Бюджетная безопасность

Бюджетная безопасность является составляющей экономической безопасности и характеризует состояние государства с учетом баланса доходов и расходов государственного и местных бюджетов и эффективности использования бюджетных средств.

Основные группы факторов, которые влияют на бюджетную безопасность государства

Организационно-правовые Финансово-экономические
· Действующая правовая база, уровень профессионализма и тщательность разработки бюджета, степень детализации и прозрачности бюджета при формировании · Предоставление приоритетности определенной бюджетной классификации · Степень совершенства системы бухгалтерского учета выполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений · Своевременность принятия решений относительно бюджетно-налогового регулирования · Характер кассового выполнения бюджета · Степень согласования финансово-экономических интересов разных слоев населения · Величина бюджета · Степень сбалансированности бюджета · Масштабы бюджетного финансирования · Наличие или отсутствие бюджетных резервов · Численность налоговых льгот, которые влияют на формирование доходов бюджета · Предоставление отсрочек по платежам в государственный и местный бюджет

Особенное место при рассмотрении темы занимает проблема бюджетного дефицита с точки зрения макроэкономических факторов, которые его предопределяют (экономических, социальных, политических и т.д.). предлагается модель дефицита бюджета с учетом влияния макроэкономических факторов, разработанную доктором экономических наук, профессором И. Ф. Радионовой, которая является наиболее комплексной и реалистичной.

Рис. 3. Модель дефицита бюджета с учетом влияния макроэкономических факторов

По данной схеме, используя подход и методику расчетов И. Ф. Радионовой, студентам следует рассмотреть связь разных макроэкономических факторов с дефицитом бюджета, влияние на него таких факторов, как:

1) государственные закупки и объем реального продукта;

2) государственные закупки и динамика цен и объем закупок;

3) государственные расходы и выплаты, связанные с безработицей;

4) государственные расходы и часть людей, которые нуждаются в государственной помощи;

5) проценты по государственному долгу и уплата долгов.

Важное место занимает проблема внешней задолженности и управления внешним долгом.

Внешний долг состоит из обязательств перед нерезидентами, который возникает в результате международных ссуд или продажи финансовых активов за границу. Прилив внешних частных и государственных финансовых ресурсов, который создает долговые обязательства перед нерезидентами, приводит к росту внешнего долга страны. Внешние ссуды позволяют стране инвестировать и потреблять больше, чем производит ее экономика. Возможность одалживать внешние ресурсы значит, что экономические агенты (фирмы, правительство) стран, где существует дефицит капитала, могут привлекать сбережение тех стран, где есть избыток капитала и рыночная процентная ставка более низкая.

Темпы роста долга зависят от:

· части внешних заимствований в общем объеме имеющегося долга (это можно выразить соотношением между дефицитом балан­су по товарам и услугам и накоплению долга);

· процентной ставки (в повышении ставки процента нуждается увеличение внешних ссуд).

Эффективное использование заимствованных инвестиций дает возможность ускорить экономический рост в стране. Нерациональность и убыточность применения внешних ресурсов создает такие долговые обязательства страны, которые в будущем существенно ограничивают возможности государства относительно проведения экономической политики, потому возникает потребность в управлении внешним долгом.

Эффективность управления внешним долгом в значительной мере определяется другими видами экономической политики. Прибыль на инвестированный капитал, а следовательно, и размер внешних ссуд непосредственно зависят от торговой политики, политики валютных курсов, ценовой политики, а также от денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. В свою очередь, уровень внешней задолженности и условия предоставления внешних заимствований в значительной мере определяют характер экономической политики в стране.

Очень актуальной в настоящее время для Украины является проблема сокращения внешней задолженности в условиях долгового кризиса, на которую следует также обратить внимание студентам.

Долговой кризис — это кризис внешней задолженности, который проявляется в несостоятельности страны-должника обслуживать внешнюю задолженность в полном объеме, в частности осуществлять выплаты из обслуживания накопленной суммы долга в соответствии с начальными соглашениями.

Традиционным методом уменьшения долга является его реструктуризация. При реструктуризации долга условия его обслуживания (процент, сумма, сроки уплаты) пересматриваются.

Объем государственного долга является очень важным показателем общего состояния экономики. Существует несколько способов оценки этой величины, а именно: 1) долг на душу населения и 2) соотношение между долгом и индивидуальным доходом.

В мировой практике безопасным считается такой уровень внешнего долга (коэффициент обслуживания), когда сумма на его обслуживание не превышает 25 % общих валютных поступлений страны, или приблизительно 20 % стоимости экспорта товаров (для стран, которые имеют позитивное сальдо в торговле услугами, допустимый больший размер платежей).

Минфин Украины и НБУ предлагают пороговое значение соотношения валового размера государственного внешнего долга к годовому экспорту товаров и услуг установить на уровне не больше 165 %.

Исходя из вышеприведенных критериев оценки государственного долга, Украина имеет такие фактические показатели (на 01.01.00):

· государственный долг к ВВП — 48,56 %;

· государственный внешний долг к ВВП — 39,65 %.

Следовательно, в соответствии с данными Министерства финансов Украины государственный долг за тенденции его постоянного роста и в то же время падения реального ВВП стремительно приближается к критическому значению этих показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: