Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.
В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей – руководителями предприятий, союзом предпринимателей.
Трипартистский вариант системы социального партнерства. В ней третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.
Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества и компромисса (соглашения).
|
|
Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.
Субъектами социального партнерства являются наемные работники, работодатели и государство. Институтами (организациями), представляющими их интересы, выступают профсоюзы, объединения работодателей, правительство, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления. Объектами социального партнерства являются социально-трудовые отношения между его субъектами (отношения по поводу заработной платы, занятости, управления и расширения социальных гарантий, охраны, условий, организации труда, различного рода трудовых споров и т.д.).
Основными целями социального партнерства являются:
- согласование и защита интересов различных социальных слоев, групп и классов,
- содействие решению актуальных экономических и политических задач,
- укреплению демократии, стабильности общества,
- формированию социального правового государства, гражданского общества.
В настоящее время в экономически развитых странах мира традиционно выделяется несколько моделей социального партнерства. В рамках каждой из них наблюдаются различия, обусловленные особенностями национального, политического и правового развития отдельной страны. За основу классификации принят один из важнейших методов социального партнерства - коллективный договор.
Так называемая «волюнтаристская модель» широко применяется в Великобритании, США, Австралии. Для этой модели характерен децентрализованный процесс коллективных переговоров при минимальном вовлечении государства. В странах с этой моделью процент охвата трудящихся коллективными договорами практически совпадает с процентом трудящихся-членов профсоюзов, влияние государства на трудовые отношения минимизировано, характерно отсутствие отраслевых соглашений
|
|
«Германская» модель (Германия, Бенилюкс, страны Скандинавии) предусматривает заключение большого количества отраслевых соглашений, что практически нейтрализует переговоры на уровне предприятия. Государство в данном случае играет поддерживающую роль - создает рамки и условия для переговоров и разрешения конфликтов. Трудовое законодательство характеризуется высокой степенью развития.
«Латинская» модель (Италия, Франция, Испания и др.) также является отраслевой, однако здесь доминирует локальное или региональное заключение коллективных договоров. Государство активно вовлечено в процесс подготовки договоров, создает законодательные рамки проведения коллективных договоров.
«Японская» модель близка к «волюнтаристской» и характеризуется децентрализацией процесса переговоров, менее конфликтным их характером, координацией на национальном уровне. Вмешательство государства носит менее формализованный характер по сравнению с Европой.