СТРАТЕГИЯ ПРОЦЕССОВ
Глава 7
ОБОБЩЕНИЕ
Отбор, проектирование и определение товара имеют значение для всех последующих операционных решений. Операционные менеджеры должны представлять и обеспечивать ресурсами процесс развития товара. Товары определяются путем написания спецификаций и инженерных чертежей. Групповая технология, компьютерное проектирование и инжиниринг являются методами проектирования товара. Сборочные чертежи, диаграммы сборки, маршрутные листы, рабочие инструкции, руководства по нормам и стандарты помогают менеджеру в определении товара для производства.
Как только товар оказывается в производстве, стоимостной анализ осуществляется для отслеживания качества и производства. Управление конфигурацией показывает менеджеру пути производства и документы на товар, который будет производиться.
По мере движения товара по стадиям жизненного цикла – зарождения, роста, зрелости и спада, стратегия операционного менеджера будет изменяться. И поскольку возможности производства связаны сериями вероятностей и решений, деревья решений являются особенно успешной техникой во многих решениях менеджмента, включающих те, которые связаны со стратегиями товара.
|
|
В главе 6 мы рассматривали необходимость отбора, определения и проектирования товаров. Мы также обратились к процессу производства этих товаров. Главное решение для операционного менеджера – найти лучший путь к процессу производства. Эта глава показывает пути, помогающие менеджерам определить стратегии процессов.
Стратегия процесса – это подход, который использует организация для преобразования ресурсов в товары и услуги. Объектом стратегии процесса является нахождение пути производства товаров, которые удовлетворяют потребностям покупателя и специфике производства по цене и другим управленческим критериям. Отобранный процесс будет иметь долговременный эффект по таким критериям, как гибкость, цена и качество производимых товаров. Следовательно, многие стратегии фирм определяются временем, затрачиваемым на принятие решений о выборе процесса. Выплаты для эффективного процесса, отобранного в качестве приоритетного для начала производства, много больше, чем усилия, затраченные позже для усовершенствования неудовлетворительного процесса.
Сфокусированный на процессе. Более 75 % производств в странах Запада выполняется в очень малых объемах или партиях разнообразных товаров – это так называемые «заказы на изготовление». Малый объем товаров может быть диверсифицированным, т. е. разнообразным. Эти малые объемы, высокое разнообразие процессов также известны под названием «перемежающегося процесса»[2]. Способности производства, позволяющие организоваться вокруг такого процесса, дают нам стратегию, сфокусированную на процессе.
|
|
Сфокусированный на продукте. Высокий объем производства и малое разнообразие процессов характеризуют процессы, сфокусированные на продукте. Возможности производства организуются вокруг товаров. Эти процессы также называются продолжительными, непрерывными процессами. Они имеют очень долгий, продолжительный период производства одного и того же товара, отсюда их название. Такие товары, как стекло, бумага, электрические лампы, гайки и болты производятся с применением этих процессов. Только с использованием стандартизации и статистического контроля качества фирмы могут использовать процессы для производства таких товаров. Организация производства электрических ламп или хот – догов изо дня в день осуществляется вокруг одного товара. Такой организации присуща способность к стандартизации и, главное, – к обеспечению качества, в отличие от организации, которая производит уникальные продукты ежедневно.
Повторяющиеся процессы. Производства, занимающие промежуточное положение между продолжительными и изменяющимися процессами, – это повторяющиеся процессы. Повторяющиеся процессы используют модули. Модули – это части и компоненты, предварительно изготавливаемые, часто с использованием продолжительных процессов.
Линия с повторяющимися процессами – классический сборочный конвейер. Повторяющиеся процессы широко используются, в том числе сборочные конвейеры для всех автомобилей. Повторяющаяся стратегия более структурирована и последовательна, чем стратегия работы на заказ.
Ресторан быстрого питания – вот пример повторяющегося процесса, использующего модули. Этот тип производства более, чем продолжительные процессы, принимает во внимание испрашиваемый в данный момент состав потребления; определенные составляющие (например, мясо, сыр, соус, томат, лук) соединяются в продукт, называемый чизбургер. Таким способом фирма приобретает как экономическое преимущество продолжительных процессов (когда многие модули заранее изготовлены), так и покупательное преимущество от малых объемов и высокого разнообразия моделей.
Табл. 7.1 содержит главные характеристики по объемам, разнообразию трех видов процессов.
Сравнение стратегий процессов. Табл. 7.2 продолжает сравнение трех стратегий процессов, которые мы уже описали, и суммирует их соотношение. Левая вертикальная ось рисунка показывает объем выпуска и разнообразие товаров. На диаграмме мы показываем тип операций, которые существуют в каждой из стратегий процессов. Фирма должна оперировать в границах обозначенной диагонали. Оценивая табл. 7.2 с точки зрения функционирования ресторана, в левом верхнем углу мы будем иметь ресторан, производящий изысканные единичные блюда, а далее вниз по диагонали мы будем находить рестораны с ограниченным меню, где используется более специализированное оборудование и стандартные приемы. Продолжая пример с изготовлением пищи и двигаясь вниз по диагонали, придем к производству из свежезамороженных полуфабрикатов, доставляемых в ресторан, которые необходимо только разогреть и подать на стол.
Нижний уровень на табл. 7.2 показывает, что использование в процессе оборудования часто составляет от 5 до 25 %. Использование более 15 % перемещает движение вправо, к стратегии продолжительных процессов. Использование оборудования – это мера эффективности производства. Она часто высоко коррелирует с величиной капитала, стоимостью рабочей силы и использованием рабочих. Движение к повторяющимся процессам или процессам, сфокусированным на продуктах, может привести к значительным экономическим результатам. Идея двигаться вправо как возможность влиять на цепы приводит к необходимости изменять продукт. Движение вправо, к продолжительным процессам, желательно, если денежные потоки достаточны и риск уменьшения спроса незначителен или необходимость вариантов товара может быть поддержана.
|
|
Машины, оборудование и технологии. Выбор машин и оборудования для производственного процесса также требует обсуждения проблем качества, мощности и гибкости. Операционный персонал разрабатывает документы, в которых отражается мощность и необходимый размер производства. Один из этих факторов может быть определяющим фактором, имеющим отношение к использованию процесса. Альтернативы методов производства рассматриваются операционными менеджерами в госпиталях, ресторанах или на промышленных предприятиях. Таким образом, операционные менеджеры имеют отношение, во-первых, к эффективному лидерству, так как они могут приносить новые процессы в их организации; во-вторых, к изменениям технологий в том порядке, когда новые процессы следовало бы обсуждать; в-третьих, к версиям в аналитических процедурах, объективно оценивающим выбор решений.
Выбирая лучшую стратегию для фирмы, нужно понимать специфические особенности ее производства, управленческие процессы и технологию. Хотя изучение специфики производства и их технологий остается за пределами книги, знакомство с ними наводит на мысль, что фирмы, не использующие инвестиционные процессы и высокотехнологичные компоненты, придут к потере конкурентного преимущества. Отбор подходов, таких как инвестирование в производственный процесс, может обеспечить уникальное преимущество. Отбор машин и оборудования может также дать конкурентное преимущество. Многие фирмы, к примеру, развивают уникальную технику и оборудование, что обеспечивает им преимущество. Это преимущество может иметь результат в повышении гибкости удовлетворения покупательских потребностей, в снижении цены и повышении качества. Во всяком случае, конкурентное преимущество для выигрыша на рынке будет заключаться в постоянном развитии и совершенствовании производства и управления.
|
|