Три типа процессов

СТРАТЕГИЯ ПРОЦЕССОВ

Глава 7

ОБОБЩЕНИЕ

Отбор, проектирование и определение товара имеют значение для всех последующих операционных решений. Операционные менеджеры должны представлять и обеспечивать ресурсами про­цесс развития товара. Товары определяются путем написания спецификаций и инженерных чертежей. Групповая технология, компьютерное проектирование и инжиниринг являются методами проектирования товара. Сборочные чертежи, диаграммы сборки, маршрутные листы, рабочие инструкции, руководства по нормам и стандарты помогают менеджеру в определении товара для про­изводства.

Как только товар оказывается в производстве, стоимостной анализ осуществляется для отслеживания качества и производст­ва. Управление конфигурацией показывает менеджеру пути про­изводства и документы на товар, который будет производиться.

По мере движения товара по стадиям жизненного цикла – зарождения, роста, зрелости и спада, стратегия операционного менеджера будет изменяться. И поскольку возможности произ­водства связаны сериями вероятностей и решений, деревья реше­ний являются особенно успешной техникой во многих решениях менеджмента, включающих те, которые связаны со стратегиями товара.


В главе 6 мы рассматривали необходимость отбора, определе­ния и проектирования товаров. Мы также обратились к процессу производства этих товаров. Главное решение для операционного менеджера – найти лучший путь к процессу производства. Эта глава показывает пути, помогающие менеджерам определить стра­тегии процессов.

Стратегия процесса – это подход, который использует органи­зация для преобразования ресурсов в товары и услуги. Объектом стратегии процесса является нахождение пути производства това­ров, которые удовлетворяют потребностям покупателя и специфи­ке производства по цене и другим управленческим критериям. Отобранный процесс будет иметь долговременный эффект по таким критериям, как гибкость, цена и качество производимых товаров. Следовательно, многие стратегии фирм определяются временем, затрачиваемым на принятие решений о выборе процес­са. Выплаты для эффективного процесса, отобранного в качестве приоритетного для начала производства, много больше, чем уси­лия, затраченные позже для усовершенствования неудовлетвори­тельного процесса.

Сфокусированный на процессе. Более 75 % производств в странах Запада выполняется в очень малых объемах или партиях разнообразных товаров – это так называемые «заказы на изготов­ление». Малый объем товаров может быть диверсифицированным, т. е. разнообразным. Эти малые объемы, высокое разнообразие процессов также известны под названием «перемежающегося процесса»[2]. Способности производства, позволяющие организоваться вокруг такого процесса, дают нам стратегию, сфокусированную на процессе.

Сфокусированный на продукте. Высокий объем производ­ства и малое разнообразие процессов характеризуют процессы, сфокусированные на продукте. Возможности производства органи­зуются вокруг товаров. Эти процессы также называются продол­жительными, непрерывными процессами. Они имеют очень долгий, продолжительный период производства одного и того же товара, отсюда их название. Такие товары, как стекло, бумага, электриче­ские лампы, гайки и болты производятся с применением этих про­цессов. Только с использованием стандартизации и статистиче­ского контроля качества фирмы могут использовать процессы для производства таких товаров. Организация производства электри­ческих ламп или хот догов изо дня в день осуществляется вокруг одного товара. Такой организации присуща способность к стандартизации и, главное, к обеспечению качества, в отличие от ор­ганизации, которая производит уникальные продукты ежедневно.

Повторяющиеся процессы. Производства, занимающие про­межуточное положение между продолжительными и изменяющи­мися процессами, это повторяющиеся процессы. Повторяющиеся процессы используют модули. Модули – это части и компоненты, предварительно изготавливаемые, часто с использованием про­должительных процессов.

Линия с повторяющимися процессами – классический сбо­рочный конвейер. Повторяющиеся процессы широко использу­ются, в том числе сборочные конвейеры для всех автомобилей. Повторяющаяся стратегия более структурирована и последова­тельна, чем стратегия работы на заказ.

Ресторан быстрого питания – вот пример повторяющегося процесса, использующего модули. Этот тип производства более, чем продолжительные процессы, принимает во внимание испра­шиваемый в данный момент состав потребления; определенные составляющие (например, мясо, сыр, соус, томат, лук) соединя­ются в продукт, называемый чизбургер. Таким способом фирма приобретает как экономическое преимущество продолжительных процессов (когда многие модули заранее изготовлены), так и покупательное преимущество от малых объемов и высокого раз­нообразия моделей.

Табл. 7.1 содержит главные характеристики по объемам, разно­образию трех видов процессов.


Сравнение стратегий процессов. Табл. 7.2 продолжает срав­нение трех стратегий процессов, которые мы уже описали, и суммирует их соотношение. Левая вертикальная ось рисунка по­казывает объем выпуска и разнообразие товаров. На диаграмме мы показываем тип операций, которые существуют в каждой из стратегий процессов. Фирма должна оперировать в границах обо­значенной диагонали. Оценивая табл. 7.2 с точки зрения функци­онирования ресторана, в левом верхнем углу мы будем иметь ресторан, производящий изысканные единичные блюда, а далее вниз по диагонали мы будем находить рестораны с ограниченным меню, где используется более специализированное оборудование и стандартные приемы. Продолжая пример с изготовлением пищи и двигаясь вниз по диагонали, придем к производству из свежеза­мороженных полуфабрикатов, доставляемых в ресторан, которые необходимо только разогреть и подать на стол.

Нижний уровень на табл. 7.2 показывает, что использование в процессе оборудования часто составляет от 5 до 25 %. Использо­вание более 15 % перемещает движение вправо, к стратегии про­должительных процессов. Использование оборудования – это ме­ра эффективности производства. Она часто высоко коррелирует с величиной капитала, стоимостью рабочей силы и использованием рабочих. Движение к повторяющимся процессам или процессам, сфокусированным на продуктах, может привести к значительным экономическим результатам. Идея двигаться вправо как возмож­ность влиять на цепы приводит к необходимости изменять про­дукт. Движение вправо, к продолжительным процессам, желатель­но, если денежные потоки достаточны и риск уменьшения спроса незначителен или необходимость вариантов товара может быть поддержана.

Машины, оборудование и технологии. Выбор машин и обо­рудования для производственного процесса также требует обсуж­дения проблем качества, мощности и гибкости. Операционный персонал разрабатывает документы, в которых отражается мощ­ность и необходимый размер производства. Один из этих факто­ров может быть определяющим фактором, имеющим отношение к использованию процесса. Альтернативы методов производства рассматриваются операционными менеджерами в госпиталях, ре­сторанах или на промышленных предприятиях. Таким образом, операционные менеджеры имеют отношение, во-первых, к эф­фективному лидерству, так как они могут приносить новые про­цессы в их организации; во-вторых, к изменениям технологий в том порядке, когда новые процессы следовало бы обсуждать; в-третьих, к версиям в аналитических процедурах, объективно оценивающим выбор решений.

Выбирая лучшую стратегию для фирмы, нужно понимать спе­цифические особенности ее производства, управленческие про­цессы и технологию. Хотя изучение специфики производства и их технологий остается за пределами книги, знакомство с ними наводит на мысль, что фирмы, не использующие инвестиционные процессы и высокотехнологичные компоненты, придут к потере конкурентного преимущества. Отбор подходов, таких как инвес­тирование в производственный процесс, может обеспечить уни­кальное преимущество. Отбор машин и оборудования может так­же дать конкурентное преимущество. Многие фирмы, к примеру, развивают уникальную технику и оборудование, что обеспечивает им преимущество. Это преимущество может иметь результат в повышении гибкости удовлетворения покупательских потреб­ностей, в снижении цены и повышении качества. Во всяком случае, конкурентное преимущество для выигрыша на рынке будет заключаться в постоянном развитии и совершенствовании производства и управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: