сознания к действительности. Древнегреческие философы Гераклит,
Демокрит, Эмпедокл, Аристотель, Эпикур утверждали, что эстетическое
имеет своё начало в материальных свойствах, отношениях и
закономерностях бытия. Для эстетики характерны мера, пропорциональность,гармония частей, единство многообразия, целостность рассматривается как объективная основа прекрасного. В античной Греции зародились как материалистические, так и идеалистические эстетические теории. Так, например, пифагорейцы основу эстетического (прекрасного) видели в чисто количественных отношениях, понятых в качестве идеальных сущностей.
Платон объявляет идею источником эстетического начала.
СЛАГАЕМЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА.
Идеалистические тенденции античной эстетики получили продолжение в
период феодального средневековья. Августин Блаженный, Фома Аквинский идр. теософы источник красоты видят в Боге.
Эпоха Возрождения ознаменовалась развитием материалистических
традиций античности. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Л. Альберти, А. Дюрер,
|
|
М. Монтень, В. Шекспир, М. Сервантес реабилитирую отвергнутую
средневековыми мыслителями природу, посюсторонний реальный мир и
утверждают мысль о том, что природа и человек по своей сущности
прекрасны, что задача художника воспроизводить эту реальную красоту
природы и человека.
Природа – источник творчества и вместе с человеком главный предмет
художественного отображения. Искусство подобно науке, должно стремится
к постижению объективно правды для жизнеутверждающего пафоса.
Определённый вклад в эстетику внесли теоретики классицизма. Они
подчеркнули важное значение нравственного долга как стимула
человеческого поведения.
Теоретики эстетики классицизма сформировали правила трёх единств
(единств места, времени и действия), симметрии, пропорции, соразмерности,
разумности, пользы. В классицистической манере формировалась эстетика
классицистической архитектуры, скульптуры, драматургии, музыки и иных
направлений, видов и жанров искусства.
) главное внимание уделяли выяснению социальной и нравственно-
политической функции искусства. С их точки зрения искусство лишь тогда
может выполнять высокую миссию, если оно будет давать правдивое
отображение реальности. В разработке реалистического метода особенно
велики заслуги Дени Дидро- философа, художественного критика и писателя.
Немецкие просветители Лессинг, Гердер, Гёте, Шиллер разработали в
реалистическом и романтическом искусстве проблемы народности, историзма, социальной обусловленности.
Буржуазную эстетику развивали Шеллинг, Кант, Фихте, Гегель. Однако
|
|
Кант отрицал объективный характер эстетических законов, отрывал мораль
от науки, политики, социальной практики.
Гегель создал объективно-идеалистическую эстетическую систему.
Эстетическое искусство он понимает как первую и низшую форму
самопознания абсолютной идеи, которая в дальнейшем самораскрывается в
религии, а затем в философии.
С точки зрения. Гегеля искусство есть не что иное, как творческое
«самовоспроизводство» человека во внешних предметах и явлениях. В
процессе художественного творчестве человек, по Гегелю, удваивает себя,
очеловечивает природу, воплощает во внешних предметах свою родовую
сущность. Гегель впервые в систематической форме применяет в анализе
искусства диалектический метод, хотя его диалектика базируется на
идеалистическом истолковании реальности. Он раскрывает диалектику
художественного образа как единство общего и особенного. Гегель разработал положение о враждебности капитализма искусству.
В России основы домарксистской эстетики разрабатывали В. Белинский, А.
Герцен, Н. Чернышевский («Эстетические отношения искусства к
действительности»), Н.А. Добролюбов, А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н.
Толстой (Речи в Обществе любителей российской словесности» (1859); В.С.
Соловьёв («Красота в природе»(1889), «Первый шаг к положительной
эстетике» (1895); А.А. Потебня («О некоторых символах в славянской
народной поэзии» (1860), «Мысль и язык» (1862); и др.
Флоренский __________(«Анализ пространственности в художественно-изобразительных
произведениях», «Эмпирея и эмпирия»); А.К. Воронский («Искусство как
познание жизни и современность» (1923); А.Ф. Лосев (Трагическое); М.М
Бахтин (О культуре смеха и смеховая культура, «Эстетика словесного
творчества»), Лихачёв Д.С. Смех в Древней Руси. –Л.: Наук, 1984.
В. Друзин, М.Б. Храпчеко, А.И. Метченко и др.)
.
ТЕМА. 2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Эстетическая деятельность развивает эстетическое сознание, а
также теоретическое развитие эстетическое сознания способствует
повышению качества эстетической деятельности личности. Эстетическое
сознание возникает с момента эволюционного восприятия личностью в
труде и отдыхе категорий прекрасного и безобразного.
Эстетическая деятельность – это процесс творческого производства
чего-либо прекрасного в области культуры, искусства, науки, технического
производства, агропроизводства и т.д. Человек украшает жизнь честным,
полезным и красивым трудом.
Человек мечтает о прекрасном и стремится к нему. Но иногда
слишком дерзкие устремления вносят страхи и суету в жизнь человека.
Библия на этот случай назидательно поучает: «Во многом знании -
многие печали».
Чем выше этико-эстетическое сознание личности, тем ближе она к
пониманию и исполнению общественных идеалов.
Личность воспринимает красоту природы и красоту человеческих
отношений, что является образцом и нормативным ориентиром
эстетической деятельности. Высшими образцами эстетической
деятельности человечества являются шедевры культуры и искусства,
хранящиеся в музеях, галереях, библиотеках, частных
коллекциях и т.д.
Эстетический идеал это представление о совершенстве. Эстетические
идеалы так или иначе находятся в связи с идеалами нравственными,
политическими, национальными, конфессиональными, общественными.
Выбор эстетической идеала - это не только дело вкуса, но показатель
нравственно-интеллектуальной и гражданской зрелости личности. Выбор
эстетического идеала –это воспитательно-педагогическая проблема.
Поэтому государственные средства массовой информации (СМИ) должны
пропагандировать образцы высокой эстетической культуры. Ибо подобное
порождает подобное.