Олимпийские игры и их название

В Спарте большое внимание обращалось на физическое воспита­ние девушек. По сообщению древних писателей Ксенофонта, Павсания и Плутарха, девушки должны были для укрепления тела бе­гать, бороться, метать диск, копье, чтобы их будущие дети рожда­лись и росли здоровыми. Им запрещалось вести изнеженный образ жизни. Нередко вооруженные спартанские женщины несли охрану и держали рабов в повиновении. Спартанская государственная вос­питательная система и военная организация спартиатов создали одну из сильнейших армий в Греции, которая долгое время была непобе­димой. Атлеты Спарты участвовали во многих Олимпийских, Пифийских и других играх и часто выходили победителями.

 

Возникновение и развитие афинской системы физического воспитания в классический период. По-иному осуществлялось физическое воспитание в Атти­ке, с центром в Афинах. В V—IV вв. до н.э. Афины представляли собой типичную рабовладельческую республику с резко выражен­ным классовым расслоением общества. Бурное развитие ремесел и торговли, культуры и науки сделали Афины центром всей греческой жизни. Каждый рабовладелец имел право и возможность активно заниматься общественной деятельностью. Воспитательная и образо­вательная система в этом обществе распространялась на полноправ­ных состоятельных афинских граждан. Эта система не ограничива­лась только военно-физической подготовкой молодежи, как в Спар­те, а давала разностороннее воспитание. Афиняне считали, что гар­моническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. К этому они стремились. Но такое воспитание было доступно только пол­ноправным гражданам Афин.

 

В Афинах дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. Много внимания в этом возрасте уделялось играм. Затем мальчиков отправляли в школу, а девочек продолжали воспи­тывать дома.

 

С 7 до 16 лет юноши посещали государственную или частную школу. Они проходили обучение в мусической (мусическая школа (от слова «муза» - - богиня-покровительница науки и искусства) давала умственное воспитание в тесной связи с нравственным и эстетическим.) и гимнастической (от слова «гимнос» обнаженный. Греки до определенного возраста занимались физическими упражнениями без всякой одежды) школах.

 

Гимнастическую школу, называемую палестрой (от слова «пале» — борьба), подростки начинали посещать с 12—14 лет. Начиная с 14 лет занятия в мусической школе отступали на второй план и на первое место выдвигалась школа гимнастическая.

 

В возрасте 16 лет юноши обеспеченных родителей после оконча­ния занятий в мусической и гимнастической школах поступали в гим-насий. В Афинах насчитывалось три гимнасия, содержащихся за го­сударственный счет: Академия, Ликей и Киносарг. В гимнасии на­ряду с занятиями физическими упражнениями молодые люди изуча­ли политику, философию, литературу.

 

С 18 лет молодых афинян определяли в государственную военную организацию — эфебию. В отрядах эфебов они в течение двух лет несли военную службу. На первом году эфебы занимались гимнасти­кой и изучали военное дело. На втором году они, вооружившись щитом и копьем, охраняли границы страны.

 

Зарождение педагогической и научной теории физического воспита­ния.В трудах древних философов и ученых — Платона, Аристотеля и др. — высказано немало суждений и ценных мыслей о физическом воспитании как составной части общего воспитания и образования.

 

Платон (427—347 гг. до н.э.) — представитель афинской аристо­кратии, философ-идеалист — обосновал теорию гармонического раз­вития духовных и физических качеств человека. Платон был сторон­ником спартанской системы воспитания молодежи со значительным расширением в ее рамках умственного образования. В труде «Госу­дарство» он писал: «Хорошая гимнастика тоже будет простой, и прежде всего гимнастикой военной». По системе Платона дети дошкольного возраста занимаются играми на площадках, с 12 до 16 лет посещают школу гимнастики — палестру, последующие два года проходят во­енно-гимнастическую подготовку в эфебии. Система Платона пре­следовала цель всестороннего воспитания социальных групп филосо­фов и воинов, с презрением относящихся к физическому труду. Их должны обслуживать ремесленники и землепашцы. Дети рабов в мусические и гимнастические школы не допускались. Вместе с тем Платон высказал ценные мысли о дошкольном воспитании, о пос­ледовательности государственной системы воспитания. Он считал, что умственное и физическое воспитание дает положительный эф­фект тогда, когда молодежь будет вести воздержанный образ жизни с соблюдением правил гигиенического характера, и т.д.

 

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - крупнейший ученый и фило­соф, воспитатель Александра Македонского, ученик Платона. Вы­соко ценится учение Аристотеля о диалектике. Он выдвинул идею о единстве формы и содержания, о развитии всего сущего. По Арис­тотелю, тело и душа человека существуют неразрывно. Трем родам души (растительной, волевой и разумной) соответствуют три сторо­ны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Физичес­кое воспитание предшествует умственному. В трактате «Политика» Аристотель указывал, что «мальчиков должно (прежде всего) отда­вать в руки учителей гимнастики и педотрибов: первые приведут в надлежащее состояние их организмы, а вторые будут направлять со­ответствующим образом их занятия гимнастикой». Аристотель, в отличие от Платона, порицал спартанскую систему воспитания за ее суровость и тяжелые упражнения. Он был против того, чтобы гим­настическому образованию придавали атлетическое направление, что, по его мнению, мешает естественному развитию детей. Аристотель справедливо считал, что «слишком усиленное и недостаточное заня­тие гимнастикой губит телесную силу, точно так же, как недостаточ­ная и излишняя пища или питье губит здоровье, в то время как пользо­вание ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье».

 

Философ-материалист Демокрит (460-370 гг. до н.э.) отмечал, что упражнения тела имеют большее значение для формирования человека, чем его природные данные.

 

Сократ (469-399 гг. до н.э.) указывал на то, что крепкое здоро­вье гарантирует от многих невзгод.

 

Древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) считал, что занятия физическими упражнениями важны для профилактики и лечения разных болезней.

 

Древнегреческая гимнастика и агонистика.

 

В Древней Греции раз­личали два метода применения гимнастических упражнений: гимнас­тику, или общее физическое воспитание, и агонистику - специаль­ную подготовку и участие в состязаниях.

 

Греческая гимнастика как система упражнений состояла из трех основных разделов: палестрика, орхестрика и игры. Основную часть палестрики составлял пентатлон (пятиборье): бег, прыжки в длину, метания копья и диска, борьба. Кроме пентатлона, в палестрику включались панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), пла­вание, кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука и другие фи­зические упражнения.

 

Орхестрика состояла в основном из танцевальных упражнений, выполняемых под музыку. Игры составляли раздел гимнастики, куда относились упражнения с палкой, колесом, клюшкой, шаром, мя­чом и др.Агонистика распадалась на гимнастические агоны и состязания и мусические соревнования (в области музыки, танцев, поэзии).

 

Из гимнастических агонов (агон — состязание, игра, турнир, праздник) наибольшей популярностью пользовались олимпийские агоны (праздники).

 

4.Олимпийские игры Античного мира

 

Хорошо известно, что родиной олимпийских агонов является Древняя Греция. Но место, где они проводились, географическое положение знают далеко не все. Иногда можно слышать и даже прочитать в отдельных изданиях, что Игры проводились у подножия горы Олимп. Там же, мол, зажигается и Олимпийский огонь, который доставляется к месту проведения современных Олимпийских игр. Однако это не так. Гора Олимп находится на севере Греции. А Игры проводились в 350 км от Олимпа, в западной части Пелопоннесско­го полуострова, на территории города-полиса Элида, в местечке Олимпия, у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей. Именно здесь зажигается Олимпийский огонь. Отсюда начинается факельная эстафета к месту проведения Игр Нового времени.

 

Олимпия - центр зарождения олимпизма. Что известно об Олим­пии, этом святилище древних греков? Люди заселяли плодородную равнину, примыкавшую к Олимпии, еще в III тысячелетии до на­шей эры, а ритуальные состязания были распространены в Древней Греции с незапамятных времен. Еще Гомер поведал в «Илиаде» о том, как в честь павшего героя Троянской войны Патрокла его друг Ахилл устроил гонки колесниц, кулачные бои, турниры по борьбе, бегу, стрельбе из лука, метанию копья и диска.

 

Олимпия постепенно становится одним из крупных культовых цен­тров Греции. Поначалу все ритуальные обряды в Олимпии соверша­лись у алтаря богини Геры. Позже, во второй половине VII в. до н.э., в честь матери-Земли был воздвигнут храм. А еще 200 лет спу­стя в ознаменование победы греков над персами в Олимпии появляется величественный храм Зевса. Установленная в храме фигура гро­мовержца, выполненная скульптором Фидием в V в. до н.э. из де­рева, золота и слоновой кости, выглядела столь совершенной, что считалась одним из семи чудес света. Помимо этих храмов, в Олим­пии были и другие строения, в которых хранились сокровища, при­возимые сюда всеми греческими государствами после удачных войн; располагались мастерские лучших греческих скульпторов, стояло зда­ние Высшего Совета Элиды, были построены гостиницы, где жили во время Игр наиболее состоятельные гости Олимпии, судьи, участ­ники, почетные гости, обслуживающий персонал.

 

Кроме того, в Олимпии было множество алтарей, статуй, памят­ников в честь различных богов, мифологических героев, олимпий­ских чемпионов, царей, полководцев.

 

Наряду с храмами и другими памятниками, в Олимпии был це­лый комплекс спортивных сооружений, на которых проводились подготовка атлетов и спортивные состязания. К этому комплексу относились: стадион, ипподром, гимнасий и палестра. Стадион своей северной частью примыкал к склону горы Кронос, который и слу­жил как бы естественной трибуной, где размещалось до 50 тысяч зрителей во время празднеств. Другие стороны стадиона были обне­сены искусственной насыпью. Гимнасий и палестра служили местом для последнего этапа подготовки участников к олимпийским состя­заниям за месяц до их начала. Кроме того, в гимнасий, роскошном по тем временам сооружении, проводились беседы, хранились раз­личные материалы по организации и проведению олимпийских празд­ников, списки участников и победителей и даже статуи выдающихся атлетов.

 

Мифы и легенды о происхождении Игр.Греческая традиция сохра­нила письменные свидетельства о зарождении Олимпийских игр в виде нескольких мифов и легенд, созданных фантазией людей. Со­гласно этим источникам возникновение Игр связывается в основном с культовыми обрядами, совершавшимися в Олимпии. Главные при­чины проведения Игр усматривались в умиротворении богов, в празд­новании победы над враждебнымии царями и вождями или в честь почетных гостей. Одна из легенд говорит о том, что Олимпийские игры основал бог богов Зевс в честь победы над своим отцом - бо­гом Кроносом.

 

Другая легенда отдает честь организации Игр мифическому герою Гераклу, который олицетворяет силу, мужество, воинскую доблесть. Одержав победу над царем Элиды Авгием, Геракл устроил Игры. Для проведения состязаний он установил дистанцию — стадий, от­мерив его своими стопами. Шестьсот стоп — один стадий, или 192 м27 см. Долгое время на Играх атлеты выявляли победителя только в этом виде состязаний. Когда появились другие виды упражнений, Геракл принял в них участие и победил в борьбе и панкратионе (со­единение борьбы с кулачным боем). Позднее такая победа в этих дисциплинах называлась «геракловой победой», а победитель полу­чал имя «Второго Геракла».

 

Одной из популярных является легенда о внуке Зевса Пелопсе и его победе над царем города Пиза Эномаем. Оракул предсказал, что Эномай умрет в тот день, когда его дочь красавица Гипподамия вый­дет замуж. Царь всячески стремился оттянуть день свадьбы дочери. Он ставил всем женихам одно условие - состязаться с ним на колес­ницах. В случае победы жених получал и царство, и дочь. Эномай, имея быстрых коней, догонял и убивал копьем соискателей руки дочери. Тринадцать женихов погибли от копья Эномая. Наконец, явился Пелопс, который очень понравился Гипподамии. В сговоре с возницей колесницы Эномая Миртилосом они одержали победу. Пелопс, завладев царством и Гипподамией, в знак благодарности богам воздвиг в Олимпии святилище, где приносились жертвы, и учредил Игры, на которых особенно ценилась победа в гонках на колесницах. Благодаря Пелопсу, по легенде, Игры приобрели тра­диционный характер.

 

Еще одна легенда говорит о том, как Игры превратились в обще­греческие праздники. Дельфийский оракул предсказал, что царь Элиды Ифит и царь могущественной Спарты Ликург должны заклю­чить между собой договор, по которому в Играх смогли бы участво­вать атлеты всех греческих городов. По договору во время проведе­ния Игр будет воцаряться «священный мир», исчезнут мор, голод, болезни и другие несчастья среди жителей Греции. Договор между Ифитом и Ликургом, видимо, был заключен, его текст вырезан на металлическом диске, который хранился в храме Геры, построен­ном на территории Олимпии.

 

Игры и герои древней Олимпии. Возникновение и развитие Олим­пийских игр издавна интересовали ученых разных стран мира. Они установили, что в основе их происхождения лежат не только леген­ды, но и объективные потребности общества. Сюда относится не­обходимость в улучшении физической подготовки будущих воинов, ведь в древнегреческом обществе отдельные племена, а затем и го­рода-полисы вели беспрерывные войны за обладание лучшими зем­лями, а также ради военной добычи. С другой стороны, Игры были призваны способствовать расширению культурных связей между раз­розненными племенами Греции. Обращая особое внимание на куль­туру тела, греки рассматривали Олимпийские игры как важную часть всестороннего развития человека. Оно должно состоять из умствен­ного, нравственного, эстетического и физического воспитания. О некультурном человеке они говорили, что он не умеет ни читать, ни плавать.

 

В течение многих веков древние Игры (или как их называли гре­ки — агоны) проводились в разных местах Греции, а также и там, где впоследствии стали организовываться состязания, получившие название Олимпийских.

 

Первые достоверно известные в истории Игры состоялись в 776 г. до н.э. С этих Игр начинается счет древних олимпиад, а дата взята за основу во всем мире потому, что удалось установить имя победителя Игр. Так, первым в списках чемпионов стал Короибос из греческо­го города-полиса Элида. В то же время некоторые авторы отмеча­ют, что в 776 г. до н.э. состялись уже 28-е Игры.

 

Участниками Игр могли быть только свободнорожденные греки. Рабы и варвары (чужеземцы), а также женщины к Играм не допуска­лись. Так продолжалось до тех пор, пока Греция не потеряла свою независимость (II в. до н.э.).

 

Участники собирались на Игры один раз в четыре года. Промежу­ток четырехлетия назывался Олимпиадой, по которой некоторое время вели летосчисление. Игры проводились в первый год Олимпиады. С наступлением каждого олимпийского года специальные послы опо­вещали жителей городов и колоний Греции и приглашали на очеред­ные Игры. С наступлением праздника все враждебные отношения должны быть прекращены. Никто с оружием в руках не может всту­пать на территорию Олимпии. Проклятие постигнет всякого, кто попытается овладеть ее территорией или не придет на помощь жите­лям Элиды в борьбе против врага, совершившего святотатство. На каждого солдата, нарушившего договор, налагается штраф в две мины (1 мина — 27 рублей золотом). Проклятие и штраф будут также слу­жить наказанием всякому, кто осмелится оскорбить путника, иду­щего на олимпийские праздники.

 

Каждый участник должен был 10 месяцев готовиться к Играм дома, а затем проходить подготовку непосредственно в Олимпии. Организа­цию Игр осуществляли элланодики — распорядители-судьи. Это были знатные люди из Элиды, на территории которой находилась Олим­пия. Они распространяли приглашения, записывали желающих уча­ствовать в Играх, наблюдали за ходом подготовки атлетов и мест про­ведения занятий и состязаний. Элланодики формировали окончатель­ный состав участников, проводили соревнования, награждали побе­дителей и в то же время налагали штраф на провинившихся.

 

Программа Игр состояла из разнообразных физических упражне­ний. На первых играх атлеты состязались лишь в одном виде — беге на один стадий, затем постепенно включались все новые виды уп­ражнений. Самым трудным и популярным считалось греческое пя­тиборье - пентатлон: бег, прыжки в длину, метание копья, мета­ние диска, борьба. Соревнования проводились также по кулачному бою, панкратиону, верховой езде, состязаниям на колесницах. С 37-й Олимпиады (632 г. до н.э.) в отдельных видах физических уп­ражнений стали принимать участие и дети.

 

Праздники в Олимпии проводились чрезвычайно торжественно. В ранний период они проходили один день. В период расцвета (VI—IV вв. до н.э.) — в пять дней. Перед началом Игр все участни­ки давали клятву о том, что они честно готовились и будут достойно состязаться, а также приносили жертвы богам. Победители на Иг­рах, настоящие герои античных стадионов, назывались олимпиониками и награждались венком из оливковой ветви. Никаких материальных наград олимпионики на Играх не получали. На родине их встреча­ли, как героев.

 

Кроме первого олимпийского чемпиона всех времен и народов Ко-роибоса, большую известность имели Леонидас и Диагор с острова Родоса, их сыновья и внуки. Восемьдесят лет семья Диагора выступа­ла на Олимпийских играх и принесла на родину 9 оливковых венков. Легендарный Милон из Кротона (колония Греции на юге Италии), ученик Пифагора, шесть раз становился победителем Игр по борьбе. Его имя увековечено не только в мифах и легендах о его олимпийских подвигах, но и в истории искусства. Два выдающихся скульптора Франции Пьер Пюже (1620—1694) и Морис Фальконе (1716—1791) оставили нам свои произведения в мраморе о Милоне Кротонском (в России Морис Фальконе известен как автор знаменитого памятника Петру I «Медный всадник»). Было много и других чемпионов из Элиды, Спарты, Афин, Фив и других городов Греции. Греческий поэт Пиндар слагал хвалебные оды в честь победителей на Играх.

 

В жизни Греции олимпийские праздники, особенно в период их расцвета, имели большое общественное и культурное значение. Здесь поэты читали свои стихи, ораторы произносили речи, музыканты исполняли свои произведения. Игры неоднократно посещали мате­матик Пифагор, философы Платон и Аристотель, историк Геродот. Поэт Лукиан, побывав много раз на Играх, описал их в своих сочи­нениях. Оценку выдающегося математика и философа Пифагора со­временных ему Игр приводит Мишель Монтень. «Наша жизнь, — говорил Пифагор, — напоминает собой большое многолюдное сбо­рище на Олимпийских играх. Одни упражняют там свое тело, чтобы завоевать себе славу на состязаниях; другие тащат туда свои товары, чтобы извлечь из этого прибыль. Но есть и такие — и они не из худших, — которые не ищут здесь никакой выгоды: они хотят лишь посмотреть, каким образом и зачем делается то-то и то-то. Они хо­тят быть просто зрителями, наблюдающими жизнь других, чтобы вернее судить о ней и соответственным образом устроить свою».

 

В середине II в. до н.э. Грецию покорили римляне. По-разному относились правители метрополии к Олимпии. Одни возводили там новые строения, другие рушили старые, третьи наживали на попу­лярности Игр политический и финансовый капитал.

 

Император Нерон, например, решивший сам участвовать в Играх, распорядится во многом изменить программу 211-х Игр, введя в них такие турниры, которых ранее не было. Разными путями устранив конкурентов, Нерон был объявлен победителем во многих соревнова­ниях — от гонок на колесницах до чтения трагедий и игры на лире.

 

Следует сказать, что в римскую эпоху Игры из мононациональ­ных, характерных для периода свободной Греции, становятся многонациональными. Если на протяжении без малого семи веков право на участие в них имели только свободные граждане Греции, то затем на Играх могли выступать представители народностей, населявших гигантскую Римскую империю, которая включала огромные терри­тории нынешней Западной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. На Игры приезжали атлеты из Сирии, Александрии, Ва­вилона и других регионов. Так случилось, что самым последним в списке олимпийских чемпионов древних Игр значится имя Вараздата из Артаксаты — древней столицы Армении.

 

Олимпийские игры Древней Греции проводились без перерыва 1 160 лет. 290 раз собирались жители Эллады на свои олимпийские празд­ники. Последний раз это было в 393 г. уже нашей эры. А через год, в 394 г., в связи со все большим распространением христианства рим­ский император Феодосии I запретил олимпийские праздники. Еще через 32 года Феодосии II издал декрет о разрушении всех языческих храмов, и олимпийское святилище перестало существовать. То, что не успели разбить и растащить легионеры, со временем уничтожили землетрясения и наводнения. Более чем на двенадцать столетий Олим­пия как бы исчезла с лица земли. Даже название ее было забыто.

 

В Древней Греции наряду с олимпийскими праздниками были широко распространены и другие агоны: Немейские, Пифийские, Панафинейские и Истмийские игры.

 

Немейские игрыпроводились в Немее в честь Зевса один раз в два года на второй и четвертый год Олимпиады осенью и зимой. Впер­вые состоялись в VI в. до н. э. Программа включала мусические и гимнастические состязания. Здесь, как и в Олимпийских играх, су­ществовало священное перемирие, но соблюдалось оно не так стро­го, как в Олимпии. Как свидетельствовали раскопки, соревнования проходили на стадионе с каменными трибунами. Участники широко пользовались банями, бассейном.

 

Пифийсие игры проводились в честь Аполлона в окрестностях горо­да Дельфы, где находилось известное всей Греции святилище и ора­кул — предсказатель судеб. В начале это были состязания певцов и музыкантов, а с 586 г. до н.э. после победы над персами были вклю­чены в программу игр состязания на колесницах и другие виды гре­ческой гимнастики. Победители увенчивались лавровым венком.

 

Панафинейские игрыявлялись главным торжеством в Аттике. Рас­цвет их относится к VI в. до н.э. Проводились в Афинах каждые четыре года, на третий год Олимпиады. Продолжительность Игр — пять дней. В программу входили гонки на колесницах, бег, прыж­ки, метания, пятиборье, гонки в порту на афинских триерах. Участ­ники выступали в трех возрастных группах. Большой популярностью пользовались здесь конкурсы музыкантов, чтецов, танцоров в пол­ном боевом снаряжении. Устраивался бег ночью с зажженными фа­келами. К Играм не допускались лица, не обладавшие всей полно­той гражданских прав.

 

Истмийские игрыпроводились на Коринфском перешейке в со­сновой роще в честь владыки морей Посейдона каждые два года вес­ной. В программу Игр входили состязания флейтистов и кифаристов, соревнования в беге, борьбе, гонках на колесницах, скачках на лошадях. Игры проходили пышно, в присутствии большого количе­ства зрителей. Участвовали почти все государства-полисы Древней Греции, кроме Элиды: атлетам этой страны участвовать в Истмийских играх запрещалось.

 

Физическая культура и спорт в период упадка Греции.Начиная с IV в. до н.э., рабовладельческие отношения в Греции начали клониться к закату. Постепенно приходила в упадок греческая культура и вместе с ней физическая культура и спорт. В эпоху элли­низма мусическое образование усиливалось за счет гимнастического. Изменялся характер физического воспитания в гимнасиях и эфебии. Это было вызвано тем, что Греция, потеряв свою независимость в результате завоевания Македонией, а затем Римом, не нуждалась бо­лее в самостоятельной армии. Отпала необходимость в той совершен­ной тренировке, какую давали старые палестры, гимнасии и эфебия. Хотя занятия гимнастикой и военными упражнениями в них продол­жались, но объем этих занятий уменьшался с каждым годом.

 

Глубокие перемены в экономической, политической и культур­ной жизни оказали влияние на характер проведения гимнастических агонов, в том числе и Олимпийских игр. К участию в Играх стали допускаться атлеты негреческого происхождения. На Играх высту­пали профессиональные борцы, кулачные бойцы и панкратисты. Вместо почетного оливкового венка победителей стали награждать материальными ценностями. В программе Игр основное место за­няли мусические агоны в области музыки, танцев, песен. Римские консулы и императоры (Сулла, Нерон и др.) стремились распрост­ранить Олимпийские игры на территории Рима, но их попытки не имели успеха.

 

К концу IV в. н.э. кризис рабовладельческой системы приводит к разложению всей античной культуры. Появление и распростране­ние христианской религии, боровшейся против языческой веры и проповедовавшей аскетизм, повлекло за собой прекращение Олим­пийских праздников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: