В Спарте большое внимание обращалось на физическое воспитание девушек. По сообщению древних писателей Ксенофонта, Павсания и Плутарха, девушки должны были для укрепления тела бегать, бороться, метать диск, копье, чтобы их будущие дети рождались и росли здоровыми. Им запрещалось вести изнеженный образ жизни. Нередко вооруженные спартанские женщины несли охрану и держали рабов в повиновении. Спартанская государственная воспитательная система и военная организация спартиатов создали одну из сильнейших армий в Греции, которая долгое время была непобедимой. Атлеты Спарты участвовали во многих Олимпийских, Пифийских и других играх и часто выходили победителями.
Возникновение и развитие афинской системы физического воспитания в классический период. По-иному осуществлялось физическое воспитание в Аттике, с центром в Афинах. В V—IV вв. до н.э. Афины представляли собой типичную рабовладельческую республику с резко выраженным классовым расслоением общества. Бурное развитие ремесел и торговли, культуры и науки сделали Афины центром всей греческой жизни. Каждый рабовладелец имел право и возможность активно заниматься общественной деятельностью. Воспитательная и образовательная система в этом обществе распространялась на полноправных состоятельных афинских граждан. Эта система не ограничивалась только военно-физической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давала разностороннее воспитание. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. К этому они стремились. Но такое воспитание было доступно только полноправным гражданам Афин.
|
|
В Афинах дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. Много внимания в этом возрасте уделялось играм. Затем мальчиков отправляли в школу, а девочек продолжали воспитывать дома.
С 7 до 16 лет юноши посещали государственную или частную школу. Они проходили обучение в мусической (мусическая школа (от слова «муза» - - богиня-покровительница науки и искусства) давала умственное воспитание в тесной связи с нравственным и эстетическим.) и гимнастической (от слова «гимнос» обнаженный. Греки до определенного возраста занимались физическими упражнениями без всякой одежды) школах.
Гимнастическую школу, называемую палестрой (от слова «пале» — борьба), подростки начинали посещать с 12—14 лет. Начиная с 14 лет занятия в мусической школе отступали на второй план и на первое место выдвигалась школа гимнастическая.
В возрасте 16 лет юноши обеспеченных родителей после окончания занятий в мусической и гимнастической школах поступали в гим-насий. В Афинах насчитывалось три гимнасия, содержащихся за государственный счет: Академия, Ликей и Киносарг. В гимнасии наряду с занятиями физическими упражнениями молодые люди изучали политику, философию, литературу.
|
|
С 18 лет молодых афинян определяли в государственную военную организацию — эфебию. В отрядах эфебов они в течение двух лет несли военную службу. На первом году эфебы занимались гимнастикой и изучали военное дело. На втором году они, вооружившись щитом и копьем, охраняли границы страны.
Зарождение педагогической и научной теории физического воспитания.В трудах древних философов и ученых — Платона, Аристотеля и др. — высказано немало суждений и ценных мыслей о физическом воспитании как составной части общего воспитания и образования.
Платон (427—347 гг. до н.э.) — представитель афинской аристократии, философ-идеалист — обосновал теорию гармонического развития духовных и физических качеств человека. Платон был сторонником спартанской системы воспитания молодежи со значительным расширением в ее рамках умственного образования. В труде «Государство» он писал: «Хорошая гимнастика тоже будет простой, и прежде всего гимнастикой военной». По системе Платона дети дошкольного возраста занимаются играми на площадках, с 12 до 16 лет посещают школу гимнастики — палестру, последующие два года проходят военно-гимнастическую подготовку в эфебии. Система Платона преследовала цель всестороннего воспитания социальных групп философов и воинов, с презрением относящихся к физическому труду. Их должны обслуживать ремесленники и землепашцы. Дети рабов в мусические и гимнастические школы не допускались. Вместе с тем Платон высказал ценные мысли о дошкольном воспитании, о последовательности государственной системы воспитания. Он считал, что умственное и физическое воспитание дает положительный эффект тогда, когда молодежь будет вести воздержанный образ жизни с соблюдением правил гигиенического характера, и т.д.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - крупнейший ученый и философ, воспитатель Александра Македонского, ученик Платона. Высоко ценится учение Аристотеля о диалектике. Он выдвинул идею о единстве формы и содержания, о развитии всего сущего. По Аристотелю, тело и душа человека существуют неразрывно. Трем родам души (растительной, волевой и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Физическое воспитание предшествует умственному. В трактате «Политика» Аристотель указывал, что «мальчиков должно (прежде всего) отдавать в руки учителей гимнастики и педотрибов: первые приведут в надлежащее состояние их организмы, а вторые будут направлять соответствующим образом их занятия гимнастикой». Аристотель, в отличие от Платона, порицал спартанскую систему воспитания за ее суровость и тяжелые упражнения. Он был против того, чтобы гимнастическому образованию придавали атлетическое направление, что, по его мнению, мешает естественному развитию детей. Аристотель справедливо считал, что «слишком усиленное и недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же, как недостаточная и излишняя пища или питье губит здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье».
Философ-материалист Демокрит (460-370 гг. до н.э.) отмечал, что упражнения тела имеют большее значение для формирования человека, чем его природные данные.
Сократ (469-399 гг. до н.э.) указывал на то, что крепкое здоровье гарантирует от многих невзгод.
Древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) считал, что занятия физическими упражнениями важны для профилактики и лечения разных болезней.
|
|
Древнегреческая гимнастика и агонистика.
В Древней Греции различали два метода применения гимнастических упражнений: гимнастику, или общее физическое воспитание, и агонистику - специальную подготовку и участие в состязаниях.
Греческая гимнастика как система упражнений состояла из трех основных разделов: палестрика, орхестрика и игры. Основную часть палестрики составлял пентатлон (пятиборье): бег, прыжки в длину, метания копья и диска, борьба. Кроме пентатлона, в палестрику включались панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), плавание, кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука и другие физические упражнения.
Орхестрика состояла в основном из танцевальных упражнений, выполняемых под музыку. Игры составляли раздел гимнастики, куда относились упражнения с палкой, колесом, клюшкой, шаром, мячом и др.Агонистика распадалась на гимнастические агоны и состязания и мусические соревнования (в области музыки, танцев, поэзии).
Из гимнастических агонов (агон — состязание, игра, турнир, праздник) наибольшей популярностью пользовались олимпийские агоны (праздники).
4.Олимпийские игры Античного мира
Хорошо известно, что родиной олимпийских агонов является Древняя Греция. Но место, где они проводились, географическое положение знают далеко не все. Иногда можно слышать и даже прочитать в отдельных изданиях, что Игры проводились у подножия горы Олимп. Там же, мол, зажигается и Олимпийский огонь, который доставляется к месту проведения современных Олимпийских игр. Однако это не так. Гора Олимп находится на севере Греции. А Игры проводились в 350 км от Олимпа, в западной части Пелопоннесского полуострова, на территории города-полиса Элида, в местечке Олимпия, у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей. Именно здесь зажигается Олимпийский огонь. Отсюда начинается факельная эстафета к месту проведения Игр Нового времени.
Олимпия - центр зарождения олимпизма. Что известно об Олимпии, этом святилище древних греков? Люди заселяли плодородную равнину, примыкавшую к Олимпии, еще в III тысячелетии до нашей эры, а ритуальные состязания были распространены в Древней Греции с незапамятных времен. Еще Гомер поведал в «Илиаде» о том, как в честь павшего героя Троянской войны Патрокла его друг Ахилл устроил гонки колесниц, кулачные бои, турниры по борьбе, бегу, стрельбе из лука, метанию копья и диска.
|
|
Олимпия постепенно становится одним из крупных культовых центров Греции. Поначалу все ритуальные обряды в Олимпии совершались у алтаря богини Геры. Позже, во второй половине VII в. до н.э., в честь матери-Земли был воздвигнут храм. А еще 200 лет спустя в ознаменование победы греков над персами в Олимпии появляется величественный храм Зевса. Установленная в храме фигура громовержца, выполненная скульптором Фидием в V в. до н.э. из дерева, золота и слоновой кости, выглядела столь совершенной, что считалась одним из семи чудес света. Помимо этих храмов, в Олимпии были и другие строения, в которых хранились сокровища, привозимые сюда всеми греческими государствами после удачных войн; располагались мастерские лучших греческих скульпторов, стояло здание Высшего Совета Элиды, были построены гостиницы, где жили во время Игр наиболее состоятельные гости Олимпии, судьи, участники, почетные гости, обслуживающий персонал.
Кроме того, в Олимпии было множество алтарей, статуй, памятников в честь различных богов, мифологических героев, олимпийских чемпионов, царей, полководцев.
Наряду с храмами и другими памятниками, в Олимпии был целый комплекс спортивных сооружений, на которых проводились подготовка атлетов и спортивные состязания. К этому комплексу относились: стадион, ипподром, гимнасий и палестра. Стадион своей северной частью примыкал к склону горы Кронос, который и служил как бы естественной трибуной, где размещалось до 50 тысяч зрителей во время празднеств. Другие стороны стадиона были обнесены искусственной насыпью. Гимнасий и палестра служили местом для последнего этапа подготовки участников к олимпийским состязаниям за месяц до их начала. Кроме того, в гимнасий, роскошном по тем временам сооружении, проводились беседы, хранились различные материалы по организации и проведению олимпийских праздников, списки участников и победителей и даже статуи выдающихся атлетов.
Мифы и легенды о происхождении Игр.Греческая традиция сохранила письменные свидетельства о зарождении Олимпийских игр в виде нескольких мифов и легенд, созданных фантазией людей. Согласно этим источникам возникновение Игр связывается в основном с культовыми обрядами, совершавшимися в Олимпии. Главные причины проведения Игр усматривались в умиротворении богов, в праздновании победы над враждебнымии царями и вождями или в честь почетных гостей. Одна из легенд говорит о том, что Олимпийские игры основал бог богов Зевс в честь победы над своим отцом - богом Кроносом.
Другая легенда отдает честь организации Игр мифическому герою Гераклу, который олицетворяет силу, мужество, воинскую доблесть. Одержав победу над царем Элиды Авгием, Геракл устроил Игры. Для проведения состязаний он установил дистанцию — стадий, отмерив его своими стопами. Шестьсот стоп — один стадий, или 192 м27 см. Долгое время на Играх атлеты выявляли победителя только в этом виде состязаний. Когда появились другие виды упражнений, Геракл принял в них участие и победил в борьбе и панкратионе (соединение борьбы с кулачным боем). Позднее такая победа в этих дисциплинах называлась «геракловой победой», а победитель получал имя «Второго Геракла».
Одной из популярных является легенда о внуке Зевса Пелопсе и его победе над царем города Пиза Эномаем. Оракул предсказал, что Эномай умрет в тот день, когда его дочь красавица Гипподамия выйдет замуж. Царь всячески стремился оттянуть день свадьбы дочери. Он ставил всем женихам одно условие - состязаться с ним на колесницах. В случае победы жених получал и царство, и дочь. Эномай, имея быстрых коней, догонял и убивал копьем соискателей руки дочери. Тринадцать женихов погибли от копья Эномая. Наконец, явился Пелопс, который очень понравился Гипподамии. В сговоре с возницей колесницы Эномая Миртилосом они одержали победу. Пелопс, завладев царством и Гипподамией, в знак благодарности богам воздвиг в Олимпии святилище, где приносились жертвы, и учредил Игры, на которых особенно ценилась победа в гонках на колесницах. Благодаря Пелопсу, по легенде, Игры приобрели традиционный характер.
Еще одна легенда говорит о том, как Игры превратились в общегреческие праздники. Дельфийский оракул предсказал, что царь Элиды Ифит и царь могущественной Спарты Ликург должны заключить между собой договор, по которому в Играх смогли бы участвовать атлеты всех греческих городов. По договору во время проведения Игр будет воцаряться «священный мир», исчезнут мор, голод, болезни и другие несчастья среди жителей Греции. Договор между Ифитом и Ликургом, видимо, был заключен, его текст вырезан на металлическом диске, который хранился в храме Геры, построенном на территории Олимпии.
Игры и герои древней Олимпии. Возникновение и развитие Олимпийских игр издавна интересовали ученых разных стран мира. Они установили, что в основе их происхождения лежат не только легенды, но и объективные потребности общества. Сюда относится необходимость в улучшении физической подготовки будущих воинов, ведь в древнегреческом обществе отдельные племена, а затем и города-полисы вели беспрерывные войны за обладание лучшими землями, а также ради военной добычи. С другой стороны, Игры были призваны способствовать расширению культурных связей между разрозненными племенами Греции. Обращая особое внимание на культуру тела, греки рассматривали Олимпийские игры как важную часть всестороннего развития человека. Оно должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. О некультурном человеке они говорили, что он не умеет ни читать, ни плавать.
В течение многих веков древние Игры (или как их называли греки — агоны) проводились в разных местах Греции, а также и там, где впоследствии стали организовываться состязания, получившие название Олимпийских.
Первые достоверно известные в истории Игры состоялись в 776 г. до н.э. С этих Игр начинается счет древних олимпиад, а дата взята за основу во всем мире потому, что удалось установить имя победителя Игр. Так, первым в списках чемпионов стал Короибос из греческого города-полиса Элида. В то же время некоторые авторы отмечают, что в 776 г. до н.э. состялись уже 28-е Игры.
Участниками Игр могли быть только свободнорожденные греки. Рабы и варвары (чужеземцы), а также женщины к Играм не допускались. Так продолжалось до тех пор, пока Греция не потеряла свою независимость (II в. до н.э.).
Участники собирались на Игры один раз в четыре года. Промежуток четырехлетия назывался Олимпиадой, по которой некоторое время вели летосчисление. Игры проводились в первый год Олимпиады. С наступлением каждого олимпийского года специальные послы оповещали жителей городов и колоний Греции и приглашали на очередные Игры. С наступлением праздника все враждебные отношения должны быть прекращены. Никто с оружием в руках не может вступать на территорию Олимпии. Проклятие постигнет всякого, кто попытается овладеть ее территорией или не придет на помощь жителям Элиды в борьбе против врага, совершившего святотатство. На каждого солдата, нарушившего договор, налагается штраф в две мины (1 мина — 27 рублей золотом). Проклятие и штраф будут также служить наказанием всякому, кто осмелится оскорбить путника, идущего на олимпийские праздники.
Каждый участник должен был 10 месяцев готовиться к Играм дома, а затем проходить подготовку непосредственно в Олимпии. Организацию Игр осуществляли элланодики — распорядители-судьи. Это были знатные люди из Элиды, на территории которой находилась Олимпия. Они распространяли приглашения, записывали желающих участвовать в Играх, наблюдали за ходом подготовки атлетов и мест проведения занятий и состязаний. Элланодики формировали окончательный состав участников, проводили соревнования, награждали победителей и в то же время налагали штраф на провинившихся.
Программа Игр состояла из разнообразных физических упражнений. На первых играх атлеты состязались лишь в одном виде — беге на один стадий, затем постепенно включались все новые виды упражнений. Самым трудным и популярным считалось греческое пятиборье - пентатлон: бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба. Соревнования проводились также по кулачному бою, панкратиону, верховой езде, состязаниям на колесницах. С 37-й Олимпиады (632 г. до н.э.) в отдельных видах физических упражнений стали принимать участие и дети.
Праздники в Олимпии проводились чрезвычайно торжественно. В ранний период они проходили один день. В период расцвета (VI—IV вв. до н.э.) — в пять дней. Перед началом Игр все участники давали клятву о том, что они честно готовились и будут достойно состязаться, а также приносили жертвы богам. Победители на Играх, настоящие герои античных стадионов, назывались олимпиониками и награждались венком из оливковой ветви. Никаких материальных наград олимпионики на Играх не получали. На родине их встречали, как героев.
Кроме первого олимпийского чемпиона всех времен и народов Ко-роибоса, большую известность имели Леонидас и Диагор с острова Родоса, их сыновья и внуки. Восемьдесят лет семья Диагора выступала на Олимпийских играх и принесла на родину 9 оливковых венков. Легендарный Милон из Кротона (колония Греции на юге Италии), ученик Пифагора, шесть раз становился победителем Игр по борьбе. Его имя увековечено не только в мифах и легендах о его олимпийских подвигах, но и в истории искусства. Два выдающихся скульптора Франции Пьер Пюже (1620—1694) и Морис Фальконе (1716—1791) оставили нам свои произведения в мраморе о Милоне Кротонском (в России Морис Фальконе известен как автор знаменитого памятника Петру I «Медный всадник»). Было много и других чемпионов из Элиды, Спарты, Афин, Фив и других городов Греции. Греческий поэт Пиндар слагал хвалебные оды в честь победителей на Играх.
В жизни Греции олимпийские праздники, особенно в период их расцвета, имели большое общественное и культурное значение. Здесь поэты читали свои стихи, ораторы произносили речи, музыканты исполняли свои произведения. Игры неоднократно посещали математик Пифагор, философы Платон и Аристотель, историк Геродот. Поэт Лукиан, побывав много раз на Играх, описал их в своих сочинениях. Оценку выдающегося математика и философа Пифагора современных ему Игр приводит Мишель Монтень. «Наша жизнь, — говорил Пифагор, — напоминает собой большое многолюдное сборище на Олимпийских играх. Одни упражняют там свое тело, чтобы завоевать себе славу на состязаниях; другие тащат туда свои товары, чтобы извлечь из этого прибыль. Но есть и такие — и они не из худших, — которые не ищут здесь никакой выгоды: они хотят лишь посмотреть, каким образом и зачем делается то-то и то-то. Они хотят быть просто зрителями, наблюдающими жизнь других, чтобы вернее судить о ней и соответственным образом устроить свою».
В середине II в. до н.э. Грецию покорили римляне. По-разному относились правители метрополии к Олимпии. Одни возводили там новые строения, другие рушили старые, третьи наживали на популярности Игр политический и финансовый капитал.
Император Нерон, например, решивший сам участвовать в Играх, распорядится во многом изменить программу 211-х Игр, введя в них такие турниры, которых ранее не было. Разными путями устранив конкурентов, Нерон был объявлен победителем во многих соревнованиях — от гонок на колесницах до чтения трагедий и игры на лире.
Следует сказать, что в римскую эпоху Игры из мононациональных, характерных для периода свободной Греции, становятся многонациональными. Если на протяжении без малого семи веков право на участие в них имели только свободные граждане Греции, то затем на Играх могли выступать представители народностей, населявших гигантскую Римскую империю, которая включала огромные территории нынешней Западной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. На Игры приезжали атлеты из Сирии, Александрии, Вавилона и других регионов. Так случилось, что самым последним в списке олимпийских чемпионов древних Игр значится имя Вараздата из Артаксаты — древней столицы Армении.
Олимпийские игры Древней Греции проводились без перерыва 1 160 лет. 290 раз собирались жители Эллады на свои олимпийские праздники. Последний раз это было в 393 г. уже нашей эры. А через год, в 394 г., в связи со все большим распространением христианства римский император Феодосии I запретил олимпийские праздники. Еще через 32 года Феодосии II издал декрет о разрушении всех языческих храмов, и олимпийское святилище перестало существовать. То, что не успели разбить и растащить легионеры, со временем уничтожили землетрясения и наводнения. Более чем на двенадцать столетий Олимпия как бы исчезла с лица земли. Даже название ее было забыто.
В Древней Греции наряду с олимпийскими праздниками были широко распространены и другие агоны: Немейские, Пифийские, Панафинейские и Истмийские игры.
Немейские игрыпроводились в Немее в честь Зевса один раз в два года на второй и четвертый год Олимпиады осенью и зимой. Впервые состоялись в VI в. до н. э. Программа включала мусические и гимнастические состязания. Здесь, как и в Олимпийских играх, существовало священное перемирие, но соблюдалось оно не так строго, как в Олимпии. Как свидетельствовали раскопки, соревнования проходили на стадионе с каменными трибунами. Участники широко пользовались банями, бассейном.
Пифийсие игры проводились в честь Аполлона в окрестностях города Дельфы, где находилось известное всей Греции святилище и оракул — предсказатель судеб. В начале это были состязания певцов и музыкантов, а с 586 г. до н.э. после победы над персами были включены в программу игр состязания на колесницах и другие виды греческой гимнастики. Победители увенчивались лавровым венком.
Панафинейские игрыявлялись главным торжеством в Аттике. Расцвет их относится к VI в. до н.э. Проводились в Афинах каждые четыре года, на третий год Олимпиады. Продолжительность Игр — пять дней. В программу входили гонки на колесницах, бег, прыжки, метания, пятиборье, гонки в порту на афинских триерах. Участники выступали в трех возрастных группах. Большой популярностью пользовались здесь конкурсы музыкантов, чтецов, танцоров в полном боевом снаряжении. Устраивался бег ночью с зажженными факелами. К Играм не допускались лица, не обладавшие всей полнотой гражданских прав.
Истмийские игрыпроводились на Коринфском перешейке в сосновой роще в честь владыки морей Посейдона каждые два года весной. В программу Игр входили состязания флейтистов и кифаристов, соревнования в беге, борьбе, гонках на колесницах, скачках на лошадях. Игры проходили пышно, в присутствии большого количества зрителей. Участвовали почти все государства-полисы Древней Греции, кроме Элиды: атлетам этой страны участвовать в Истмийских играх запрещалось.
Физическая культура и спорт в период упадка Греции.Начиная с IV в. до н.э., рабовладельческие отношения в Греции начали клониться к закату. Постепенно приходила в упадок греческая культура и вместе с ней физическая культура и спорт. В эпоху эллинизма мусическое образование усиливалось за счет гимнастического. Изменялся характер физического воспитания в гимнасиях и эфебии. Это было вызвано тем, что Греция, потеряв свою независимость в результате завоевания Македонией, а затем Римом, не нуждалась более в самостоятельной армии. Отпала необходимость в той совершенной тренировке, какую давали старые палестры, гимнасии и эфебия. Хотя занятия гимнастикой и военными упражнениями в них продолжались, но объем этих занятий уменьшался с каждым годом.
Глубокие перемены в экономической, политической и культурной жизни оказали влияние на характер проведения гимнастических агонов, в том числе и Олимпийских игр. К участию в Играх стали допускаться атлеты негреческого происхождения. На Играх выступали профессиональные борцы, кулачные бойцы и панкратисты. Вместо почетного оливкового венка победителей стали награждать материальными ценностями. В программе Игр основное место заняли мусические агоны в области музыки, танцев, песен. Римские консулы и императоры (Сулла, Нерон и др.) стремились распространить Олимпийские игры на территории Рима, но их попытки не имели успеха.
К концу IV в. н.э. кризис рабовладельческой системы приводит к разложению всей античной культуры. Появление и распространение христианской религии, боровшейся против языческой веры и проповедовавшей аскетизм, повлекло за собой прекращение Олимпийских праздников.