Виды информации ограниченного доступа.
Ограниченного доступа
Тема 6. Правовой режим информации
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
К информации ограниченного доступа относится:
- информация, составляющая государственную тайну;
- информация, составляющая коммерческую тайну;
- информация, составляющая служебную тайну;
- информация, составляющая профессиональную тайну;
- информация, составляющая личную и семейную тайну, персональные данные.
Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.
Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.
На законодательном уровне правоотношения в сфере государственной тайны регулируются нормами Законов: "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" и ряда других. Детальное регламентирование данных правоотношений содержится в Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
Институт государственной тайны включает в себя две составляющих. Одна из них - критерии отнесения информации к категории государственной тайны, являющейся информацией ограниченного доступа, определение степени секретности сведений. Основной критерий отнесения информации к государственной тайне - сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).
Такие сведения можно классифицировать по нескольким группам.
1. Сведения в военной области, касающиеся стратегических и оперативных планов, планов строительства и функционирования вооруженных сил, сведения о технологиях и производствах в военной сфере, о местонахождении и дислокации военных объектов. Также это сведения из области экономики, науки и техники, связанные с обеспечением обороноспособности и безопасности государства.
2. Сведения в области разведки, контрразведки и оперативно-розыскной деятельности в стране и за ее пределами.
3. Сведения о финансово-кредитной, внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности государства, преждевременное распространение которых может нанести ущерб его безопасности.
Не подлежат засекречиванию следующие сведения.
1. Сведения о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан.
2. Сведения о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности.
3. Сведения о привилегиях, компенсациях, льготах, предоставляемых всем субъектам.
4. Сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина.
5. Сведения о ресурсах золотого запаса и государственных валютных резервов.
6. Сведения о состоянии здоровья высших должностных лиц.
7. Сведения о фактах нарушения здравоохранения органами государственной власти и должностными лицами.
Степени секретности
1. Особая важность - сведения, разглашение которых может нанести ущерб интересам РФ (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф "Особая важность", устанавливается компенсация в размере 30% надбавки к заработной плате).
2. Совершенно секретно - сведения, разглашение которых может нанести ущерб, может быть причинен министерствам и ведомствам (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф "Совершенно секретно", устанавливается компенсация в размере 25% к заработной плате).
3. Секретно - ущерб, причиненный предприятиям, учреждениям, организациям (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф "Секретно", устанавливается компенсация в размере 10% к заработной плате). Следует отметить, что до 1991 г. такого рода сведения относились к служебной тайне.
Основания рассекречивания
1. Взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими государственную тайну.
2. Изменение объективных обстоятельств.
3. Истечение установленного срока засекречивания (общий срок - 30 лет, но возможно установление большего срока межведомственной комиссией по защите государственной тайны).
Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, представляет собой процедуру оформления права на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну элементов.
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:
1) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
2) согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне; ограничения могут касаться:
- права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;
- права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
- права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне;
3) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
4) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом о государственной тайне;
5) ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
6) принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну;
7) социальные гарантии:
- процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
- преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных ст. 22 Закона о государственной тайне.
Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, представляет собой непосредственное санкционированное ознакомление.
Защита прав государства на государственную тайну осуществляется в административном, судебном порядке в закрытом заседании.