Гражданство КНР
Конституция КНР 1982 года – это первая Конституция социалистической эпохи Китая, которая употребляет понятие гражданство. Порядок приобретения, утраты гражданства и восстановления в гражданстве регулируется Законом о гражданстве КНР 1980 г. Согласно данного Закона, китайскими гражданами считаются:
·лица, оба или один из родителей которых является китайскими гражданами, и которые родились на территории Китая;
·лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражданами и которые родились на территории другой страны;
·лица, родившиеся в Китае, родители которых, будучи апатридами, постоянно проживают в КНР.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть приняты в гражданство КНР. Для этого они должны проявить готовность соблюдать Конституцию и законы КНР, а, кроме того, отвечать одному из следующих условий:
·иметь близких родственников среди китайских граждан;
·постоянно проживать в КНР;
·иметь иные надлежащие основания.
Поскольку в КНР Закон не признает принципа двойного гражданства, поэтому за лицами, приобретшими китайское гражданство, иностранное гражданство не сохраняется. Китайские граждане, постоянно проживающие на территории другой страны, в случае добровольного приобретения ими иностранного гражданства, утрачивают гражданство КНР.
|
|
Китайские граждане могут выйти из гражданства КНР после возбуждения ходатайства и его удовлетворения, если они имеют близкими родственниками иностранцев, либо постоянно проживают за пределами КНР, либо имеют иные надлежащие обязательства.
Не имеют права выхода из гражданства КНР – военнослужащие, находящиеся на действительной военной службе, а также государственные служащие. Законом о гражданстве предусмотрена возможность восстановления в китайском гражданстве. Согласно ст.10 иностранцы, состоявшие ранее в китайском гражданстве, могут ходатайствовать с указанием уважительных причин о восстановлении китайского гражданства. По отношению к нежелательным гражданам в КНР предусматривается лишение гражданства в сочетании с высылкой из страны. Вопросы, связанные с гражданством решаются министерством общественной безопасности, а за пределами страны дипломатическими и консульскими представителями.
Важнейшая особенность политической системы КНР заключается в том, что согласно Конституции руководящей силой в обществе и государстве является Коммунистическая партия Китая. Это положение Конституции означает, что КПК не может быть отстранена от власти без изменения Конституции. Насчитывающая 62 млн. членов КПК строится по территориально-производственному принципу, т.е. ее органы создаются в общегосударственном масштабе, в административно-территориальных единицах, в учреждениях, вооруженных силах и на предприятиях независимо от форм собственности. Сами партийные органы непосредственно не осуществляют государственную власть. Принятые ими решения реализуются, прежде всего, через государственные структуры.
|
|
Важнейшим инструментом проведения политики КПК являются «партийные группы руководства», создаваемые согласно Уставу КПК во всех центральных и местных государственных органах, хозяйственных организациях и культурных учреждениях. Широкое распространение получила в Китае практика принятия совместных решений партийными и государственными органами.
В КПК важнейшим организационным принципом является принцип демократического централизма, заключающийся в том, что каждый член КПК обязан выполнять решения КПК и ее органов; низовые органы партии подчиняются вышестоящим и их решениям; меньшинство подчиняется большинству.
Демократический централизм рассматривается в КНР как важнейший фактор, сдерживающий тенденции национального сепаратизма отдельных регионов государства и обеспечения единства страны и социальной стабильности. КПК уделяет серьезное внимание чистоте своих рядов. В ходе регулярных чисток из партии исключаются лица, уличенные во взятках, кумовстве и других проступках. Так, в 1998 году было исключено более 1 млн. членов партии, значительная часть из них затем осуждена.
Наряду с КПК в КНР существуют восемь других некоммунистических, так называемых, демократических политических партий общей численностью 0,5 млн. членов. Наиболее крупная из них – Демократическая лига Китая, созданная в 1941 г. Около 150 тысяч ее членов – это представители творческой интеллигенции, деятели образования, науки и культуры. Согласно уставам этих партий, все они называются партиями, участвующими в политической жизни и осуществляющими свою деятельность под руководством КПК, т.е. они, выступают не как оппозиционные, а как дружественные по отношению к КПК. Определенную самостоятельность проявляют эти партии в вопросах развития экономики, науки, техники, здравоохранения, культуры, в развитии многосторонних контактов с этническими китайцами, проживающими за рубежом.
Более 25 тысяч членов демократических партий являются депутатами ВСНП и местных собраний народных представителей, занимают руководящие посты в государственных органах.
Все политические партии КНР объединены в действующий под руководством КПК «Единый фронт». Конституция КНР во введении к ней определяет его как «широкий патриотический Единый фронт различных демократических партий и народных организаций, объединяющих всех социалистических тружеников, поддерживающих объединение Родины». Единым фронтом создан Народный политический консультативный Совет Китая (НПКСК), высшим органом которого является Всекитайский комитет. В рамках Единого фронта осуществляется согласование единых мнений, вырабатывается общая позиция по важнейшим вопросам развития страны. Через Единый фронт и его структуры КПК направляет деятельность всех партий и организаций, входящих в его состав.
Конституция КНР устанавливает, что «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций, руководимая КПК, будет существовать и развиваться длительное время». Появление в КНР оппозиционных политических партий в настоящее время невозможно, поскольку нет широкой социальной базы для этого. В зарубежной и российской литературе по конституционному праву преобладает мнение, что в КНР сложилась фактически однопартийная система. Косвенно это подтверждают и документы XIV съезда КПК, которые исключают в КНР «многопартийность и парламентаризм западного образца».