Функции общения: прагматическая, развивающая, самоактуализирующая, объединяющая, организационная, внутриличностная

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ: ПРАГМАТИЧЕСКАЯ, РАЗВИВАЮЩАЯ, САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯ, ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ,  ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ

 

Функции общения — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, развивающая, самоактуализирующая, объединяющая, организационная, внутриличностная.

Прагматическая функция (или коммуникативная) позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия. Она может быть направлена как на себя, так и на партнера, в ходе осуществления этой функции возникает необходимость прибегать как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков. Ведь человек общается ради достижения каких-то целей, для чего осуществляет определенную деятельность, которая в свою очередь нуждается в постоянном контроле и корреляции. Именно это и выполняет прагматическая функция коммуникации.

Функция развивающая (или формирования и развития) отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы (внимание,

память, эмоции, чувства, воля, ощущение, восприятие, мышление, речь), состояния (апатия, атараксия, аффект, бессонница, вдохновение, вменяемость, гипноз, грезы, дисфория, застенчивость, ностальгия, невротизм, саморугуляция и др.) и поведение человека.

Функция самоактуализирующая (или подтверждения) обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединяющая (или объединения-разъединения) людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организационная (или организации и поддержания межличностных отношений) служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

 

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ ПО ПАНФЁРОВУ В.Н.

 

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

· коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне

индивидуального, группового и общественного взаимодействия);

· информационная (обмен информацией между людьми);

· когнитивная (осмысление значений на основе представлений

воображения и фантазии);

· эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с

действительностью);

· конативная (управление и коррекция взаимных позиций);

· креативная (развитие людей и формирование новых отношений между

ними).

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

· инструментальную (общение выступает, как социальный механизации

управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия);

· синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);

· самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания,

психологического контекста);

· трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок).

И дополнительные:

· экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных

состояний);

· социального контроля (регламентации поведения и деятельности);

· социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в

соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: