Организационно-правовые основы управления в области безопасности

Вопрос 2. Управление в области безопасности

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации наряду с обороной относится и безопасность.

Безопасность Российской Федерации как область государственной деятельности отличается от обороны, которая в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации является самостоятельной функцией государства, имеет собственный предмет и цели деятельности, а также собственную организацию государственного управления.

Безопасность в широком смысле определена Законом Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности».

Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О безопасности», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Федеральный закон «О безопасности» определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, правового, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Систему национальной безопасности в широком смысле образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Вместе с тем с точки зрения ст. 71 Конституции Российской Федерации к безопасности как области государственной деятельности необходимо относить более узкую сферу безопасности - государственную безопасность Российской Федерации (безопасность государства). Предметами обеспечения государственной безопасности Российской Федерации являются конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основы конституционного строя определены главой 1 Конституции. К ним относятся форма государственной власти в Российской Федерации, политическое и экономическое устройство, обеспечение свободы личности и ряд других элементов.

Под суверенитетом понимается возможность государственной власти свободно и самостоятельно осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику. Суверенитет предполагает независимость государства во внешнеполитической сфере (в области международных отношений) и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних. Суверенитет Российской Федерации закрепляется в ст. 4 Конституции Российской Федерации. Суверенитет предусматривает, что Российская Федерация обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции Российской Федерации, а тем более поставить себя над ней. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с указанной статьей Конституции государство обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Целостность и неприкосновенность ее территории, пространственные пределы ее суверенных прав как выражение суверенитета в отношениях с другими государствами и международными организациями предусмотрены многочисленными международно-правовыми актами.

Обеспечение безопасности Российской Федерации включает в себя такие виды деятельности, как:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации.

Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: