Основные понятия и положения Закона РФ о СМИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕДАКЦИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РФ

КРФ –

  1. ст. 71 – в ведении РФ;
  2. ст. 72 – в совместимости ведении РФ и субъектов РФ;
  3. ст. 73 ­– помимо пунктов в ст. 71 и ст. 72 субъекты РФ обладают всей полнотой; государственной власти.

ВОПРОСЫ СМИ В ВЕДЕНИИ РФ:

- границы права граждан на получение информации;

- правовой статус организацией СМИ;

- федеральное налогообложение;

- уголовная ответственность за нарушение в сфере массовой информации;

ВОПРОСЫ СМИ В СОВМЕСТИМОМ ВЕДЕНИИ РФ И СУБЪЕКТОВ РФ:

- защита прав граждан на получение информации;

- местное налогообложение;

- регистрация и лицензирование;

- административный контроль над СМИ;

ВОПРОСЫ СМИ В ВЕДЕНИИ СУБЪЕКТОВ РФ:

- доп. субсидии местным СМИ;

- регулирование доступа к информации и аккредитации журналистов;

- регулирование вопросов порнографических, эротических изданий и программ.

1. Основные положения и понятия ФЗ «о СМИ».

· Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» / Глава 1

2. Учредительный договор и устав редакции: сущность и отличия.

· Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» / Глава 2 / Статьи 7-8, 13, 18, 19, 20

3. Устав редакции и устав юридического лица: сущность и отличия.

· Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» / Глава 2/ Статья 20

· 51 ч. 1 ГК РФ

4. Процедура принятия устава редакции.

· Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» / Глава 2/ Статья 20

Основные принципы и понятия:

- закреплены в законе о СМИ;

- отмена цензуры в СМИ (отменена еще в 1990г. в 1 ст. зак. СССР «О печати и других СМИ» и в 1991г. в 3 ст. ФЗ «О СМИ» – тогда как Конституция сделала это лишь в декабре 1993г. в 29 ст.);

- «базовость» Закона» (ст.5);

- ст. 2 «Основные понятия» (массовая информация; СМИ; ПП издание; радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа; - продукция СМИ; распространение продукции СМИ; главный редактор; журналист, издатель и т.д.)

Ст. 52 Специальный статус;

Ст. 7 Учредитель.

1. Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

Для целей настоящего Закона:

под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;

под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;

под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;

под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;

под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;

под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;

под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

В Законе не дается понятие учредителя СМИ, но он определяет круг лиц, которые могут им стать. Учредителем СМИ может быть как физическое лицо, так и юридическое. Не может быть человек, не достигший 18 лет. Человек, отбывающий наказание в местах лишения свободы по решению суда. Душевнобольные. Организация, деятельность которой запрещена законом. Не может быть гражданин другого государства или человек, не проживающий постоянно на территории РФ, или лицо без гражданства.

2 .Статья 3. Недопустимость цензуры

«Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.

Главлит – первый орган цензуры в годы Советской власти – Главного управления по делам литературы и издательств при наркомате Просвещения».

Пример нарушения:

По данным надзорного ведомства, Анатолий Баранов оказывал давление на СМИ.
О жесткой цензуре прокурору челябинской области Александру Войтовичу сообщил директор газеты «Озерский вестник» Егор Кривенко. По его словам, с подачи исполняющего обязанности сити-менеджера изданию запретили публиковать материал с критикой местной власти. В статье говорилось о том, что по итогам 2011 года в Озерске было сдано всего 807 квадратных метров нового жилья. При этом еще в 2010 году областные власти обратили внимание на высокую стоимость квартир в ЗАТО.
- После прямого указания Анатолия Баранова редакция была вынуждена снять материал с печати. Речь идет о недопустимом вмешательстве должностного лица в деятельность средства массовой информации, которое требует оценки надзорных органов, - указал в своем заявлении директор "Озерского вестника" Егор Кривенко.
Если эти факты действительно подтвердятся в ходе прокурорской проверки, речь идет о статье Уголовного кодекса «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов».
Кроме того, в начале ноября в Сеть просочилась информация о запрете чиновникам выходить в Интернет без служебной необходимости. Запрет, по данным группы «Озерск без Калинина», исходил от главы города и от исполняющего обязанности главы администрации.
Стоит отметить, что ранее Анатолий Баранов уже попадал в поле зрения прокуратуры. Общественность заподозрила, что он по-прежнему участвует в коммерческой деятельности, что противоречит закону. Ранее в аналогичном нарушении был уличен прежний сити-менеджер Евгений Тарасов, который сейчас находится под следствием за крупную махинацию с бюджетными средствами.
Напомним, сегодня в Озерске стартует новый конкурс на пост сити-менеджера. Нового главу администрации назовут 26 декабря.

3. Статья 5. Законодательство о средствах массовой информации

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Если межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией, предусмотрены для организации и деятельности средств массовой информации иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются правила межгосударственного договора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: