Введение
СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКЦИЯ
Обеспечения деятельности УИС
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
подполковник внутренней службы
______________С.А. Грязнов
«___» _____________ 20___г.
по дисциплине «Информационные технологии в правовой деятельности»
Тема №1. «Правовая информация и ее характеристики.
Понятие об информационных технологиях и системах»
Разработала:
профессор кафедры управления и
информационно-технического
обеспечения деятельности УИС,
к.п.н., доцент Е.Н.Тараканова
Самара 2012
Лекция рассмотрена и одобрена на заседании предметно-методической секции кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности УИС «___»_________20__г., протокол №___
Председатель секции (должность, звание, ФИО)______________________________
(подпись)
Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и особенности современного информационного общества ………... 3
2. Информация и ее виды. Информационный ресурс …………………………… 6
3. Понятие и структура правовой информации …………………………………. 8
|
|
4. Основные задачи информатизации …………………………………………… 16
5. Информационный рынок и его сектора ………………………………………. 18
6. Понятие информационной системы, ее особенности ……………………….. 19
7. Автоматизированная информационная система (АИС).
Классификация АИС ………………………………………………………………. 25
8. Информационные технологии: понятие, классификация ИТ ………………… 38
Заключение …………………………………………………………………………. 39
Список источников и литературы ………………………………………………… 40
В настоящее время термины информационное общество и информатизация прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, юристов, преподавателей и ученых.
В этой лекции рассматриваются основные понятия, связанные с информатизацией общества и, в частности, правовой сферой деятельности.
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.
Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.
Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
|
|
Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:
· переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;
· миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
· создание программно-управляемых устройств и процессов.
Информационное общество – теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты:
· увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
· возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Основные характеристики информационного общества определяются по следующим критериям.
· Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
· Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
· Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
· Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
· Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.
Коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».
Говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном обществе. Эта модель ориентирована на будущее, но в развитых странах уже сейчас можно отметить целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества. Среди этих изменений можно выделить следующие:
· структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы;
· возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
· растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
· широкое распространение компьютеров и информационной технологии;
· развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
· поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.
В свете этих изменений "информационное общество" можно определить как общество, в котором качество жизни так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.
|
|