Анализ разрыва

Стратегический анализ в организации

Стратегический анализ - это средство преобразования базы данных, полученных в результате анализа среды, в стратегический план организации.

К инструментам стратегического анализа относятся:

• формальные модели и количественные методы. Период осо­бого увлечения ими и появления наиболее популярных мо­делей приходится на 70-е годы нашего столетия;

• самостоятельный творческий анализ, основанный на специ­фике данной организации, аналитических и интуитивных способностях менеджеров и плановиков.

Формальные методы и модели в определенной степени утрати­ли свою популярность в 80-е годы. Однако это не означало отказ от них, а выразилось в том, что сегодня методы стратегического ана­лиза применяют с большей осторожностью, с учетом конкретных обстоятельств.

Стратегический анализ может быть разделен на два основных этапа:

1. сравнение намеченных фирмой ориентиров и реальных возможностей, предлагаемых средой, анализ разрыва ме­жду ними;

2. анализ возможных вариантов будущего фирмы, определе­ние стратегических альтернатив.

Когда стратегические альтернативы определены, фирма при­ступает к завершающему этапу разработки стратегии - выбору опреде­ленного варианта стратегии и подготовке стратегического плана.

Анализ разрыва - простой, но эффективный метод стратегиче­ского анализа. Его цель - определить, существует ли разрыв между целями фирмы и ее возможностями и, если да, установить, как "заполнить" его (рис. 13).

Конкретное применение анализа разрыва означает:

• определение основного интереса фирмы, выраженного в терминах стратегического планирования (например, в уве­личении числа продаж);

• выяснение реальных возможностей фирмы с точки зрения текущего состояния среды и предполагаемого будущего со­стояния (через 3, 5 лет);

• определение конкретных показателей стратегического пла­на, соответствующих основному интересу фирмы;

• установление разницы между показателями стратегическо­го плана и возможностями, диктуемыми реальным положе­нием фирмы;

• разработка специальных программ и способов действий, необходимых для заполнения разрыва.

Другой способ применения анализа разрыва - это определение разницы между наиболее высокими ожиданиями и самыми скром­ными прогнозами. Например, если высшее руководство рассчиты­вает на реальную ставку оборота на вложенный капитал в 20%, но анализ показывает, что наиболее реалистичной величиной будет 15%, требуются обсуждение и принятие мер по заполнению разрыва в.5%.

Рис. 13. Схема анализа разрыва

Заполнение можно произвести несколькими способами, напри­мер:

• за счет роста производительности и достижения желаемых 20%;

• за счет отказа от более амбициозных планов в пользу 15%;

• путем упования на улучшение ситуации в соответствии с лозунгом планирования: "Минимум усилий и больше дове­рия естественному ходу вещей".

Следующие методы стратегического анализа обычно применя­ются для Определения стратегических альтернатив, возможных ва­риантов стратегического плана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: