Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в начале XX века

Литература

Литература

Литература

Швейцария.

Нидерланды.

Экономические успехи и общественно-политические проблемы Бельгии.

3. Люксембург.

  1. Маныкин А.С. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки. – М.: Слово; Эксмо, 2004.
  2. Новая история стран Европы и Америки. 1870-1918 / Под ред. И.В. Григорьевой. – М.: МГУ, 2001
  3. Новая история стран Европы и Америки: Учеб. для вузов / Под ред. И.М. Кривогуза. – М.: Дрофа, 2003.
  4. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: В 3 ч. – М.: Владос, 2000.

1. Экономические успехи и общественно-политические проблемы Бельгии. В экономике страны произошли существенные изменения. В противовес главному Обществу (Societe generale), которое всегда подозревали в приверженности идеям оранжизма, был создан Бельгийский банк, — он предоставлял значительные кредиты на развитие промышленности. В третьей четверти XIX столетия произошло значительное увеличение добывающей (угольная) и перерабатывающей (металлургия, машиностроение, текстильная, стекольная и др.) промышленности. Бурное развитие промышленности, широкая посредническая торговля, а также эксплуатация многочисленных колоний, которыми Бельгия завладела в период царствования Леопольда II, сделали эту маленькую страну одной из наиболее развитых стран, экспортирующих не только промышленную продукцию, но и капитал. Бельгия вывозила капиталы в Иран, Египет, Сиам, Китай, страны Южной Америки и Россию.

В результате подъема промышленности и торговли ускорилась концентрация производства, создавались многочисленные монополистические объединения, в первую очередь в угольной и металлургической отраслях промышленности.

В сельском хозяйстве шел процесс расслоения и выделения крупных хозяйств. В целом же аграрный строй Бельгии характеризовался преобразованием мелких хозяйств и большим Удельным весом арендуемых земель. В начале XX в. число арендаторов в бельгийской деревне в три раза превышало число собственников земли. Более 80 тыс. бельгийских крестьян Негодно отправлялись на заработки в города и в соседние Страны (Францию, Германию и др.).

Экономическая политика государства в эти годы характеризовалась либерализмом, выразившимся прежде всего в отмене целого ряда ограничений. Это касается таможенной политики, отмены городских внутренних пошлин, освобождения от пошлины прохода по реке Шельде, свободы бирж и маклерства, акционерных обществ, создания сберегательных касс национального общества подъездных железных дорог.

К 1910 г. в промышленности Бельгии было занято 48% активного населения, а в сельском хозяйстве — только 16%. Были достигнуты большие успехи в развитии как промышленности, так и сельского хозяйства. В основных отраслях промышленности преобладающим типом становились крупные предприятия. На долю акционерных обществ приходилось лишь 4,4% общего числа промышленных предприятий, но число работавших на них составляло 47,4% всех рабочих.

Промышленная Бельгия с ее высокой плотностью населения все более зависела от международной торговли. Она покупала за границей значительную часть продуктов питания и, что особенно важно, все необходимое ей промышленное сырье. Бельгия вывозила большую часть своей промышленной продукции: по некоторым отраслям экспорт составлял 50—60%, а порой даже 80—90% всего производства. Бельгийские предприниматели строили в это время самые разнообразные предприятия, главным образом электропромышленные и транспортные, по всему миру, особенно в России, в странах Южной Америки, Китае.

Следствием серьезных перемен в экономике и структуре общества было изменение в соотношении политических сил. После выборов в июне 1870 г. к власти пришли католики. Пра­вительство Ж. Малу, находившееся у власти восемь лет, сме­нило либеральное правительство Фрер-Орбана. Оно развязало «школьную войну», начавшуюся из-за того, что законом было разрешено создавать официальные светские школы, в которых преподавание религии было заменено преподаванием морали. Борьба католиков против «школ без бога» приобрела серьезный размах. Повсюду возникали сотни так называемых сво­бодных школ, и через два года они уже составляли 66% от общего числа всех школ. Фрер-Орбан не побоялся разорвать дипломатические отношения с папой Львом XIII.

В течение пяти лет шла ожесточенная борьба между либералами и католиками за пересмотр закона о начальном образовании. Борьба закончилась внушительной победой католиков на выборах 1884 г. Новое министерство Ж. Малу восстановило преподавание религии в начальной школе.

Одной из острых в социальном отношении проблем была «фламандская проблема». Начиная с 70-х годов XIX в. все больше давали о себе знать противоречия между преимущественно аграрными фламандскими и индустриальными валлонскими провинциями. «Фламандская проблема» проявлялась в тот период в требовании признать на практике равноправие французского и фламандского языков как государственных. Это равноправие было декларировано Конституцией 7 февраля 1831 г., но долгое время оставалось лишь на бумаге. Закон 1898 г. подтвердил «принцип двуязычности», после чего тексты законов, надписи на почтовых и гербовых марках, монетах, государственных зданиях и т. д. стали даваться на обоих языках.

В 1879г. в Бельгии была основана Бельгийская социалистическая партия, на базе которой в апреле 1885 г. образовалась Бельгийская рабочая партия. Несмотря на сильное влияние прудонизма и анархизма в бельгийском рабочем движении, БРП в своей программе 1894 г. признавала необходимость политической борьбы.

В конце XIX в. одной из важных проблем во внутренней жизни Бельгии становится выдвигаемое демократическими силами требование всеобщего избирательного права. Согласно действовавшему тогда цензовому избирательному закону из 6 млн бельгийцев избирательным правом пользовались лишь 137 тыс. человек. В конце века под лозунгом борьбы за всеоб­щее избирательное право проходили забастовки и массовые манифестации бельгийских трудящихся. Для усмирения бастующих правительству пришлось прибегнуть к помощи армии. Под давлением движения за всеобщее избирательное право оно вынуждено было принять закон об избирательном праве для всех мужчин, достигших 25 лет, причем лица с высшим образованием, собственники недвижимого имущества стоимостью в 2000 франков и т. п. имели право на два голоса.

В последней трети XIX в. в Бельгии были проведены некоторые изменения в рабочем законодательстве в пользу трудящихся: отменены законы о запрещении коалиций, отменены обязательные рабочие книжки, являвшиеся средством контроля, а иногда и давления предпринимателя на рабочего, уста­новлен минимальный возраст детей при поступлении на работу в шахты: для мальчиков — 12 лет, для девочек — 14 лет.

В годы царствования Леопольда II Бельгия стала крупной колониальной державой. В бельгийской исторической литературе существуют различные мнения относительно колониальной политики этого монарха. Одни расценивают ее как «грандиозную эпопею гениального идеалиста, который показал своей нации, привыкшей к домашнему очагу, что она может сыграть определенную роль в освоении Африки». Для других это король-грабитель с безмерным честолюбием и огромными притязаниями.

Объективно же колониальная политика Леопольда соответствовала идеям того времени и в принципе не отличалась от колониальной политики других государств. Для осуществления своих планов Леопольд пустил в ход все средства. Будучи еще наследным принцем, а потом и в первые годы своего царствования, Леопольд II лихорадочно искал, в каких уголках мира еще возможна бельгийская экспансия. Он обстоятельно изучил колониальные владения Англии на Борнео, Ближний Восток, Филиппины, Южную Америку, Мозамбик. Но ни Португалия, ни Испания, ни Нидерланды, ни Англия не желали ему уступить хотя бы маленькую часть своих колониальных владений.

В 1876 г. Леопольд II созвал в Брюсселе Международную конференцию географов и других экспертов. Задачей конференции было рассмотрение целого комплекса проблем Центральной Африки. Начиная с этого момента, Леопольд пустил в ход всю свою огромную энергию и работоспособность, все свое умение и ловкость, чтобы выкроить в этом регионе мира владение, где он будет единственным хозяином. Одна за другой, с ко­роткими интервалами, в Африку отправлялись экспедиции.

В 1877 г. под председательством Леопольда была создана Международная ассоциация Африки. Ни одна из стран-участниц не предполагала вносить на это дело какие-либо крупные суммы. Но Леопольд твердо знал, что нельзя упустить свой шанс. Когда он узнал, что журналист и исследователь Африки Генри Мортон Стэнли начал исследовать реку Конго у ее истоков, то решил взять его к себе на службу. В сентябре 1878г. Леопольд собрал Комитет по изучению Верхнего Конго, который должен был организовать и финансировать новую экспедицию Стэнли. Англичанину было поручено скупать все земли у туземцев и ставить их под суверенитет Комитета по изучению Верхнего Конго. В апреле 1884 г. Леопольд добился признания Соединенными Штатами Америки Международной а социации Африки как суверенного правительства Конго.

Таким образом, решение Берлинской конференции о «свободном государстве Конго» способствовало осуществлению многолетних стремлений бельгийского монарха к приобретению колонии в Африке. Чтобы стать сувереном «Свободного государства Конго», Леопольду требовалось согласие парламента, ибо по ст. 62 Конституции 1831 г. король не мог быть одновременно главой другого государства без разрешения обеих палат, а согласие их могло быть принято только в том случае, если будет собрано 2/3 голосов. После подписания окончательного соглашения Ассоциацией Леопольд направил послание парламенту Бельгии, в котором сообщал о своем намерении стать главой «Свободного государства Конго». 28 апреля 1885 г. палата депутатов 124 голосами против одного и при одном воздержавшемся приняла решение, согласно которому «его Величество Леопольд II, король бельгийский, имеет право быть главой государства, созданного в Африке Международной Африканской Ассоциацией». Через день на заседании сената было принято аналогичное решение.

С самого начала существования «Свободного государства Конго» выяснилось, что как само его название, так и все связанные с ним декларации были призваны лишь маскировать истинные замыслы и цели новых хозяев страны. За вывеской «Свободного государства Конго» скрывались абсолютная власть и самодержавное правление короля-суверена. Здесь не было ни конституции, ни представительных органов. Все законодательство этой удельной вотчины Леопольда II создавалось им самим. Хотя «Свободное государство Конго» и Бельгия существовали формально независимо друг от друга, по существу между этими двумя государствами, соединенными личной Унией в лице одного монарха, сразу же установились отноше­ния, характерные для метрополии и колонии. Народ Конго бьхл лишен политических прав и полностью отстранен от управления страной. Новое государство доставляло королю громадные денежные средства, добывавшиеся жестокой эксплуатацией негритянского населения. Это вызывало в самой БельГии, особенно в ее радикальных и демократических кругах, НеДовольство против Леопольда. В 1906 г. Леопольд уступил права на Конго бельгийскому государству, и с этого времена Конго стало бельгийской колонией.

В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, Бельгия придерживалась нейтралитета в борьбе между двумя блоками в Европе, хотя экономически тяготела к Англии и Франции. В декабре 1909 г. и мае 1913 г. правительством были приняты законы о всеобщей воинской повинности, а также осуществлены некоторые мероприятия по подготовке к войне: постройка антверпенской крепости, укрепление Льежской цитадели и др. После нарушения 4 августа 1914 г. Германией бельгийского нейтралитета и вступления Бельгии в войну на стороне Антанты парламентская фракция социалистов проголосовала за военные кредиты.

В начале Первой мировой войны территория Бельгии, несмотря на ожесточенное сопротивление бельгийской армии, возглавлявшейся королем Альбертом I, была занята германскими войсками (кроме небольшой части Фландрии).

2. Нидерланды. Во второй половине XIX в. Нидерландское королевство постепенно при­обретало черты конституционной монархии. Этот процесс, начавшийся при Вильгельме III, продолжался после вступления на престол (1890 г.) Вильгелъмины, правившей до 1948 г. Вместе с тем в последней трети XIX и начале XX в. происходила модернизация голландского общества.

Основным занятием населения оставались интенсивное земледелие и животноводство. Для получения средств на машины, удобрения, качественные семена и племенной скот ради повышения эффективности производства — крестьяне закладывали свои земли. Но большую часть прибылей от вывоза продовольствия получали помещики и торговцы. В 50—70-е годы их прибыль составила миллиард гульденов, тогда как почти половина крестьян фактически потеряла собственность и превратилась в арендаторов. Нидерланды отличались высоким уровнем накопления — в расчете на душу населения они получали капитала вдвое больше, чем Великобритания. Но большинство населения испытывало лишения — недоставало пищи» одежды, жилья. В 1870 г. в Амстердаме из 260 тыс. жителей 100 тыс. жили в сырых подвалах. Не лучше было положение я в других городах и селах. Высокой оставалась смертность, особенно среди детей, из тысячи которых до 10 лет доживали менее 700. Страной пауперов называют Нидерланды того времени голландские историки.

Экономическому развитию страны способствовали два внешних фактора — открытие Суэцкого канала, значительно сократившего путь в ее колонии, и бурный промышленный ост Германии, для которой транзит через голландскую территорию приобретает жизненно важное значение. В 70—80-е го­ды голландский торговый капитал постепенно переориентировался на финансирование строительства дорог и судоходных каналов, обрабатывающей промышленности в метрополии и добывающей промышленности в колониях. Был построен канал, соединивший Амстердам с Северным морем. Роттердам, давно находившийся в упадке, в считанные годы превратился в один из крупнейших портов мира. Снова приобрел междуна­родное значение голландский торговый флот, он располагал в это время 700 судами общим водоизмещением в 800 тыс. т. Железнодорожная сеть достигла оптимальных размеров.

В 1883 г. был основан специальный фонд промышленного развития. В судостроении и других традиционных отраслях шел интенсивный процесс концентрации производства. К концу XIX в. крупное производство преобладало в пищевой промышленности, где многие предприятия насчитывали сотни рабочих. Текстильная промышленность из полудомашней, рассеянной по всей стране, становится фабричной.

В Нидерландах успешно развивалось металлообрабатывающее производство. Закладываются основы совершенно новых видов индустрии. Хозяева небольшого завода электроламп, вступившего в строй в 1891 г., положили начало мировому радиотехническому концерну «Филипс». Предприниматели, освоившие производство искусственного шелка, в 1911 г. создали мировой концерн АКЮ. Новые отрасли были наукоемкими, и голландские ученые внесли немалый вклад в развитие точных наук, разработку новых технологий.

Разумеется, экономические успехи Нидерландов не были бы ни столь значительными, ни столь быстрыми, если бы они не располагали ресурсами своей огромной колониальной империи. Страна, имеющая площадь 33 тыс. кв. км и население 6 млн человек, распоряжалась богатствами колоний площадь более 2,1 млн кв. км и населением, многократно превышает ее собственное. Нидерланды владели Голландской Индией, территория которой была в конце XIX - - начале XХ в. расширена голландскими войсками путем ликвидации государства Аче (на Суматре). Им принадлежали также Голландская Гвиана (Суринам) и острова Малого Антильского архипепелага.

Вся необрабатываемая земля на Яве перешла в собственность Нидерландского государства. Она сдавалась в аренду только голландцам, которые на основе кабальных долгосрочных контрактов эксплуатировали местное население. На плантациях выращивали на экспорт кофе, сахарный тростник, рис а также каучук. Создавались настоящие латифундии, и вскоре большая часть экспорта этих культур оказалась под контролем нескольких крупных компаний.

Аналогичные процессы шли в добыче нефти и олова. В 1907 г. путем слияния нидерландской Королевской нефтяной компании с английской компанией «Шелл» возник концерн «Роял Датч Шелл», один из нефтяных гигантов современного мира. Несколько крупнейших банков, в том числе Нидерландский, Амстердамский, Роттердамский, контролировали широкую сеть банковских и кредитных учреждений. Голландские банки вкладывали свои средства в США, Канаде, России и в колониях.

На пороге Первой мировой войны Нидерланды входили в число немногих стран с высокоразвитой экономикой. Но успешное развитие хозяйства само по себе не решало социальных проблем. Структурные изменения в обществе обостряли противоречия и порождали новые потребности. В ряду этих изменений — быстрый рост населения (1849 г. — 3 млн человек, 1909 г. — около 6 млн), сопровождавшийся урбанизацией (население Амстердама за 30 лет удвоилось, достигнув в 1900 г. 530 тыс. человек), усиленным притоком рабочей силы в промышленность (численность рабочих составила в 1914 г. около 800 тыс. человек, свыше 35% самодеятельного насе­ления).

Либеральные правительства, находившиеся у власти 1871 по 1888 г., опирались на значительную часть городского населения и находили поддержку у многих рабочих, объединенных в 1871 г. Всеобщим Нидерландским рабочим союзом. Они пытались решать назревшие социальные и политически вопросы — провести конституционную реформу и демократизацию школьного обучения, реорганизовать армию и налог' обложение. Этому ожесточенно сопротивлялась консервативно-клерикальная оппозиция, которая в годы своего правления вносила коррективы реформ. Упорная многолетняя борьба каждому вопросу не ограничивалась парламентскими курсом, а постепенно захватывала все общество. Всеобщая воин­ская повинность была введена только в 1898 г. Закон о подоходном налоге, затрагивавший прибыль на капитал, удалось принять в урезанном виде лишь в 1892г., а реализовать в 1914 г.

Затяжная и порой острая борьба развернулась вокруг школ и расширения избирательного права. Либералы, выступавшие за светскую демократизацию школы, столкнулись с консерваторами, католиками и кальвинистами. Школа без Бога, как утверждали католические епископы, или школа без Библии, как считали кальвинисты, открывала дорогу таким пагубным учениям, как атеизм и социализм.

Но либеральное правительство, возглавляемое Капейном, в 1878г. провело через парламент новый закон о начальном школьном образовании, предусматривавший создание «достаточного числа школ, в которых дети могли бы обучаться независимо от религии».

Для противодействия прогрессивным преобразованиям в 1878 г. была создана протестантская партия, назвавшая себя антиреволюционной. Она опиралась на широкие слои протестантов, в том числе рабочих. Ей удалось добиться сплочения протестантов вокруг ортодоксальной церкви.

Возросла политическая активность и католиков. Католики, составлявшие треть населения страны, преимущественно крестьяне, были настроены консервативнее протестантов. Опираясь на церковные приходы, учебные заведения, благотворительные организации, католические епископы в 1897— 1901 гг. создали католическую партию.

Либералы, протестанты и католики боролись между собой за влияние не только на средние слои городов и крестьянство, но и на рабочих. Однако уже с 60-х годов среди рабочих и ре­месленников стали распространяться социалистические идеи. Они пропагандировались секцией I Интернационала. В 1878 г. Из руководимого либералами Всеобщего Нидерландского рабочего союза вышел профсоюз кузнецов и основал в Амстердаме Социал-демократическое общество.

Влияние социалистов росло, и в 1882 г. был создан обще-голландский Социал-демократический союз. Одной из главных его задач стала энергичная агитация за всеобщее избирательное право и улучшение условий труда. Растущее недовольство беднейших слоев населения благоприятствовало такой агитации. Оно выливалось даже в стихийные бунты, например, в Амстердаме 25 июля 1886г., для подавления которых правительству пришлось использовать вооруженную силу.

Социалисты подвергались травле со стороны полицейских властей, клерикалов, консервативной прессы. Но во главе движения за реформу избирательного права выступали либералы активно действовавшие в парламенте. В 1887 г. парламент наконец решился расширить круг избирателей, снизив имущественный ценз. Право избирать отныне получали 300 тыс. человек вместо 120 тыс.

После реформы на выборах в парламент был избран один социалист — Ф. Д. Ньювенгуйс. Но в социалистическом движении усилились расхождения. Ньювенгуйс использовал некоторые идеи Маркса для подкрепления позиций анархистов, отрицавших необходимость парламентской деятельности и призывавших свергнуть капитализм всеобщей стачкой. Его противники доказывали необходимость работы в парламенте для продвижения к социализму с помощью реформ. В конце концов в социалистическом движении произошел раскол, и в 1894 г. противники анархизма во главе с И. Трулъстра создали Социал-демократическую рабочую партию Нидерландов. Она стремилась организовать массы трудящихся, чтобы путем демократических преобразований продвигаться к социальной справедливости.

Первые после реформы выборы не принесли успеха либералам. Во вновь избранном парламенте большинство составляли консерваторы-клерикалы. Они сформировали правительство, препятствовавшее демократизации.

Вопрос о дальнейшем расширении избирательного права вновь стал предметом острых дискуссий, когда либералы опять добились большинства в парламенте. В 1896 г. был принят компромиссный закон, по которому круг избирателей рас­ширился до 700 тыс. человек — около 10% населения.

В XX век Нидерланды вступили под руководством правительства клерикалов, возглавлявшегося Кёипером. Началась полоса обострения конфликтов трудящихся с предпринимателями. Потрясение в Нидерландах и во всей Западной Европ вызвали массовые стачки докеров и железнодорожников в1903 г. Стачка железнодорожников грозила перейти во всеоб щую. Это было предотвращено действиями лидеров социалистической партии, добившимися компромисса. В 1911 г. вновь произошли крупные стачки портовых рабочих, поддержании моряками.

Нидерландам удалось сохранить нейтралитет в Первой мировой войне, но ее не обошла вызванная войной деформация мировой экономики. Страна оказалась на грани голода, что не мешало торговцам и промышленникам наживаться на торговле с воюющими сторонами.

3. Люксембург. Новый режим, возникший в Люксембурге на основе Лондонского договора 1867 г. и Конституции 1868 г., принес стране большие преимущества: она не несла больше бремени военных расходов и воинской повинности. Это способствовало быстрому экономическому подъему, росту благосостояния населения.

Особая роль в экономическом развитии Люксембурга принадлежала южному и юго-восточному району, который носит народное название «добрая земля» («bon pays»). Здесь сосредоточено главное богатство страны — залежи железной руды. Использование этого богатства, открытого еще в 40-е годы, и развитие металлургии в непосредственной близости от рудных месторождений стало возможно благодаря быстрому строительству железных дорог в последней трети XIX в. Мощное промышленное строительство развернулось в городах, где возводились металлургические заводы и доменные печи. Открытый в 1878 г. Томасом Гилкристом способ получения чугуна из фосфоритных руд и выплавки из него стали произвел техническую революцию в люксембургской металлургии. Возникли новые отрасли — стале- и чугунолитейная, цементная, хими­ческая, газовая.

Однако владельцы люксембургских заводов были не настолько богаты, чтобы самостоятельно создавать большие предприятия. Они основывали акционерные общества и устанавливали связи с иностранным капиталом.

Подъем экономики не ограничивался только тяжелой промышленностью. Мировую известность получила продукция издавна существовавшего перчаточного производства, а также Пивоваренных заводов и табачных фабрик. В связи с индустриальным развитием росли города.

Сельское хозяйство развивалось медленнее, чем промышленность. Лишь после того как из шлака в качестве побочного продукта металлургии стали получать великолепные удобрения (примерно с 1892 г.), начался быстрый подъем и в сельском хозяйстве. Наиболее интенсивно оно развивалось в густо, населенной долине реки Мозеля. Крестьяне больше не оплакивали своих сыновей, уезжавших в поисках работы в США, рабочие руки понадобились дома.

За короткий срок Люксембург превратился из отсталой сельскохозяйственной страны в развитое индустриально-аграрное государство и к концу XIX в. стал одной из самых зажиточных стран Европы. Массовая нищета, одно из ужаснейших проявлений прошлого, была преодолена.

В 1890 г. прекратилась личная уния Люксембурга с Нидерландами. После смерти Вильгельма III, короля Нидерландов и Великого герцога Люксембурга, не оставившего наследника, голландскую династию на люксембургском престоле сменила княжеская династия германского происхождения в лице герцога Адольфа Нассауского. Народ Люксембурга с противоречивыми чувствами следил за прибытием в страну немецких придворных. И не без оснований.

Люксембург, связанный с Германией (с 1842 г.) унией Таможенного союза, стал ощущать все более усиливающееся германское влияние на внутреннюю жизнь страны. Высокопоставленные немецкие чиновники занимали ответственные посты в учреждениях Люксембурга, распоряжались на люк­сембургской железной дороге. Вскоре очередь дошла и до важнейших отраслей промышленности, рудников и металлургических предприятий страны. Металлургические заводы один за другим поглощались крупнейшими германскими компаниями. С конца XIX в. проникновение германского монополистического капитала в экономику Люксембурга происходило по­всеместно.

С помощью германского капитала в течение десятилетия, предшествовавшего Первой мировой войне, было обновлено производственное оборудование на всех крупных предприятиях, построены сталелитейные заводы, мартеновские печи и прокатные станы. К 1900 г. добыча железной руды в Люксембурге составила 1/3 всей добычи в германском таможенное районе. Незадолго до начала Первой мировой войны правительство Люксембурга уступило Германии последние рудники. Так Люксембург превратился в одну из важнейших с германской военной промышленности.

Люксембургским промышленникам, крупным аграриям и банкирам благоприятствовали покровительственные пошлины, особое предпочтение отдававшие железу и зерну, — в пределах Таможенного союза им не грозила конкуренция извне. При этом цены на сельскохозяйственные продукты значительно выросли. Реальные доходы люксембургских рабочих, возросшие после 1870 г., начали падать, жизнь становилась тяжелее, особенно после того как в 1902 г. был полностью прекращен ввоз зерна из России.

После смерти герцога Адольфа Великой герцогиней Люксембурга стала его старшая дочь Мария-Адельгейд. Когда разразилась мировая война, германские войска оккупировали Люксембург. Население страны открыто выступило против грубого акта насилия. Правительство, Великая герцогиня и палата депутатов заявили официальный протест. Однако германский канцлер ответил, что чрезвычайное положение требует чрезвычайных мер и что теперь все договоры лишь клочки бумаги. В годы войны в Люксембурге развернулось широкое движение за отречение от престола Великой герцогини, кото­рую обвиняли в прогерманских настроениях.

4. Швейцария. В результате пересмотра в 1874 г. Конституции 1848 г. Швейцария окончательно утвердилась как федеративная парламентская республика. В нее входили 22 кантона (три из них делились на полукантоны), каждый из которых, как и прежде, имел свою конституцию, правительство и парламент. Однако права кантонов ограничивались федеральной Конституцией. К исключительной компетенции союзной власти были отнесены защита свободы и прав кантонов, охрана внутреннего порядка страны, объявление войны и мира, политических и торговых договоров, почта и телеграф, чеканка монеты и монетное законодательство. Значительно расширены были права центра в сферах Железнодорожного, банковского, страхового, фабричного законодательства, военного дела. Новая Конституция подтвердила равенство всех граждан перед законом, свободу слова, Печати, собраний. Было признано равноправие немецкого, Французского, итальянского языков как наиболее употребимых в стране. Был учрежден постоянный федеральный суд. Введено обязательное и бесплатное начальное образование при полной гарантии религиозной свободы за центральной властью было закреплено право регулирования некоторых сторон церковной жизни и ограничена деятельность клерикальных кругов. Под контроль федеральных властей было поставлено образование епископата, запрещено открытие новых монастырей, введен обязательный гражданский брак. Сопротивление католической церкви этим нововведениям спровоцировало конфликт с Ватиканом, в результате которого отношения с римской курией были прерваны на целое десятилетие и восстановлены лишь в 1884 г. после уступок со стороны католического духовенства.

Противоречия между радикальными кругами, отстаивавшими централизацию государственной, экономической и общественной жизни, и консервативными силами, сторонниками широкой автономии кантонов, способствовали созданию политических организаций противоборствующих сторон. В 1894 г. окончательно оформилась как общенациональная Радикально-демократическая партия. Заняв наиболее влиятельное положение в стране, она имела абсолютное большинство в парламенте. Существовавшие в ряде кантонов сильные политические организации католиков, опиравшиеся на религиозные общества и церковные приходы, а также на поддержку Ватикана, в 1912 г. объединились в Консервативно-католическую партию. На позициях правого центра находилась протестантская группировка — Швейцарская либерально-демократиче­ская партия, сложившаяся в 1894—1913 гг.

Своеобразным явлением швейцарской политической жизни в конце XIX в. стали референдумы (плебисциты) и народная законодательная инициатива. По требованию 30 тыс. граждан, или 8 кантонов, принятые парламентом законы и международные договоры ставились на народное голосование, а предложенный не менее 50 тыс. граждан проект закона обсуждался в парламенте. Однако из-за распыленности рабочих по мелким предприятиям референдумы и «народная инициатива» нередко оказывались в руках крупных промышленников и финансистов и косной массы мелкого бюргерства, боявшегося всяких нововведений. Так, за 25-летний перист действия новой Конституции (1874—1899 гг.) из 37 постановлений, принятых парламентом, 22 были отвергнуты на референдумах.

В последней трети XIX в. в Швейцарии произошли серьезные экономические сдвиги. Завершилась централизация страны, окончательно сформировалась ее государственная. Все это дало импульс хозяйственному развитию, техническому прогрессу.

Капитал из сельского хозяйства устремился в рентабельные отрасли промышленности. Это в значительной степени было обусловлено тем, что из-за дешевизны иностранного хлеба зерновое хозяйство Швейцарии приходило в упадок, уступая место молочно-животноводческой специализации хозяйства, продукция которого заняла в дальнейшем заметное место в экспорте.

Наряду со старыми отраслями промышленности (производство часов, шоколада, выделка хлопчатобумажных и шелковых тканей, кожевенное и сапожное, писчебумажное, табачное производство), товары которых пользовались большим спросом на внешнем рынке, получили развитие машиностроение, обработка металлов, электротехническая, химическая промышленность. Одновременно шел процесс концентрации производства. В конце XIX в. появились первые монополисти­ческие объединения в машиностроении: «Броун, Бовери унд компани», «Эшер-Вис», «Гебрюдер Зульцер» и др.

Большое значение дня развития промышленности имело широкое строительство дорог. В Швейцарии, лежащей на перекрестке торговых путей из Северной в Южную Европу, дорожное строительство с давних пор составляло предмет особой заботы ее населения. К концу XIX в. страну покрывала обширная сеть образцовых шоссейных дорог, доходивших до наиболее отдаленных и высоко расположенных долин. Быстро росла сеть железных дорог. После открытия в 1882 г. железнодорожного туннеля через Сен-Готардский перевал длиной 15км, Установившего прямую железнодорожную связь между Германией и Италией, и принятия закона о выкупе государством Железных дорог у частных компаний (1898) значительно возросли объемы внутренней и международной торговли, приносившей большие доходы от транзитных перевозок через Швейцарию.

Промышленность и транспорт нуждались в электроэнер­гии, поэтому на горных реках одна за другой возникали гидроэлектростанции. Энергия рек и водопадов возмещала Швейцарии отсутствие естественных запасов топлива.

Важным источником доходов продолжали оставаться туризм и гостинично-курортное дело. Наплыв в Швейцарию иностранных туристов, среди которых половину составляли англичане, на рубеже XIX—XX вв. был самым большим в мире. В связи с этим продолжалось активное строительство гостиниц и коттеджей санаторного типа.

В XX век Швейцария вступила как индустриально развитая страна. Машиностроительные фирмы «Гебрюдер Зульцер», химические концерны «Сандре», «Гейги», «Гофман Ла-Рош» и др. монополизировали в начале века рынок страны Открытие в 1906 г. Симплонского железнодорожного туннеля, в то время самого длинного в мире (19,8 км), связавшего Париж с Миланом, способствовало расширению международных торговых связей Швейцарии и увеличению ее экспорта. Накануне Первой мировой войны Швейцария вывозила от 75 до 90% продукции электротехнической, машиностроительной, химической, шелковой, шоколадной, часовой, сыродельной отраслей промышленности. В то же время приходилось ввозить сырье, вино, полуфабрикаты.

Большое значение приобрел вывоз капитала за границу. В стране увеличилась прослойка рантье. Были созданы крупнейшие коммерческие банки, большое число ссудных и сберегательных касс. В 1905 г. был основан Национальный банк Швейцарии. В начале века Швейцария превратилась в страну монополистического финансового капитала, войдя в число первых крупнейших экспортеров на мировом рынке.

Быстрое развитие промышленности, концентрация и специализация производства резко изменили социальную структуру общества. Количество сельского населения к 1910 г. уменьшилось почти вдвое по сравнению с 1870 г. Одновремен­но росла численность городского населения.

Потребность в новых рабочих руках вызвала массовую иммиграцию в Швейцарию рабочих из соседних стран, особенно из Италии. В 1890 г. приток иностранных рабочих в Швейцарию был почти в 4,5 раза выше, чем в 1860 г. В 1910 г. их число достигло полумиллиона, составив около 15% населения страны. Жизненные условия иммигрантов были значительно хуже, чем швейцарских рабочих. Использовались они преимущественно на тяжелых, грязных, вредных для здоровья и опасных для жизни работах. Им запрещено было заниматься политической деятельностью.

Условия труда самих швейцарских трудящихся были также нелегкими. Продолжительность их рабочего дня в начале 70-х годов была одной из самых больших в Европе и нередко доходила до 15—16 часов, а заработная плата — значительно ниже, чем в Англии и Франции.

Важным этапом в развитии рабочего движения Швейцарии было создание Объединения швейцарских профсоюзов (1880) и Социал-демократической партии (1888). Объединение швейцарских профсоюзов ставило своей целью развить общественно-экономические интересы трудящихся и добиться всеобщего и равного права на землю и на средства производства. Программа Социал-демократической партии требовала упразднения привилегий и господства какого-либо класса и создания общества, основанного на принципе солидарности между всеми его членами. Социал-демократы выступали за 8-часовой рабочий день, введение системы страхования и обеспечения. Партия стояла на позициях централизации политической и экономической жизни страны.

Трудящиеся Швейцарии вели упорную борьбу за улучшение условий труда и повышение заработной платы. В 1877 г. парламент принял закон об ограничении продолжительности рабочего дня до 11 часов и введении обязательного воскресного дня отдыха, а в 1890 г. — о социальном страховании рабочих. Забастовщики добивались дальнейшего улучшения условий труда.

Большое влияние на швейцарское рабочее движение оказывала политическая эмиграция из европейских стран. Здесь нашли убежище гарибальдийцы, участники польского национально-освободительного движения 1863г., немецкие социал-демократы, многие французские коммунисты и российские революционеры. Активно действовали секции I Интернационала, проводились конгрессы II Интернационала.

После начала Первой мировой войны Швейцария оказалась окруженной воюющими державами. Правительство решило соблюдать нейтралитет. Промышленные и финансовые круги Швейцарии получали прибыли от военных поставок обеим воюющим сторонам.


Скандинавские страны в конце XIX – начале XX века

  1. Маныкин А.С. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки. – М.: Слово; Эксмо, 2004.
  2. Новая история стран Европы и Америки. 1870-1918 / Под ред. И.В. Григорьевой. – М.: МГУ, 2001
  3. Новая история стран Европы и Америки: Учеб. для вузов / Под ред. И.М. Кривогуза. – М.: Дрофа, 2003.
  4. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: В 3 ч. – М.: Владос, 2000.

В последние десятилетия XIX — начале XX в. быстро менялся весь облик северных стран, где происходили однотипные процессы. Здесь продолжался быстрый рост народонаселения (Швеция - - с 4 млн до 6 млн; Дания — с 1750 тыс. до 2750 тыс.; Норвегия — с 1750 тыс. до 2,5 млн; Финляндия — с 1750 тыс. до 2750 тыс.; Исландия — с 67 тыс. до 89 тыс.). Шли глубокие экономические преобразования — индустриализация и качественные изменения в сельском хозяйстве. Именно в последние десятилетия XIX в. были заложены основы государства всеобщего благосостояния, сущностью которого является рыночная экономика с социально ориентированной направленностью.

Менялась социально-классовая структура. Окончательно была подорвана сословная разделенность в Швеции и Дании, хотя аристократия и дворянство продолжали сохранять ведущие позиции в государственном аппарате, армии, дипломатии. Высший слой теперь составляли промышленно-финансовая буржуазия и бюрократия. Постепенно уменьшалась доля сельского населения, шло расслоение крестьянства. Во всех Скандинавских странах и в Финляндии происходило выталкивание избыточного сельского населения в города и в эмиграцию. Довольно быстро росла доля городского населения, средних слоев, рабочего класса. В начале XX в. уже около трети населения стран Северной Европы проживало в городах.

В сельском хозяйстве Скандинавских стран и Финляндии к концу XIX в. завершился аграрный переворот, были устране­ны феодальные пережитки, исчезла чересполосица и община, деревню, как правило, сменил хутор. Земля перешла в руки крестьян (в основном в частную собственность). Помещичьи хозяйства в Швеции и Дании стали чисто капиталистическими. Общей для сельского хозяйства всех Скандинавских стран и Финляндии стала переориентация в 60—70-е годы с зерновой на мясо-молочную направленность, что объяснялось поступлением более дешевого американского и русского хлеба на европейские рынки. Главной тенденцией здесь было также формирование довольно зажиточных индивидуальных хозяйств селян, имевших землю в частной собственности и использовавших достижения науки и техники, при широком развитии кооперации (кооперативные маслобойни и скотобойни, снабженческая кооперация). Изменения в сельском хозяй­стве северных стран, произошедшие в конце XIX - - начале XX в., заложили основу его процветания в XX столетии.

Важнейшей особенностью развития стран Северной Европы было то, что ее промышленность работала не только в свой, довольно узкий внутренний рынок, но во все больше» степени ориентировалась на экспорт. Конкурентоспособност) скандинавских и финских товаров перед аналогичными рами из ведущих капиталистических держав достигалась за счет использования богатых запасов местного сырья и энергоресурсов, так и за счет производства особо сложной, высок качественной и наукоемкой продукции (высококачественные стали, бумага, целлюлоза, шарикоподшипники, электрооборудование, телефонная и телеграфная аппаратура, сельскохозяйственный инвентарь и сельхозмашины, суда, средства транс­порта).

Техническое обновление преобразило средства сообщения. Скандинавия и Финляндия быстро покрывались сетью железных дорог, несмотря на огромные, по европейским меркам, расстояния и сложный горный ландшафт в Норвегии и некоторых районах Швеции.

Сходные процессы модернизации проходили и в политиче­ской жизни государств Северной Европы — здесь шла борьба либерально-демократических сил за политическую демократизацию, за парламентаризм, т. е. за формирование правительств, ответственных не перед монархом, а перед парламен­том. Власть короны, за исключением Финляндии, на протяже­нии последней трети XIX в. — в первые десятилетия XX в. значительно сократилась. Именно в этот период произошло становление многопартийной системы, возникло организованное рабочее движение, профсоюзы и социал-демократические партии, ставшие существенным фактором развития североевропейских стран. Появились массовые неполитические народ­ные движения (религиозные, просветительские, спортивные, трезвеннические и др.), возникали организации по интересам.

Конец XIX — начало XX в. были отмечены новыми явлениями: началась концентрация капитала, стали создаваться монополистические объединения, такие, как шведские СКФ (шарикоподшипники), Л. М. Эрикссон (телефоны), Электролюкс (электрооборудование), АГА (газовое оборудование), датские «Бурмейстер оВайн» (судостроение). Шел процесс сращивания банковского и промышленного капитала, вывоз капиталов за границу — в Россию, Китай, Латинскую Америку. В свою очередь капитал великих держав также проникал в страны Северной Европы: британский — в Норвегию, германский — в Финляндию.

Поражение и территориальные потери в войне против Гер­манского Союза не обескуражили датчан. Именно в последней трети XIX в. в Дании начался быстрый экономический подъем, прежде всего в сельском хозяйстве, где наряду с освоением новых земель гораздо больше, чем раньше, применялись удобрения и достижения науки и техники. Оставаясь ведущей отраслью экономики страны, датское сельское хозяйство, переориентировавшись с зерноводства на мясомолочное животноводство, вышло на качественно новый технологический уровень. Дания стала одним из крупнейших в Европе экспортеров мясных и молочных продуктов. К 1900 г. среднегодовая удойность коров в Дании достигла 2—2,5 тыс. литров. В 1861—1903 гг. поголовье свиней в Дании выросло в пять раз. Основой датского сельского хозяйства был довольно зажиточный и высокообразованный земледелец, владеющий землей на правах частной собственности. Всемирно известными стали пивоваренные заводы «Карлсберг» и «Туборг».

Во второй половине 60-х — 70-е годы XIX в. активно шел процесс формирования партий. В 1870 г. была создана общенациональная партия «Объединенные Венстре» (левые), социальной основой которой были земледельцы и служащие. «Венстре», завоевавшие большинство в нижней палате парламента (фолькетинге), выступали за введение парламентаризма, дальнейшую демократизацию выборов в верхнюю палату (ландстинг) и в органы местного самоуправления. По всей стране создавались местные партийные организации, партийная пресса. С 1872 г., несмотря на полную победу левых на выборах в фолькетинг, правительство продолжало формироваться из консерваторов, называвших себя «Хёйре» (правые). Социаль­ной базой «Хёйре» были помещики-землевладельцы, крупная буржуазия, бюрократия. Их лидер — богатый помещик Эструп был главой правительства с 1875 по 1894 г. Тактикой борь­бы против правительства «Венстре» избрали постоянное проваливание предлагаемых фолькетингу финансовых законов. Правительство в ответ прибегало к роспуску нижней палаты, принимая временные (т. е. не требовавшие одобрения парламента) законы.

К середине 80-х годов положение в Дании обострилось: начались массовые отказы выплачивать несанкционированные фолькетингом налоги. Датское общество продолжало радикализоваться. Уже в 1876 г. здесь образовалась Социал-демократическая партия, гораздо раньше, чем в других северные странах, а в 1884 г. первые социал-демократические депутат были избраны в фолькетинг. К началу 90-х годов обогащении части земледельцев привело к усилению умеренной част «Венстре», склонной к соглашению с «Хёйре». В 1894 г. партия «Венстре» раскололась, ее радикально-демократическое крыло, лидером которого был школьный учитель Енс Кри тенсен, образовала новую партию «Реформ-венстре». Во втрой половине 90-х годов ей удалось завоевать большинство в фолькетинге, а в 1901 г. одержать решающую победу. Король был вынужден согласиться на формирование правительства парламентским большинством: Кристенсен сформировал правительство «Реформ-венстре», которые стали снова называться просто «Венстре».

Проведению реформ мешало консервативное большинство верхней палаты, но все же удалось ликвидировать остатки феодализма в налоговой системе, провести демократизацию школы. Реформам мешали страх перед кайзеровской Германией, под властью которой оставалось 200 тыс. датчан Северного Шлезвига, и рост военных расходов, против которых выступали пацифистски настроенные социал-демократы и радикальное крыло «Венстре». В 1905 г. из «Венстре» выделилось крыло «радикальных Венстре», по многим позициям близких с социал-демократами.

Важным шагом на пути демократизации стали политические реформы 1908 г., ликвидировавшие неравенство на местных выборах и предоставившие право голоса женщинам и батракам. В 1913 г. правительство возглавили радикалы вместе с социал-демократами, завоевавшие большинство в фолькетинге. Летом 1914 г. консерваторы, наконец, потеряли большин­ство и в ландстинге. В разгар Первой мировой войны, 5 июня 1915 г., в демократическом духе была пересмотрена Конституция Дании. Окончательно было устранено всякое неравенство на выборах в ландстинг, право голоса на выборах в обе палаты получили женщины, возрастной ценз на выборах в фолькетинг был снижен до 25 лет, хотя косвенный порядок выборов в верхнюю палату еще сохранялся.

Новую жизнь в экономику Швеции вдохнуло расширение лесопильной и бумажной промышленности, располагавшей неограниченным сырьем. Переворот испытала и шведская металлургия, где успешно начали использовать бессемеровский и мартеновский методы, конвертерный способ английского инженера Томаса изготовления дешевых, но высококачественных сталей, что позволило разрабатывать богатейшие рудные Месторождения Северной Швеции, ранее непригодные из-за высокого содержания фосфора. В 1870—1900 гг. производство стали в Швеции выросло в 42 раза, экспортной железной руды — в 126 раз. Быстро развивалось и машиностроение, которое в 1900 г. достигло 13% валовой промышленной продукции.

Основным содержанием политической жизни Швеции после парламентской реформы 1866 г. (введение двухпалатного цензового парламента) стала борьба демократических и либеральных сил за дальнейшую демократизацию политического

строя. Ведущей силой в нижней палате риксдага стала в 70-80-е годы Партия сельских хозяев, в основном представлявшая интересы обуржуазившихся помещиков и зажиточных крестьян. Она добивалась отмены многих феодальных пережитков, в частности архаичной военно-поселенной системы формирования армии, сокращения государственных и военных расходов. В 80-е годы на первый план выступил конфликт вокруг введения протекционистских пошлин — аграрии требовали защиты своих интересов от импорта более дешевой сельхозпродукции, в то время как городские жители, естественно, были настроены фритредерски. На левом фланге политической жизни тем временем укреплялись силы, активно выступающие за демократизацию, введение всеобщего избирательного права и парламентаризма, либералы и социал-демократы (Социал-демократическая рабочая партия Швеции была образована в 1889 г.). Либералы и социал-демократы все больше прибегали к внепарламентским действиям. Так, в 1890-е годы было проведено два так называемых народных риксдага — массовых собраний демократической общественности со всей Швеции.

В начале XX столетия борьба за демократические преобразования в Швеции усилилась. В 1900 г. была образована Объединенная либеральная партия, представлявшая широкие средние слои и интеллигенцию. Ее лидером был известный адвокат Карл Стааф. При поддержке социал-демократов либералы стали добиваться новой парламентской реформы. Важным событием в политической жизни страны стала организованная СДРПШ первая политическая стачка в 1902 г., участие в которой приняло 120 тыс. рабочих. На выборах осенью 1902 г. либералы получили большинство во второй палате риксдага. Важной победой либерально-демократических сил было мирное разрешение конфликта с Норвегией. Осенью 1905 г. им удалось добиться формирования своего правительства под руководством Стаафа. Однако в 1906 г. консерваторы вернулись к власти. Все же с 1909 г. активное избирательное право получили почти все мужчины с 24 лет, было значительно уменьшено неравенство при двухстепенных выборах в первую палату.

В 1909 г. в Швеции разразилась всеобщая забастовка, в которой приняло участие около 300 тыс. рабочих. Несмотря на ее поражение, предприниматели были вынуждены пойти на повышение заработной платы и сокращение рабочего дня до 9-10 часов. Именно под влиянием забастовки были приняты многие социальные законы.

Накануне Первой мировой войны обострилась борьба вокруг вооружений: либералы и социал-демократы выступали за снижение военных расходов, а консерваторы, склонявшиеся к сотрудничеству с Германией, — за их рост. Серьезный успех социал-демократов в 1911 г. вновь привел к власти либеральное правительство К. Стаафа. Зимой 1914 г. ситуация обострилась: в Стокгольме прошли многотысячные выступления с воинственными призывами и ответная рабочая демонстрация в поддержку демократической и миролюбивой программы. Настроенный прогермански король Густав V способствовал от­ставке кабинета К. Стаафа и приходу к власти консервативного кабинета беспартийного Я. Хаммаршелъда. На новых парламентских выборах 1914 г. либералы потерпели неудачу.

В последней трети XIX в. в Норвегии стало возможным использовать ее громадные гидроресурсы для производства электроэнергии. Она была лидером в развитии торгового флота, уже к 1880 г. ставшего по тоннажу и численности третьим в мире. Большое значение продолжали играть рыболовство и китобойный промысел, новую жизнь в них вдохнули технические нововведения (новые сети и использование моторных судов, изобретение гарпунной пушки). Особенностью национального развития Норвегии было то, что внутри норвежской нации, формирование которой еще не завершилось, сложилось своеобразное двуязычие. В стране развивались две формы норвежского языка — «риксмол» (государственный язык), или «букмол» (книжный язык), несколько измененный, норве-гизированный датский язык высших слоев и городского населения, и «лансмол» (сельский язык), или «нюношк» (новонорвежский), который вел свое происхождение от сельских Диалектов и носителем которого были селяне и сельская интеллигенция.

По своему политическому строю Норвегия и в последней трети века продолжала оставаться наиболее передовой из Скандинавских стран. Национально-демократическая оппозиция, которая завоевала большинство в парламенте (стортинге) в 30-х годах и опиралась на земледельцев, служащих, а также средние слои города, все громче требовала назначения правительства, пользующегося доверием стортинга и ответственного перед ним. Стоявшая у власти бюрократия, видя в сохранении и укреплении унии со Швецией гарантию своего господствующего положения, все больше ориентировалась на Стокгольм.

В конце 60-х — начале 70-х годов XIX в. в стортинге начали складываться две противостоящие группировки — находившиеся в меньшинстве «Хёйре» (правые) и левое большинство «Венстре», которое возглавил Ю. Свердруп. Оппозиция добивалась расширения прав стортинга и полного равенства Норвегии и Швеции в рамках унии. В начале 70-х годов левым удалось добиться закона о ежегодном созыве стортинга (раньше — раз в три года). В 1874 г. стортинг принял решение об участии правительства в его дебатах и фактически о его ответственности перед парламентом. Король Оскар II трижды отклонял этот законопроект, и когда в 1880 г. согласно Конституции он автоматически должен был вступить в силу, разразился кризис. Министры демонстративно саботировали решение стортинга, не являясь на его заседания. Конституционный суд Норвегии приговорил их к лишению портфелей. Напряженность в стране нарастала. Ширилось массовое движение в поддержку стортинга. Демократические силы формировали по всей стране стрелковые общества, своего рода национальную гвардию. Испугавшись конфликта, бюрократия и король были вынуждены отступить. В 1884 г. Венстре сформировали свой первый кабинет во главе с Ю. Свердрупом. Тогда же они и Хёйре оформились как общенациональные партии.

В последние десятилетия XIX в. известность завоевали норвежские полярные исследователи, в первую очередь Фритъоф Нансен и Руалд Амундсен. Виднейшие представители норвежской культуры — драматург Генрик Ибсен и композитор Эдвард Григ внесли крупный вклад в мировую культуру.

В 1890-х годах конфликт между Норвегией и Швецией обострился до такой степени, что партнеры по унии стали готовиться к войне. Попытки договориться об изменении условия унии оказались неудачными, и к 1905 г. конфликт достиг своего апогея. Споры между норвежскими консерваторами, умеренными левыми и радикалами временно отошли на задний план. В феврале 1905 г. в Кристиании было сформировано коалиционное правительство трех партий К. Микелъсена а в мае стортинг принял закон о норвежской консульской службе, на который король Оскар Л наложил вето. Стортинг воспользовался ситуацией в качестве конституционного основания для расторжения унии, решение о чем было принято 7 июня 1905 г. Состоявшийся в августе в Норвегии референдум одобрил решение стортинга. В сентябре 1905 г. между Швецией и Норвегией было достигнуто соглашение об условиях мирного расторжения унии. В ноябре того же года в Норве­гии был проведен новый референдум, на этот раз по вопросу о форме правления. Подавляющее большинство высказалось за сохранение монархии, и на норвежский престол был возведен датский принц, принявший имя Хокон VII.

На выборах 1906г. Норвежская рабочая партия удвоила количество своих мандатов (с 5 до 10), в составе фракции Венстре большинство оказалось за радикалами. В 1906 г. радикальная оппозиция добилась принятия временного закона о концессиях для иностранцев, ограничивавшего доступ иностранного капитала к строительству электростанций.

В 1908 г. произошел окончательный организационный раскол в партии Венстре на радикалов и умеренных, которые образовали самостоятельную партию «свободомыслящих», сотрудничавших с «Хёйре». Победив на выборах, радикальные Венстре образовали правительство под руководством своего лидера Г, Кнудсена, которое еще больше расширило государственный контроль над предоставлением концессий на водопады и рудники. «Хёйре» и «свободомыслящие», выступив против такого вмешательства в принцип частной собственности, сумели в 1909 г. вновь прийти к власти. Их коалиция формировала кабинеты до 1913 г. Однако на выборах 1912 г. они потерпели сильное поражение: в стортинг прошло большинство Венстре и социал-демократов. Новое правительство Г. Кнудсена находилось у власти до 1920 г. В 1909 г. в Норвегии было введено обязательное страхование по болезни для лиц с низкими доходами. В 1913 г. норвежские женщины получили право избирать в стортинг.

Малонаселенная, бедная Исландия, где жили рыбаки и скотоводы, столетиями оставалась совершенно бесправной заморской провинцией Датского королевства. Ею управляли чиновники, которых король присылал из Копенгагена. Включение Исландии в мировую торговлю способствовало ее экономическому росту и усилению недовольства полной зависимостью от Дании. В начале 1870-х годов исландцы направили в Копенгаген петицию с просьбой дать им самоуправление. В 1872 г. был принят закон, предоставлявший общинам право местного самоуправления. В 1874 г., в связи с празднованием тысячелетия заселения Исландии, датский король Кристиан IX даровал ей собственную Конституцию, согласно которой альтинг становился органом законодательной власти на острове. В него налогоплательщики страны избирали 30 депутатов. Корона назначала еще шесть депутатов. Исполнительная же власть оставалась в руках назначаемого датским правительством губер­натора.

Полное самоуправление было введено в Исландии только в 1904 г. В 1907 г. появилась первая политическая партия страны — «Партия независимости», провозгласившая своей целью полную самостоятельность Исландии. Добиться же автономии исландцы смогли только во время Первой мировой войны.

Охватившие Российскую империю реформы 60-х годов глубокое воздействие оказали на Великое княжество Финляндское. Оно обрело собственную финансовую систему, регулярно стало созываться законосовещательное собрание — сейм.

В 70-е годы XIX — начале XX столетия продолжался процесс формирования финской нации, составной частью которого была и финнизация шведскоязычного населения, расширение сферы применения финского языка.

Особенно заметной была индустриализация Финляндии. Ей способствовали государственные кредиты частным компаниям и строительство железных дорог. С 70-х годов началось расширение лесопиления и создание лесопромышленных предприятий по всей стране. В 60—80-е годы XIX в. продукция финляндской промышленности выросла в 10 раз. Как и в других странах Северной Европы, в финляндском сельском хозяйстве наметился поворот в сторону специализированного мясомолочного производства. Значительно стимулировал развитие промышленности огромный российский рынок. Большую роль в развитии экономики играл иностранный капитал -российский, шведский, даже норвежский, а с конца XIX в. германский.

В 60-е годы в Финляндии образовались две политические группировки четко выраженной национально-языковой ориентации: так называемые шведоманы (свекоманы), опиравшиеся на шведскоязычное население и традиционную шведскую культуру, и фенноманы, выступавшие против шведского засилья, за внедрение и развитие финского языка и финской самобытной культуры. После того как с конца 80-х годов царизм стал стремиться ликвидировать особый статус Финляндии и полностью интегрировать ее в состав империи, фенноманы раскололись на две партии — старофиннов, настроенных более консервативно, и более либеральных младофиннов.

В 1899 г. Николай II подписал манифест о предоставлении правительству России права издавать для Финляндии законы без согласия ее сейма. Это был государственный переворот. Затем в Петербурге был принят еще ряд постановлений, целью которых была постепенная ликвидация особого статуса Финляндии.

Население Великого княжества сопротивлялось «русификации Финляндии», сначала выражая свой протест подачей петиций и бойкотом. Младофинны и шведская партия создали «конституционный блок», выступавший за пассивное сопротивление (петиции, бойкот, идеологическая кампания против русификации). Старофинны, не поддерживая антиконституционные акты, все же стремились достичь компромисса с царем. Настроенные более радикально деятели всех направлений образовали в 1904 г. небольшую «партию активного сопротивления», которая избрала тактику индивидуального террора. В 1899 г. была создана Рабочая партия Финляндии, переиме­нованная в 1903 г. в Социал-демократическую. В ней образова­лись два направления: реформистское и революционное.

Новый мощный подъем освободительного движения в Финляндии был стимулирован потрясениями первой российской революции 1905—1907 гг. В 1905 г. развернулось массовое движение за отмену антиконституционных законов, в котором ведущую роль играли социал-демократы. Финляндию охватила волна митингов, демонстраций, забастовки переросли в конце октября 1905 г. во всеобщую стачку. Напуганный размахом движения Николай II 4 ноября подписал манифест, который удовлетворял все основные требования финнов: были отменены все антиконституционные акты, власть в Сенате бы­ла передана конституционалистам. В начале 1906 г. состоялись выборы в сейм, где также большинство получили конституционалисты. Этот сейм принял в июне 1906 г. свой новый Устав, фактически новую конституцию страны. В Финляндии издавался однопалатный парламент, избираемый всеми граж­данами страны, включая женщин (последнее впервые в Евро­пе) в возрасте старше 24 лет. Возникла партия «Аграрный со-Юз», Финская (старофинская) и Младофинская партии приняли свои новые уставы и программы, оформилась Шведская народная партия, представлявшая теперь интересы всех шведскоязычных слоев общества, значительно укрепили свои позиции социал-демократы.

Однако Финляндию продолжали сотрясать революционные выступления, самым мощным из которых было Свеаборгское восстание русских моряков и солдат в июле—августе 1906 г В стране не снижалось забастовочное движение, ширились волнения других слоев населения.

После подавления революции началось новое наступление на автономию Финляндии. Николай II стал часто распускать строптивый парламент, с 1909 г. в состав Сената вводили русских военных. На Финляндию распространялись российские законы. Усилились политические репрессии. Однако эти меры привели лишь к тому, что социальная опора царизма в Финляндии была подорвана и популярной стала идея отделения от России.


Латинская Америка середины XIX – начала XX вв.

  1. Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в начале XX века.
  2. Революция в Мексике (1910-1917 гг.).
  1. Маныкин А.С. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки. – М.: Слово; Эксмо, 2004.
  2. Новая история стран Европы и Америки. 1870-1918 / Под ред. И.В. Григорьевой. – М.: МГУ, 2001
  3. Новая история стран Европы и Америки: Учеб. для вузов / Под ред. И.М. Кривогуза. – М.: Дрофа, 2003.
  4. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: В 3 ч. – М.: Владос, 2000.

За время, прошедшее с получения независимости, страны Латинской Америки заметно продвинулись в своем социально-экономическом развитии. К началу XX в. этот огромный регион являл собой весьма пеструю картину. Наряду с громадными, слабо освоенными, а то и просто неисследованными районами (бассейн Амазонки, Патагония), возникли крупные индустриальные центры — Буэнос-Айрес, Мехико, Сан-Паулу. Еще в последней трети XIX в. наиболее развитые страны Латинской Америки — Аргентина, Мексика, Бразилия, Чили, Уругвай — вступили в фазу промышленного переворота и к началу века уже заложили фундамент своего промышленного потенциала. Важно подчеркнуть, что с самого начала эти страны активно интегрировались в единый мирохозяйственный комплекс, правда, на неравноправных условиях, преимущественно в качестве аграрно-сырьевой периферии.

Характерная черта развития даже наиболее продвинутых в экономическом отношении стран Латинской Америки заключалась в том, что новые социально-экономические структуры не просто приходили на смену старым, а постепенно интегрировали их в свою орбиту. Это облегчало и ускоряло темпы буржуазного прогресса. Но была и оборотная сторона медали: эта особенность социально-экономического развития Латинской Америки порождала необычную живучесть интегрированных элементов традиционных структур в рамках новых. В экономике этих стран прочно укрепилась многоукладность, а это, в свою очередь, усиливало противоречивость эволюции латиноамериканского общества.

В наиболее полном виде это проявилось в развитии аграрного сектора. Основной хозяйственной единицей там по-прежнему оставались латифундии, владельцам которых принадлежало около 80% всех обрабатываемых земельных угодий в ведущих странах Латинской Америки. Однако интеграция в единый мирохозяйственный комплекс стимулировала трансформацию этих хозяйств. Рынок диктовал свои условия, и этот диктат оборачивался тем, что сельское хозяйство прио


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: