Отличие эстетического и художественного

Эстетическое Художественное
свойственно природе, обществу, человеку, продуктам его деятельности, в том числе и искусству свойственно миру искусства, существует в процессах его творчества и потребления
нет эстетической деятельности как таковой художественная деятельность — самостоятельный вид человеческой деятельности, в котором наряду с эстетическим моментом могут присутствовать познавательный, нравственный, религиозный, политический и др.
в природных явлениях, в продуктах человеческой деятельности, в самом человеке эстетическое проявляется лишь в форме в произведении искусства эстетическое присутствует и в его форме и в его содержании через отражение реальных объектов

Эстетическое в отличие от художественного свойственно природе, обществу, человеку, продуктам его деятельности, в том числе и искусству. Художественное же существует в мире искусства, в процессах его творчества и потребления. В собственно природных и социальных явлениях и процессах художественное отсутствует.

Отличие эстетического от художественного состоит также в том, что нет эстетической деятельности как таковой (хотя эстетическое как момент в большей или меньшей степени может присутствовать в любом виде человеческой деятельности). Художественная же деятельность — самостоятельный вид человеческой деятельности, в котором наряду с эстетическим моментом могут присутствовать познавательный, нравственный, религиозный, политический и др.

Еще одно отличие эстетического от художественного состоит в том, что если в природных явлениях, в продуктах человеческой деятельности, в самом человеке эстетическое проявляется лишь в форме, то в художественном произведении эстетическое как бы удваивается. В произведении искусства эстетическое присутствует и в его форме и в его содержании через отражение реальных объектов. На это различие эстетического и художественного в свое время указывал Н.Г. Чернышевский, заявляя, что одно дело нарисовать прекрасное лицо, другое — прекрасно нарисовать лицо. В первом случае будет копия красивого лица, во втором — произведение искусства.

Возьмем простую вазу. Форма, пропорции и цвет вазы могут быть красивыми, т.е. эстетическими и только. Мы любуемся элементарными эстетическими качествами вазы, ее формой, пропорцией, цветом. Но чтобы сделать этот сосуд подлинным произведением искусства, нужно нечто большее. Для этого надо нанести на сосуд ряд эстетически-художественных качеств-дополнений; нюансы цвета и формы, рисунок сюжетный или орнаментальный и т.д. Но все это нужно скомпоновать так, чтобы все части и детали, формы, цвета и рисунки соединились в единый целостный художественно-эстетический образ, сплав, дающий нам более богатую и сложную гамму чувств, чем красивая форма, пропорция и цвет.

2. Эстетический идеал.

Говоря об эстетическом, естественно, возникает вопрос о его идеале как логическом и диалектическом следствии эстетического, как естественном и закономерном стремлении человека к более совершенному, прекрасному, идеальному и возвышенному.

Эстетический идеал – представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека по преобразованию мира и созиданию культуры.

Эстетический идеал вырабатывается человеком и обществом в каждую конкретную эпоху согласно жизненным и эстетическим требованиям общества, класса, времени, личности. Характер идеала зависит от уровня общественной, экологической и культурной жизни общества и т.д. Изменились эти условия и требования – изменился и эстетический идеал.

Но идеал, несмотря на все свое совершенство, все же ограничен и узок по сравнению со своей основной, базисной категорией прекрасного, т.к. само понятие идеального уже предполагает ограничение чего-либо в определенных рамках и канонах. Идеал всегда претендует на исключительность и единичность данного объекта и явления, т.е. вершину, выше и дальше которой уже нельзя перешагнуть, чтобы нарушить этот идеал и эталон, эту гармонию.

В идеале соединяются в одно целое лучшие черты, признаки, свойства и качества тех или иных предметов, явлений и людей, их образы. Поэтому идеал – образ собирательный, особенный и исключительный. Но как категория жизненно-важная, объективная, диалектическая она в ходе своего естественного и общественного развития и действия становится, в конце концов, типической, массовой, реальной и материальной.

Достигнув идеала, человек не удовлетворяется достигнутым, не останавливается на месте, а идет дальше и ставит новую задачу, новую цель, новый идеал.

Мечтой и идеалом будущего является слияние всех идеалов (социальных, экономических, производственных) с эстетическим идеалом, т.е. когда все сферы человеческой деятельности будут рассматриваться эстетически.

Таким образом, мечта, фантазия, идеал становятся великой и жизненно важной эстетической категорией – целью человечества на пути его общественного развития и прогресса от низшего к высшему, более совершенному и прекрасному.

Но мечта, фантазия, идеал имеет двойственный характер своего направления, как говорил еще русский критик Писарев, т.е. мечта может увести в сторону по неправильному и нездоровому пути, быть беспочвенной утопией “одна и та же способность человека – фантазия – может выступить и как орудие свободы человеческого мышления, и как вольный или невольный источник его порабощения ”. Поэтому “… самое трудное, самое редкое и самое оригинальное – это быть нормальным человеком ”. И действительно, быть нормальным человеком – не чуждаться ничего человеческого, образ которого создан тысячами поколений людей, народной мудростью.

Вопросы

1. Определение эстетического и художественного, общее между ними.

2. Отличие эстетического и художественного.

3. Какова взаимосвязь развития общества и изменения идеалов?

4. Назовите признаки идеала.

5. В чем заключается двойственность идеала?

Литература

1. Гулыга А.В. Принципы эстетики. – М., 1987.

2. Зись А.Я. В поисках художественного смысла. – М., 1991.

3. Казин А.Л. Художественный образ и реальность. – Л., 1985.

4. Нечкина М.Ф. Функции художественного образа в историческом процессе. – М., 1982.

5. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: очерк эстетической аксиологии. – М., 1994.

6. Михайлова А.О. О художественной условности. – 1970.

7. Михнев С. О красоте. – 1910.

8. Шестаков В. Гармония как эстетическая категория. – 1973.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: