ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858—1917)
Родился в Эпинале в семье небогатого раввина. В детстве будущий автор
социологической теории готовился к религиозному поприщу своих предков, изучая древнееврейский язык, Тору и Талмуд. Но он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это решение оказала его школьная учительница-католичка. Но и католиком Дюркгейм не стал, также, впрочем, как и атеистом.
В 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение 3-х лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1893 защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра по социологии во всем мире. Работая в университете Бордо, Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы — «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897).
|
|
В 1898—1913 руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире научного журнала по социологии. В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешёл в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа — «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).
Дюркгейм считается классиком теории социологического метода. Принципы социологии:
1. Общество — часть объективной реальности, включенная в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.
2. Общество первично по отношению к составляющим его людям.
3. Изучаемые социологией социальные факты объективны и независимы от человеческого произвола.
По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и должна иметь свои специфические методы.
Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.
Задачи социологии состоит в том, чтобы понять:
— что побуждает людей жить сообща,
— почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью,
— какие законы управляют межличностными отношениями.
Результат социологических исследований заключается в том, чтобы предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни.
Методология социологического познания (исследования) — основывается на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике.