Характеристика работы грузового автотранспорта в системе АПК осуществляется на основе показателей использования, которые подразделяются на основные и вспомогательные показатели.
К группеосновных показателей использования грузового автопарка относятся показатели, характеризующие меру интенсивности использования грузовых автомобилей в организациях системы АПК за определенный период времени (календарный год, квартал, месяц, день).
Работа грузовых машин измеряется в тонно-километрах (произведение перевезённого груза машиной в каждом рейсе на пройденное расстояние).
Таким образом, тонно-километр — это сложная единица измерения грузооборота автотранспорта, отражающая перемещение 1 т груза на расстояние 1 км.
Важнейшим показателем объема грузоперевозочных работ в системе АПК является количество перевезенного груза (обычно в тоннах).
Основным показателем использования грузового автопарка является годовой объем грузоперевозочных работ в расчете на 1 условную или физическую машину. Этот показатель характеризует меру интенсивности использования каждого грузового автомобиля в течение календарного года.
|
|
Рассчитывается формуле:
где — годовой объем грузоперевозочных работ в расчете на 1 условную или физическую машину;
— общий годовой объем грузоперевозочных работ (т, ткм);
— среднегодовое число грузовых автомобилей, шт.
Дневной объем грузоперевозочных работв расчете на 1 автомобиль характеризует степень интенсивности использования грузового автопарка в течение рабочего дня и определяется по формуле:
где — дневной объем грузоперевозочных работ в расчете на 1 автомобиль;
— общее число автомобиле-дней в наряде;
— общий годовой объем грузоперевозочных работ (т, ткм).
В организациях сельскохозяйственной сферы АПК плотность грузоперевозочных работ — основной показатель, характеризующий уровень интенсивности работы всего грузового автопарка, который определяется по формуле:
где — плотность грузоперевозок (т/га, ткм/га):
— общий годовой объем грузоперевозок (т, ткм);
S — площадь сельхозземель, га.
Показатели использования автотранспорта могут быть определены по каждому типу машин и в целом (в среднем) по автопарку. В этом случае предполагается перевод всех автомашин в условные определённой грузоподъёмности.
К группе вспомогательных (специфических) показателей относятся показатели, характеризующие общую меру участия грузовых автомобилей в автоперевозках, т. е. коэффициенты использования наличного числа автомашин в работе, рабочего времени, пробега, грузоподъемности.
|
|
Коэффициент использования грузового автопарка в работе — это показатель, характеризующий степень его участия в производственном процессе, рассчитываемый следующим образом:
где — коэффициент использования грузового автопарка в работе;
— общее число автомобиле-дней в наряде;
— общее возможное число автомобиле-дней.
За автомобиле-день в наряде считают день, на который выписывается путевой лист для выхода автомобиля на линию, независимо от продолжительности его пребывания вне хозяйства.
Возможный автомобиле-день — это календарный, потенциальный день пребывания одного автомобиля в хозяйстве, независимо от его технического состояния и места нахождения, исключая время в аренде.
Коэффициент использования рабочего времени автопарка характеризует степень нахождения грузовых автомобилей в движении и может быть рассчитан по формуле:
где — коэффициент использования рабочего времени;
— время нахождения автомобилей в движении, ч;
— время нахождения автомобилей в наряде, авточасов.
Коэффициент использования пробега г рузового автопарка характеризует удельный вес производительного (с грузом) пробега автомобилей в их общем пробеге и рассчитывается следующим образом:
где — коэффициент использования пробега;
— пробег автомобилей с грузом, км;
— общий пробег автомобилей, км.
Коэффициент использования пробега грузовых автомобилей позволяет выявить соотношение производительных и порожних пробегов. На грузовом автотранспорте этот коэффициент обычно составляет 0,55-0,60 раза.
Коэффициент использования грузоподъемности автопарка характеризует меру его заполнения грузами, степень использования номинальной грузоподъемности автомобилей и может быть рассчитан по формуле:
где — коэффициент использования грузоподъёмности;
— отработанное число автомобиле-тонно-дней за определенный период;
— номинальное (возможное) число автомобиле-тонно-дней за этот же период.
Общее число рабочих автомобиле-тонно-дней рассчитывается как сумма произведений автомобиле-дней в работе на фактическую загрузку грузовых автомобилей; общее номинальное число автомобиле-тонно-дней в хозяйстве представляет собой сумму произведений автомобиле-дней на номинальную грузоподъемность автопарка [13].
Общий (средний) коэффициент эксплуатации грузового автопарка характеризует уровень его использования в целом и может быть рассчитан по способу средней геометрической простой:
где — коэффициент использования грузоподъёмности.