Причины и закономерности нарушенного психического развития

Классификация отклонений в психическом развитии человека.

Категории аномальных детей по характеру нарушений.

1. дети с сенсорной неполноценностью;

2. дети с нарушением интеллектуальной сферы;

3. дети с нарушениями речи и нарушением опорно-двигательного аппарата;

4. дети с эмоциональными нарушениями поведения;

5. дети со сложными дефектами;

6. дети с искаженным развитием (с начальными проявлениями психических заболеваний).

Понятия «аномальный ребенок» и «дефект развития». Рабочее определение «аномальный ребенок» в классической дефектологии выглядело следующим образом: это ребенок, который имеет три Д – дефект, депривация, дезадаптация, девиация.

Понятие о причине детских аномалий. Подходы к систематизации причин: по характеру воздействия на организм (эндогенные, экзогенные), по времени воздействия (пренатальные, натальные, постнатальные), по происхождению (органические, функциональные). Наследственная патология. Генные и хромосомные нарушения. Социальная депривация. Мировая статистика отклонений, нарушений развития человека

Причины нарушенного развития можно разделить по признаку ведущего фактора развития и периода повреждающего действия на:

· социальные и генетические;

· пренатальные, натальные и постнатальные.

В основу разработки проблемы определения закономерностей нарушенного развития легла теория Л.С. Выготского.

Основные положения, разрабатываемые в специальной психологии.

Действие механизма компенсации в психическом развитии: возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично-нарушенных функций. Существуют следующие виды компенсации: внутри-системная (или коррекция) и межсистемная. Дефект также имеет определенную структуру: первичный – физиологическое нарушение, вторичный – нарушение в психическом развитии, произошедшее вследствие действия первичного дефекта.

Для оптимального развития ребенка необходимо соблюдать следующие условия:

· включение в разнообразную социально-значимую деятельность;

· стимулировать потребность в компенсаторном развитии;

· судьбу личности решает социально-психологическая реализация дефекта;

· осознание дефекта;

· формирование привычки к трудовому усилию.

Л.С. Выготский предположил, что закономерности возрастного развития детей с особыми потребностями точно такие же, как у детей без нарушений. Наряду с этим, существуют специфические закономерности.

Специфические закономерности нарушенного развития.

1. Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации.

2. Трудность словесного опосредования.

3. Замедление процесса формирования понятий.

4. Неравномерность формирования психических функций.

5. Нарушение коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: