Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемой в целостном педагогическом процессе, являются:
1) руководство учебной работой учащихся (преподавание);
2) воспитательная работа.
Учебную работу школьников организует учитель-предметник. Воспитательной работой занимается учитель-предметник (на своих уроках) и классный руководитель (во внеучебное время).
В структуре педагогической деятельности Н.В. Кузьмина выделила четыре взаимосвязанных компонента:
1. Гностический (деятельность учителя по изучение учащихся);
2. Конструктивный, или проектировочный. Конструктивная (проектировочная) деятельность педагога, в свою очередь, распадается на:
а) конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса);
б) конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся);
в) конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
|
|
3. Организаторский (система действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности);
4. Коммуникативный (установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями).
Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях – гностических, конструктивных, организаторских, коммуникативных.
Подготовка учителя к уроку включает два этапа:
1. Предварительная подготовка (разработка учителем системы уроков по учебному предмету, осуществляемая до начала учебного года).
2. Непосредственная подготовка (т.е. подготовка к конкретному уроку, осуществляемая в течение учебного года).
В предварительную подготовку к уроку входят:
а) тщательное изучение требований учебной программы и объяснительной записки к ней;
б) внимательное ознакомление со школьными учебниками и учебными пособиями для учащихся;
в) проработка методических пособий по преподаваемому предмету;
г) ознакомление с опытом работы лучших учителей, проанализировать опыт своих коллег;
д) критический анализ собственного опыта;
е) изучение школьной документации и личное знакомство учителя с составом учащихся тех классов, в которых предстоит преподавать;
ж) составление календарно-тематического планирования по учебному предмету в соответствии с учебной программой и расписанием уроков.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету может иметь следующий вид:
|
|
№ п/п урока | Дата | Тема и содержание урока | Тип урока | Оборудование |
1. | 02.09.2012 | Введение ………………………………….. ………………………………….. ………………………………….. | …………. | § 1 (п. 1–3) Календарь наблюдений за природой |
Раздел I. ……………………………………………………………….. (12 ч.) Тема 1. …………………………………………………………… (4 ч.) | ||||
2. | ||||
3. |
С образцом календарно-тематического планирования по учебному предмету можно ознакомиться в приложении 1.1 к семинарскому занятию 1.
Типовое календарно-тематическое планирование публикуется ежегодно (до начала учебного года) по каждому предмету в специальных методических журналах: «Біяалогія: праблемы выкладання», «Гісторыя: праблемы выкладання», «Пачатковая школа» и т.п. Однако учитель имеет право вносить в него до 20% изменений и дополнений.
На этапе непосредственной подготовки к уроку учитель:
а) определяет место урока в системе уроков по данной теме и в общей системе знаний, навыков, умений и деятельности по формированию научного мировоззрения, умственного развития школьников;
б) отбирает и прорабатывает к данному уроку необходимую литературу, просматривает внепрограммный материал по профилю учебного предмета с тем, чтобы сообщить учащимся информацию о последних достижениях в области данной науки;
в) проверяет в действии технические и наглядные средства обучения и другое учебное оборудование, готовит раздаточный материал для организации самостоятельной индивидуальной работы учащихся;
г) при подготовке к уроку математики или физики учитель должен прорешать примеры, задачи, доказать теоремы, которые он будет предлагать учащимся на всех этапах урока; при подготовке к уроку языка учитель в плане записывает слова, словосочетания, предложения или делает ссылки на страницы книги, которой он будет пользоваться на уроке при изучении тех или иных языковых правил;
д) учитывает и намечает межпредметные связи, чтобы связать знания по данному предмету с материалом по другим учебным предметам, и в то же время избежать ненужного дублирования уже известного школьникам материала;
е) продумывает и отрабатывает голос, мимику, интонацию.
ж) продумывает и составляет план урока.
Виды плана урока по степени детализации:
1. План-конспект – весьма подробный, детализированный план (фактически сценарий урока), включающий отдельные реплики учителя и даже предполагаемые ответы учащихся. Данная разновидность плана урока рекомендуется в двух случаях:
а) начинающим учителям;
б) учителям, дающим открытый урок.
2. Собственно план урока (выполняется в сжатой форме и составляет обычно 1–2 печатные страницы).
2. Формы плана урока:
а) текстовый план;
б) план урока в табличной форме (технологическая карта).
Технологическая карта урока может иметь следующий вид:
Этапы урока | Содержание этапа | Методы и приемы обучения | Средства обучения | Форма организации работы учащихся | Межпредметные и внутрипредметные связи |
Вне зависимости от вида и формы, план урока должен содержать следующую информацию:
· номер урока по порядку, учебный предмет, класс;
· тема урока;
· цели и задачи урока;
· тип урока;
· оборудование;
· ход урока (поэтапно);
· домашнее задание.
Образцы текстовых планов урока можно видеть в приложении 1.5 к семинарскому занятию 1. Образцы технологических карт урока размещены в приложении 1.6 к семинарскому занятию 1.
Особо нужно оговорить вопрос о формулировании целей и задач урока. Цели и задачи урока формулируются одним из трех способов:
1. «Триединая цель» («советский способ»): к каждому уроку формулируется три цели – образовательная, развивающая, воспитательная.
|
|
2. Современный способ: для каждого урока формируется одна цель (образовательная). Далее она конкретизируется в задачах. Обычно ставится от 2 до 4 задач. Среди них должна быть хотя бы одна развивающая задача и хотя бы одна воспитательная.
3. Способ И.Я. Лернера – М.Н. Скаткина. Заключается в том, что для каждого урока формулируется четыре цели в соответствии с четырьмя компонентами содержания образования. Первая цель связана с формированием у учащихся знаний, вторая – с формированием навыков и умений, третья – с формированием опята творческой деятельности, четвертая – эмоционально-ценностных отношений (см.: приложение 1.4 к семинарскому занятию 1).
Основное требование: цели и задачи урока ставятся диагностически, т.е. через указание на предполагаемый результат. Поэтому стандартные формулировки образовательной цели (задачи) урока выглядят так:
дать знание о…
сформировать представление о…
сформировать понятие о…
познакомить учащихся с …
сформировать (выработать) умение (навык)…
закрепить умение (навык)…
научить применять знания о… на практике и др.
Развивающая цель (задача) начинается с глагола «развивать …». Далее указывается, что именно предполагается развивать: логическое мышление, творческое воображение, монологически и диалогическую речь и т.д.
Воспитательная цель начинается обычно со слова «воспитывать…». Далее указывается черта или качество личности, которое учитель считает целесообразным нужным воспитывать на данном уроке (например, патриотизм гордость за достижения отечественной науки и культуры, гражданственность, трудолюбие, бережливость и т.д.)
Вопрос 2. Функции и направления работы классного руководителя. Первоначальный этап работы классного руководителя.
Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей, детских и молодежных организаций, общественности, несет персональную ответственность за организацию воспитательной работы в своем классе. В деятельности классного руководителя сочетаются воспитательные, организаторские и административные функции.
|
|
Деятельность классного руководителя основывается на комплексном подходе к воспитанию.Это значит, что в своих планах работы он обязан предусмотреть взаимосвязь умственного, нравственного, правового, трудового, эстетического и физического воспитания, охватить всех без исключения учащихся различными формами деятельности, сочетать различные методы и средства воспитательной работы с учетом возрастных особенностей и уровня воспитанности учащихся.
Основные направления работы классного руководителя:
1. Изучение учащихся и классного коллектива (педагогическая диагностика). Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Далее изучение школьников ведется непрерывно в течение всего срока их обучения.
2. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе. В одиночку решить все проблемы воспитательной работы классному руководителю невозможно. Классный руководитель изучает особенности учебно-воспитательной работы учителей, знакомится с их требованиями и взаимоотношениями с учащимися, обменивается мнениями о поведении отдельных учащихся, о методах воздействия на них. Классный руководитель должен установить нормальные отношения с учителями, работающими в данном классе, добиваться предъявления и выполнения единых требований к учащимся, привлекать их к проведению отдельных мероприятий – трудовых дел, туристических походов, читательских конференций, диспутов, вечеров. Важно, чтобы ученики больше общались со своими учителями во внеурочное время. Во многих школах применяется ценная форма работы – «малый педсовет», или педагогический консилиум, т.е. совещание учителей, работающих в одном классе или ряде параллельных классов.
3. Организация и воспитание классного коллектива. Это основное направление работы классного руководителя. Класс становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того как накапливается опыт совместной деятельности, создается и растет актив, складываются положительные традиции, крепнут товарищеские связи, устанавливаются правильные взаимоотношения с общешкольным коллективом.
4. Организация и проведение воспитательных мероприятий. Это, прежде всего, информационные часы, классные часы, этические беседы, диспуты, читательские и зрительские конференции, лекции специалистов (медиков, юристов и т.д.), встречи с интересными людьми, трудовые дела, экскурсии и туристические походы, участие в праздновании государственных, городских (сельских) и школьных праздников.
Многочисленные сценарии воспитательных мероприятий публикуются в научно-методических журналах «Праблемы выхавання», «Сацыяльна-педагагічная работа», «Народная асвета», а также в российском журнале «Классный руководитель», газетах «Последний звонок», «Педсовет», «Педагогическое творчество».
5. Сотрудничество с детскими и молодежными общественными организациями. Не вмешиваясь напрямую в работу самодеятельных детских и юношеских организаций, не подавляя их инициативы, педагог может помочь обогащению их деятельности.
Во-первых, на учащихся – членов БРСМ и БРПО, других общественных объединений можно и нужно опираться как на актив. Классный руководитель привлекает этих учащихся к организации идейно-воспитательной работы (политинформации, беседы, доклады и лекции, диспуты, тематические вечера на общественно-политические темы, устные журналы, вечера вопросов и ответов, беседы у карты мира). В борьбе за глубокие и прочные знания школьников активисты-пионеры и члены БРСМ выступают ассистентами учителей, добровольными лаборантами, консультантами, помогают преодолеть пробелы в знаниях у отстающих учеников, организуют взаимопомощь в учении, вечера по разным предметам, общественные смотры знаний.
Во-вторых, классный руководитель должен оказывать помощь ячейкам пионеров и БРСМ, других общественных объединений в организации трудовой деятельности, в выборе и организации посильных и нужных видов труда. Это может быть оборудование спортплощадки, учебного кабинета, комнат для кружковых занятий, школьных мастерских, сбор книг для пополнения библиотек сельских школ, уборка школьного двора и другая работа по самообслуживанию, текущий ремонт школьного имущества, участие в трудовых объединениях.
В-третьих, помощь в подготовке и проведении собраний. В классе не реже одного раза в месяц проводятся собрания пионеров и БРСМ. На них обсуждаются вопросы идейной и трудовой закалки членов этих организаций, повышения качества знаний, профессиональной ориентации, работы с младшеклассниками, организации досуга. Классный руководитель помогает пионерскому активу и БРСМ продумать тему собрания, хорошо подготовиться к нему, подготовить проект решения (при активном участии учащихся). Важно приучить школьников проверять выполнение принятых решений.
В-четвертых, сотрудничество классного руководителя и педагога-организатора (раньше эта должность называлась «старший вожатый»).