Статистическая информация

Государственная система статистики РФ находится в настоящее время в стадии реформирования. Необходимость реформирования определяется прежде всего радикальными переменами в социальной и общественно-экономической жизни общества.
Вхождение России в мировое экономическое пространство, интенсивное развитие негосударственного сектора, становление рыночной инфраструктуры и другие коренные изменения в экономике обусловливают необходимость применения новых методов организации статснабжения, разработки новых показателей и перехода на методологическую базу, используемую в мировой практике.
Одной из важнейших задач является задача охвата статучетом быстро увеличивающегося числа хозяйствующих объектов.
Возникли серьезные трудности в получении отчетности от предприятий, прежде всего негосударственного сектора, особенно в торговле и сфере услуг, системе малого бизнеса, фермерства и крестьянских хозяйств. В связи с этим большое внимание уделяется отработке и внедрению в практику выборочных и других методов несплошного сбора статистической информации.
В процессе реформ удалось сохранить единую систему государственной статистики, в которую входят Госкомстат России (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство системой государственной статистики РФ); его органы в республиках, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, районах и городах; подведомственные предприятия, организации и учебные заведения.
Единая система государственной статистики включает 2250 организаций:
- на федеральном уровне — семь организаций;
- на региональном уровне — 87 комитетов и управлений статистики;
- на районном уровне— 2156 региональных (городских) отделов статистики.
Основными задачами Госкомстата России являются:
- разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;
- предоставление официальной статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному собранию ГД РФ, федеральным органам исполнительной власти, общественности, а также международным организациям;
- предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении Российской Федерации, субъектов РФ, отраслей и секторов экономики; публикации статистических сборников и других материалов.
На федеральном уровне осуществляется интеграция информационных ресурсов всей системы органов государственной статистики. Анализ экономических и социальных процессов проводится на базе показателей, содержащихся в государственной статистической отчетности и на основе выборочных статистических обследований. Головной организацией по сбору, накоплению, хранению, обработке и передаче статистической информации является Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата.
Среди важнейших задач Госкомстата можно назвать подготовку публикаций в области статистики и информирование широких слоев общества. Официальные статистические публикации подразделяются на следующие виды:
- периодические издания;
- статистические сборники;
- сборники, выпускаемые на CD-ROM;
- статистические бюллетени.
Ежегодно выпускаются следующие периодические издания:
- «Социально-экономическое положение России»;
- «Информация о социально-экономическом положении России»;
- «Социально-экономическое положение федеральных округов России» (отдельные издания по каждому округу);
- «Статистическое обозрение» (на русском языке);
- «Статистическое обозрение» (на английском языке);
- «Краткосрочные экономические показатели РФ».
Среди статистических сборников следует выделить «Российский статистический ежегодник» и «Регионы России» как наиболее полные издания. Оба сборника выпускаются и на CD-ROM.
Важными видами публикаций являются также ежемесячный журнал «Статистическое обозрение» и журнал «Вопросы статистики».
Журнал «Статистическое обозрение» выходит на русском и английском языках. Он состоит из двух разделов. В первом разделе дается картина макроэкономической ситуации, представленная в виде таблиц и графиков. Приведенные данные характеризуют тенденции, складывающиеся в стране в течение года, рассчитанные на основе ежемесячных показателей. Помимо материалов Госкомстата используются данные Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ и ряда других ведомств. Второй раздел журнала включает в себя тематические материалы: аналитические доклады, итоги специальных обследований, результаты других работ, проведенных Госкомстатом.
Журнал «Вопросы статистики» (ранее — «Вестник статистики») освещает широкий спектр проблем в области экономико-статистической теории и практики. Редакция журнала изучает также отдельные тематические и информационные предложения, а также научную, методическую и другую литературу и вопросы статистики.
Российские потребители могут также получить статистическую информацию от Статкомитета СНГ, подразделений различных комитетов и ведомств, таких как Министерство здравоохранения РФ, ГВЦ Минсельхозпрода России и др.
Научно-техническая информация

Среди ведомств, формирующих информационные ресурсы в области науки и техники, бесспорным лидером является Государственный комитет РФ по науке и технологиям (ГКНТ России). Созданная под его руководством в 1960-1970-е гг. государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) была одной из крупнейших информационных систем в стране и не знала равной себе в мире. Кризис 1990-х гг. затронул ГСНТИ особенно остро. Система, включавшая около двухсот специализированных организаций, а также десятки тысяч служб на предприятиях, фактически развалилась. Из почти 80 отраслевых институтов информации функционируют не более десятка. Федеральные информационные центры сохранились почти все, однако сократили масштабы своей деятельности в десятки раз.

В настоящее время государственная система научно-технической информации [4] представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций — юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обязательств.
В состав государственной системы научно-технической информации входят федеральные органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, отраслевые органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, региональные центры научно-технической информации.
К федеральным органам научно-технической информации и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков данных по различным видам источников научно-технической информации и направлений науки и техники, относятся:
- Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства науки и технологий РФ (ВНТИЦ) — по ведущимся в стране и законченным открытым научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, защищенным диссертациям на соискание ученых степеней, алгоритмам и программам;
- Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации (ВИМИ) — по научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам и результатам научно-технической деятельности оборонного комплекса;
- Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Министерства науки и технологий РФ — по использованию результатов научно-технической деятельности предприятий и организаций, а также организации обмена этой информацией между регионами;
- Всероссийский институт научной и технической информации РАН и Министерства науки и технологий РФ;
- Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ, Библиотека РАН, Библиотека по естественным наукам РАН и Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН — по естественным и техническим наукам;
- Государственная центральная научная медицинская библиотека Министерства здравоохранения РФ — по медицине и здравоохранению;
- Всероссийский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований, агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Российской академии сельскохозяйственных наук — по сельскому хозяйству;
- Институт научной информации по общественным наукам РАН — по общественным наукам;
- Российский федеральный геологический фонд, Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования и Всероссийская геологическая библиотека Министерства природных ресурсов РАН — по геологии и минерально-сырьевым ресурсам;
- Федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации — по нормативным документам по стандартизации, метрологии и сертификации;
- Федеральный институт промышленной собственности и Информационно-издательский центр Российского агентства по патентам и товарным знакам — по патентной документации, относящейся к изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания и наименованиям мест происхождения товаров, а также по документации, относящейся к зарегистрированным программам для ЭВМ, базам данных и топологиям интегральных микросхем;
- Российская книжная палата Государственного комитета РФ по печати — по опубликованным в Российской Федерации произведениям печати и государственной библиографии;
- Российский государственный архив научно-технической документации Федеральной архивной службы РФ — по документам научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических организаций и предприятий федерального значения, переданным на постоянное хранение;
- Научно-технический центр «Информрегистр» — по электронным изданиям;
- Институт промышленного развития («Информэлектро») — по технико-экономической информации и результатам технико-экономических исследований в гражданских отраслях промышленности (обязанности закреплены Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. № 736);
- ряд других всероссийских государственных структур по отраслям промышленности, сельского хозяйства и видам деятельности.
Порядок формирования федеральных информационных фондов указанных организаций устанавливается законодательством РФ.

Тема 8 Правовая информация

Понятие "правовой информации"

До 70-х годов прошлого века в юриспруденции понятие «правовая информация» вообще не использовалось, как и вообще термин информация до недавнего времени не использовался в сфере общественных отношений. С развитием теории информации и внедрением ее в практику общественной жизни стали использоваться понятия «информация», «информационные процессы» и др. Постепенно и в юриспруденцию были внесены новые понятия, связанные с информацией.

При этом следует заметить, что в текстах законов и других нормативных правовых актов до сих пор отсутствует определение понятия «правовая информация». Это дает возможность по-разному понимать его содержание.

Известный юрист А.Б.Венгеров рассматривал в более узкой плоскости правовую информацию (только официальные нормативно-правовые документы и их аналоги, содержащиеся в справочно-поисковых системах). Более широко понимал правовую информацию С.С.Москвин, включая в это понятие все сведения и сообщения о правовой сфере, включая результаты деятельности ученых-правоведов и юристов-практиков.

Современные авторы применяют более дифференцированный подход к определению понятия «правовая информация». Этому способствует практика нормотворчества и достижения аналитической юриспруденции.

В частности, О.А.Гаврилов относит к правовой информации «любые сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения практических задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности».

Суммируя различные мнения, можно сделать вывод о том, что к правовой информации относятся все официальные нормативные правовые акты и документы, имеющие правовой характер, а также неофициальные сообщения, непосредственно связанные с практикой нормотворчества и юридической деятельностью.

Таким образом, к правовой информации относятся:

- нормативные и ненормативные правовые акты (законы, подзаконные акты, акты правоприменения и др.);

- нормативные акты корпораций и других организаций;

- официальные акты и обобщения судебной практики;

- документы юридической деятельности правоохранительных органов;

- официальные заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных органов;

- доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: