Влияние культуры древних греков на их представление о своей истории об истории как о науке

Влияние культуры древних греков на их представление о своей истории об истории как о науке

Представления о собственной истории, происхождении свойственны каждому народу и самым первым этапом в возникновении этих представлений являются представления мифологического характера, происхождение мира, возникновение того или иного народа и уже реальные исторические события объясняются волей богов, что не соответствует представлению истории как науки, история же как наука начала формироваться и практически сформировалась в контексте цивилизации Древней Греции, однако формировалась она безусловно под влиянием греческой культуры и по факту тех же мифологических представлений, и, в свою очередь, интересно проследить процесс взаимосвязи этих двух историй и того, как история художественная и мифическая превращалась в рациональную.

Чтобы верно истолковать процесс формирования исторических представлений, появления рационального мышления у древних греков необходимо объяснить причины формирования столь уникальной культуры. Причины формирования заключаются в географических особенностях Эллады: Как указывает историк Ляпустин: Море сыграло важнейшую роль в истории Древней Греции, возможность каботажного плавания и контакта между народами, особенно благоприятными условиями отличается Эгейское Море, оно всё изрезано островками, В Греции нет такой точки на суше, которая бы остояла бы от морского побережья более чем на 90 километров, а в открытом море нет берега, удалённого от другого больше чем на 60 км. Это позволяло уже в древности мореходам на небольших суденышках отправляться в плавание через море: передвигаясь от острова к острову, они не теряли из виду спасительную сушу.» Эгейское море выступило своеобразным мостом к древнейшим цивилизациям востока и способствовало торговле и заимствованию различных достижений. Малоплодородные почвы и экономическая необходимость сочетать различные виды деятельности заставляли эллинов искать наиболее оптимальные способы ведения хозяйства, формировались такие черты характера, как трудолюбие, предприимчивость, упорство, что в свою очередь является важным фактором в формировании более широкого представления о мире, не ограниченного каким-либо одним видом деятельности.

Таким образом, уникальные географические условия позволили говорить о феномене греческой культуры, которая кардинально отличалась от всех существующиъ культур цивилизаций стран Востока. Греки разработали оригинальную религиозную систему, в которой трактовка божества коренным образом отличалась от принятой в большинстве древневосточных религий. По греческим понятиям, божество — это могущественное существо, но и оно, в свою очередь, подчиняется высшей силе — судьбе. Зевс повелевал судьбами людей, два больших сосуда стоят у его ворот, сосуды зла и добра, из которых он черпает и посылает добро и зло людям, тем не менее согласно греческой мифологии судьбу определяют мойры(Клото прядёт жизненную нить человека, определяя срок жизни, Лахесис вынимает, не глядя, жребий человек в жизни, а Атропос заносит всё это в свиток судьбы), и при этом мойры полностью подчиняются року, который знаменует собою судьбу, предел человеческих возможностей, боги не подвержены судьбе, однако они и никак не могут влиять на нити, которые плетут мойры.

Для грека божество близко человеку, его конечное назначение — помогать людям в их трудной жизни, а не использовать лишь для служения себе. Боги близки людям еще и потому, что, по представлениям греков, они могут вступать в брачные отношения со смертными людьми, и от этих смешанных браков рождаются герои, люди — полубоги, совершающие блистательные подвиги, уничтожающие враждебные людям существа: Медузу Горгону, Химеру, драконов, сфинксов, кровожадных львов, огромных змей и других, но в отличие от богов они смертны. В греческом пантеоне насчитывалось множество героев, о подвигах которых были сложены разнообразные легенды. Греки любили рассказывать и о своих богах, об их вмешательстве в мирские дела, о сложных взаимоотношениях между ними. Эти сказания и легенды породили богатую мифологию, из арсенала которой греческие поэты, живописцы, скульпторы, философы черпали сюжеты для своих произведений. Греки считали, что мир людей тесно связан с миром богов. Боги постоянно вмешиваются в дела людей, но и люди с помощью жрецов — предсказателей узнают о божественной воле. Эти предсказатели (оракулы) жили при храмах. Наиболее известными были храмы Зевса в Додоне (Эпир), Аполлона в Дельфах (Фокида), Аполлона в Дидимах (около Милета).

Греки представляли своих богов в образах красивых людей, которые живут в благоустроенных храмах. Эти представления о божествах вдохновляли скульпторов и архитекторов на разработку мужских и женских образов в скульптуре. Образ прекрасного бога в человеческом облике, а его храма как совершенного жилища стали исходными пунктами развития греческой скульптуры и архитектуры.

Во II тысячелетии до н. э. древние ахейцы пользовались силлабическим слоговым письмом. В гомеровский период эта громоздкая письменность была забыта. На рубеже IX–VIII вв. до н. э. в Греции была создана более удобная алфавитная система письменности, состоящая из 24 букв, которые передавали не только согласные, но и гласные звуки. На становление греческой алфавитной письменности оказало влияние более древнее финикийское алфавитное письмо, которое греки хорошо знали, но тем не менее греческий алфавит был оригинальной системой, более разработанной, более приспособленной к передаче различных нюансов человеческой мысли и речи письменными знаками.

В VIII–VI вв. до н. э. рождается греческая литература.

Ранее всего у греков, как и других народов, стала развиваться эпическая поэзия. Это объясняется тесной связью эпоса с устным народным творчеством, с многочисленными мифологическими рассказами о богах и героях. Эпические сказания исполнялись певцами — аэдами, как правило, в домах знати. С изобретением письменности эпические сказания стали записываться, причем их запись сопровождалась внимательным редактированием. Лучшими образцами эпической поэзии стали поэмы «Илиада» и «Одиссея». Текст поэм в основном составлен в VIII в. до н. э., но окончательная редакция и запись текста были произведены в середине VI в. до н. э. при тиране Писистрате

Говорить о влиянии культуры на исторические знания у древних греков можно уже начиная со времён Гомера, ведь когда обрабатывались легендарные сказания, которые легли в основу «Илиады» и «Одиссеи» их создатели или создатель знали, что речь идёт о прошлых временах и пытались таким образом как минимум предположить, не знаемые ими моменты минувших времён, и это незнание автором условий жизни Греции Микенской эпохи выливается, например, в следующие строки, которые адресует Одиссей Евримаху:

Если б весною, когда продолжительней быть начинают

Дни, по косе, одинаково острой, обоим нам дали

 В руки, чтоб, вместе работая с самого раннего утра

Вплоть до вечерней зари, мы траву луговую косили,

 Или, когда бы, запрягши нам в плуг двух быков круторогих,

 Огненных, рослых, откормленных тучной травою, могучей

Силою равных, равно молодых, равно работящих

Дали четыре нам поля вспахать для посева, тогда бы

 Сам ты увидел, как быстро бы в длинные борозды плуг мой

 Поле изрезал

Народное собрание представляет из себя круг воинов, где Ахилл может спокойно спорить с царём Агамемноном. Это не соответствует тому, что представляло собой общество в Микенской эпохе, где царь был больше похож на восточного деспота с многообразной бюрократией, являющейся опорой монарха.

Ю.В. Андреев приводит следующий пример зарождения исторического знания у греков:

Древнейший из всех известных нам греческих историков Гекатей из Милета (конец VI — начало V века до н. э.) начинает свое сочинение, называвшееся «Генеалогии» (букв. «Родословные»), такими словами: «Гекатей из Милета так говорит. Это я пишу, как оно мне кажется истинным, ибо рассказы эллинов многочисленны и смешны, как мне кажется». «Рассказы эллинов», о которых упоминает Гекатей, — это, несомненно, мифы, и, таким образом, целью историка, если, конечно, принимать его слова всерьез, была сознательная установка на критический пересмотр и переосмысление всей предшествующей мифологической традиции. О том, какими методами он при этом пользовался, мы можем теперь судить по немногим дошедшим до нас отрывкам из его сочинения.

В одном из этих отрывков Гекатей рассуждает о последнем и самом прославленном из двенадцати подвигов Геракла. Историк уверяет читателей, что Геракл никогда не спускался в Аид, чтобы изловить там страшного трехголового пса Кербера, сторожившего вход в подземное царство. На самом деле никакого Кербера вообще не существовало. Легковерные люди прозвали этим именем большую ядовитую змею, некогда обитавшую в пещере на мысе Тенар (южная оконечность Пелопоннеса, древние помещали здесь один из главных входов в Аид).

Геракл действительно побывал в этих местах, убил змею, и, таким образом, родился миф о его спуске в преисподнюю и о пленении им Кербера. Как мы видим, основным критерием, которым пользовался Гекатей в своей, как мы сказали бы теперь, «работе с источниками», был принцип правдоподобия. Миф целиком не отвергается. Историк просто устраняет из него все, что кажется ему невероятным, противоречащим здравому смыслу, подменяя смешное и нелепое предание своими собственными домыслами, на современный взгляд, тоже достаточно наивными, но все же не такими фантастичными. Таким образом, можно заключить, что уже в начале 5 века греческий историк, несмотря на догматичность мышления пытается путём здравого смысла как-либо правдоподобно объяснить один из подвигов Геракла. Несмотря на явное стремление Гекатея к правде он пока что ещё рассуждает в контексте мифа, не пользуясь научными методами, а скорее пытаясь просто объяснить ситуацию, так в подобных стремлениях греческие историки очень часто доходили до абсурдного, например, один из последователей Гекатея Акусилай Аргосский, пытался уверить своих читателей в том, что Зевс вовсе не превращался в быка для того, чтобы похитить финикийскую царевну Европу: это было бы явно недостойно царя богов и людей. Вместо этого владыка Олимпа просто подослал к Европе очень умного дрессированного быка, которого он заранее научил, что надо делать, и тот благополучно доставил красавицу к берегам Крита, где ее уже ждал Зевс. «Отец истории» Геродот и его более беспристрастный последователь Фукидид достаточно рационально ведут рассказ о событиях, свидетелями которых они были или которые относятся к недавнему прошлому, однако говоря о прошлом говорят так же, как и предшественники в контексте мифологической традиции, например Геродот в своей Истории приводит следующий пример, касающийся Троянской войны, что на самом деле сокровища Менелая и Елену Прекрасную у Париса забрал царь Протей, когда корабль Париса занесло в устье Нила. Казалось бы более сдержанный и трезвый Фукидид мог бы отвергнуть столь нелепые мифы, которые он считал правдой, однако и он мыслит в мифологическом ключе: объясняя происхождение легендарного Пелопса(от которого ведёт своё название полуостров Пелопонесс) он говорит, что тот вовсе не выигрывал в скачках за прекрасную Гипподамию, а поскольку был лидийцем(азиатом) обладал несметными богатствами по сравнению с относительно бедной Грецией и за счёт этого возвысился и стал властителем полуострова.

Можно говорить, что Фукидид благодаря трезвости своего ума ближе всех подобрался к научным методам в истории, однако он, как и его предшественники и последователи не воспринимал миф как принципиально другой исторический источник, который нельзя отвергать полностью, но и нельзя в свою очередь воспринимать лишь отвергая совершенно фантастичные моменты, и оставляя при этом те, которые вполне могли быть. Тем не менее, стремления к рациональности, беспристрастный анализ(в первую очередь Фукидид) практически создали полноценно научную историческую школу в Древней Греции и вне сомнения повлияли на формирование исторических знаний в Европе средневекового и нового времени


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: