Определение не должно быть только отрицательным.
Например, определение: Квадрат — это не треугольник является только отрицательным. Квадрат — это действительно не треугольник, но данное определение не раскрывает содержание понятия квадрат, ведь указав на то, чем не является объект, обозначенный определяемым понятием, мы не указали на то, чем он является (окружность, трапеция, пятиугольник и т. п. — это тоже не квадрат).
Определение может быть отрицательным в том случае, когда оно дополнено положительной частью. Например, определение: Квадрат — это не треугольник, а прямоугольник, у которого все стороны равны — правильное. Важно, чтобы определение не было только отрицательным.
Приведем еще несколько примеров правильных определений, а также — определений, в которых нарушены рассмотренные правила и допущены различные ошибки.
1. Сутки — это отрезок времени, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг своей оси (правильное определение).
2.Жанр — это устойчивая форма какого-либо произведения искусства (правильное определение).
3. Собака — это друг человека (двусмысленное определение).
4.Творческое мышление — это мышление, которое обеспечивает решение творческих задач (круг в определении).
5. Революция — это крупное историческое событие, в результате которого в обществе меняется политическая власть (узкое определение).
6.Бесхозное имущество — это имущество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен (правильное определение).
7. Лошадь — это млекопитающее позвоночное животное (широкое определение).
8. Суффикс — это выделяющаяся в составе словоформы послекор-невая аффиксальная морфема (некоммуникабельное определение).
Итак, основные ошибки, возникающие при нарушении правил определения понятия — это широкое определение, узкое определение, круг в определении, двусмысленное определение, сложное и непонятное определение, только отрицательное определение. Наша задача — не допускать этих ошибок и уметь находить их в различных определениях, которые часто встречаются не только в повседневной жизни и обыденном мышлении, но даже, как то ни удивительно, — в научной и учебной литературе. Последнее обстоятельство зачастую является одним из мотивов негативного отношения учащихся (студентов и школьников) к учебе, которую они нередко воспринимают как скучное, тяжелое и утомительное занятие.
Еще одной важной логической операцией с понятиями, наряду с определением, является деление. Определение понятия, как мы уже знаем, раскрывает его содержание, а деление понятия — это логическая операция, которая раскрывает его объем.
Деление понятия состоит из трех частей:
1) делимое понятие,
2) результаты деления,
3) основание деления (признак, по которому производится деление).
Например, в следующем делении: Люди бывают мужчинами и женщинами (или, что то же самое: Люди делятся на мужчин и женщин) делимым является понятие люди, результаты деления — это понятия мужчины и женщины, а основание данного деления — пол, так как люди в нем разделены по половому признаку.
В зависимости от основания деление может быть различным. Например: Люди бывают высокими, низкими и среднего роста (основание деления — рост); Люди бывают монголоидами, европеоидами и негроидами (основание деления — раса); Люди бывают учителями, врачами, инженерами и т. д. (основание деления — профессия).
Иногда понятие делится дихотомически, т. е., в переводе с греческого, пополам, по типу А и не-А,например: Люди бывают спортсменами и не спортсменами. Дихотомическое деление всегда правильное, т. е. в нем автоматически исключаются все возможные в делении ошибки, о которых речь пойдет далее.
Мы хорошо знаем, зачем нам нужна операция определения понятия: любое знакомство с каким-либо новым предметом начинается с определения. Теперь ответим на вопрос, какую роль в мышлении и языке выполняет операция деления понятия. Изучая разные науки, вы заметили, что ни одна из них не обходится без различных классификаций, т. е. разделений каких-то областей действительности на группы, части, виды и т. п. (классификация растений в ботанике, животных — в зоологии, химических элементов — в химии и т. д.). Однако любая классификация — это не что иное, как логическая операция деления понятия.
Только классификации могут быть обширными, подробными, научными, но также могут быть простыми, обыденными, повседневными. Когда мы говорим: Люди делятся на мужчин и женщин или Учебные заведения бывают начальными, средними и высшими, то в этом случае уже создаем пусть маленькую и простую, но — классификацию. Итак, логическая операция деления понятия лежит в основе любой классификации, без которой не обходится ни научное, ни повседневное мышление.