бюджета.

Мун-й заказ — это совокупность заключенных мун-х контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местного бюджета.

Предметом мун-го заказа служат работы по благоустройству территории, строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог, строительство ремонт объектов социальной инфраструктуры, доставка горюче-смазочных материалов для мун-х нужд, переработка и утилизация отходов, производство отдельных видов продукции для мун-х нужд, производство товаров народного потребления и д.т.

С помощью мун-го заказа могут решаться различные задачи:

- снижение затрат на отдельные виды товаров и услуг,

-адресное предоставление услуг гражданам, нуждающимся в социальной поддержке;

-приоритетное развитие отдельных видов услуг, объемы которых по разным причинам не регулируются рыночными механизмами;

- сокращение сроков исполнения и обеспечение качества предоставляемых услуг.

Объем мун-го заказа и сферы его применения должны выбираться с учетом реально имеющихся ресурсов и приоритетов в решении отдельных задач. Принципы осуществления мун-го заказа:

· жесткий контроль за размещением контрактов;

· экономия бюджетных средств;

· соблюдение свободы конкуренции.

В разных мун-х образованиях могут использоваться разные схемы формирования и исполнения мун-го заказа. Этот процесс чаще всего включает четыре этапа.

Первый этап. Одновременно с проектом бюджета на следующий финансовый год происходит сбор заявок о потребности бюджетных организаций в различных видах продукции и услугах в пределах плановых цифр бюджетных ассигнований следующий финансовый год.

Второй этап. Разрабатывается сводный план мун-го заказа.

Третий этап. Определяются заказчики по отдельным позициям мун-го заказа, т. е. определяется, кто именно и в какой сфере мун-ой деятельности наделяется функциями «заказчика» (т. е., кто имеет право заключать с поставщиками продукции и исполнителями услуг мун-е контракты).

Четвертый этап. Размещение мун-го заказа, учет мун-х контрактов и контроль за их исполнением.

В мировой и отечественной практике используются следующие способы размещения мун-го заказа.

1.Открытый конкурс — самый предпочтительный способ размещения заказа. Бывает одно и двухэтапным. Объявления о проведении конкурса публикуются в СМИ. К конкурсу приглашаются любые предприятия и организации, удовлетворяющие квалификационным требованиям, предусмотренным положением по размещению мун-го заказа. Недостатки открытого конкурса выражаются в том, что процесс рассмотрения заявок может быть весьма продолжительным, а кроме того, необходимо проделать большой объем работы по учету и оценке заявок, обеспечить объективность оценки заявок.

1.2. Двухэтапный конкурс проводится в случаях, когда у заказчика (местной адм-ции) нет возможности составлять подробные характеристики заказываемых товаров, услуг, либо в случаях, когда поставщики не представили заявки на участие в торгах, или же все указанные заявки отклонены заказчиком в соответствии с требованиями по выполнению мун-го заказа.

2. Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

- сроки выполнения мун-го контракта ограничены (например, услуги носят сезонный характер);

- форс-мажорные (чрезвычайные) обстоятельства: наводнения, пожары, разрушение мун-х объектов;

- из-за невыполнения требований конкурса все заявленные на конкурс предложения отклонены.

3. Бесконкурсное размещение мун-го заказа используется в основном при выполнении работ местными монополистами или неразвитости конкурентной среды.

Методы мун-го заказа стали распространяться и на отдельные ссц-е услуги, и в первую очередь в мед-м обслуживании и образовании.

9.3

В Европейской Хартии о МСУ изложены следующие принципы обеспечения самостоятельности и достаточности местных бюджетов:

- достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям;

- свобода распоряжения этими средствами при осуществлении своих функций;

- поступление хотя бы части финансовых средств МСУ за счет местных сборов и налогов;

- защита более слабых органов МСУ за счет процедур финансового выравнивания;

- предоставление субсидий не должно идти в ущерб выбора политики органов МСУ.

В России эти принципы соблюдаются не полностью, особенно в части достаточности собственных финансовых средств, их соразмерностл предоставленным полномочиям, размера местных налогов и сборов и свободы распоряжения финансовыми средствами.

Финансовые ресурсы мСУ классифицируются по различным признакам:

· налоговые и неналоговые;

· собранные на территории МО и полученные от других уровней бюджетной системы в порядке бюджетного регулирования;

· законодательно закрепленные (собственные) и полученные от гос-ва целевым назначением (субвенции) для выполнения отдельных гос полномочий;

· принадлежащие МО и заемные;

· входятщие в состав мун-й казны и принадлежащие мун-м предприятиям и учреждениям.

Для обеспечения единой методологии и сопоставимости показателей бюджетов всех уровней в РФ введена единая бюджетная классификация, установленная ФЗ "О бюджетной классификации РФ».

ФЗ 2003 г. разграничил источники доходов и расходные полномочия между МО различных видов, установил принципы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности МО и процедуры финансирования отдельных гос-х полномочий, переданных органам МСУ.

К имущественным доходам местных бюджетов относятся доходы от приватизации, реализации, сдачи в аренду мун-го имущества, установленная законодательством доля доходов от приватизации гос-го имущества, находящегося на территории МО, платежи в местные бюджеты за пользование недрами и природными ресурсами.

Источниками увеличения доходов местных бюджетов могут быть:

· увеличение налогооблагаемой базы;

· повышение эффективности использования мун-го имущества, включая землю;

· использование в отдельных случаях заемных средств.

Серьезной проблемой для обеспечения доходов местных бюджетов является собираемость налогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: