Тема 15. Предпринимательство

Вопросы для контроля и обсуждения

1. Как соотносятся понятия «рекреация», «досуг», «отдых»?

2. Какие функции выполняет рекреация? В чем состоит их индивидуальное и социальное содержание?

3. Дайте характеристику известных вам типов рекреационной деятельности?

4. Почему проблемы рекреации в настоящее время социологами исследуются недостаточно активно?

5.Оказывает ли влияние качество рекреационной деятельности на социальное самочувствие человека, в том числе его удовлетворенность жизнью? Ответ обоснуйте.

6. Должна ли производственная организация вкладывать свои ресурсы для создания условий полноценного отдыха своих работников? Почему?

1. Сущность предпринимательства.

2. Виды предпринимательства.

3.Организационные-правовые формы предпринимательской деятельности.

1. В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., и обозначало человека, берущего «на себя обязательство по производству или строительству объекта».

В качестве научного термина понятие «предприниматель» использовалось известным английским экономистом начала ХVIII века Р. Кантильоном, который разработал первую концепцию предпринимательства и под предпринимателем понимал человека, «действующего в условиях риска, поскольку торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной».

Француз К. Бодо отмечал, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т.е. различной информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго полагал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом: капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

А. Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, делая акцент на наличии у человека предпринимательских способностей.

По законодательству РФ предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права.

Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает: во-первых, осуществление непосредственных производительных функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги; во-вторых, осуществление посреднических, функций, т. е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такою товара его потребителю.

Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, в основе поведения которых лежат внутренние побуждения. Предприниматели самостоятельно решают все вопросы деятельности своего предприятия, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные.

Предпринимательство немыслимо без новаторства и творческого поиска. Эффективно работает только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценился в деловом мире.

Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск, который постоянно сопутствует бизнесу, формируя особый способ мышления, поведения и психологию предпринимателя.

В целом предпринимателя отличает от других людей то, что он пытается создать что-то новое, нестандартное; изменяет и преобразует ценностные установки в процессе инновационной деятельности.

2. В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства.

1) Производственное предпринимательство.

Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.

Производственное предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.

В России производственное предпринимательство является наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства. Существующий риск по реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины являются тормозом в развитии производственного предпринимательства. Также развитие производственного бизнеса в России сдерживается труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более доступных и легких источников дохода.

Между тем, именно производственное предпринимательство способно обеспечить стабильный успех начинающему бизнесмену.

2) Коммерческое (торговое) предпринимательство.

Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения, поскольку произведенные товары необходимо продать или обменять на другие товары. В современной России коммерческо-торговое предпринимательство развивается высокими темпами.

Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.

Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.

Коммерческое предпринимательство привлекает видимой возможностью продать товар по цене намного более высокой, чем он был куплен, и получить тем самым весомую прибыль. Такая возможность действительно существует, однако на практике ее реализовать значительно сложнее, чем кажется.

Сфера официального коммерческого предпринимательства - магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, другие учреждения торговли. В России приватизация государственных торговых предприятий привела к значительному росту материальной базы личного (индивидуального) и коммерческого предпринимательства. Возникли обширные возможности начать свое коммерческое дело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку.

Для успешного занятия торговым предпринимательством необходимо досконально знать неудовлетворенный спрос потребителей, быстро реагировать, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, изменчиво, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства должны быть как минимум два основные условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль.

Торговое предпринимательство связано также с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.

3) Финансово-кредитное предпринимательство - это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.

Суть финансовой предпринимательской операции состоит в том, что предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченную первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется предпринимательская прибыль.

В случае кредитного предпринимательства предприниматель привлекает денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под кредитный процент вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под очередной процент, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитным процентом служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.

Финансово-кредитное предпринимательство относится к числу самых сложных, имеет глубокие исторические корни в ростовщичестве, известном еще со времен Древней Греции.

Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы, валютные биржи и другие специализированные организации).

Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка России и Министерства финансов Российской Федерации. В соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками. Государство в лице Министерства финансов Российской Федерации выступает также в качестве предпринимателя на рынке ценных бумаг, в этом же качестве выступают субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, выпуская в оборот соответствующие ценные бумаги.

4) Посредническое предпринимательство.

Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего элемента в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях.

Посредник - это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации.

Посредническая предпринимательская деятельность является в значительной мере рисковой, поэтому предприниматель - посредник устанавливает в договоре уровень цен, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны, т.е. посредничество заключается в оказании услуг каждой из этих сторон, за оказание которых предприниматель получает доход, прибыль.

5) Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования.

Несмотря на то, что страховое предпринимательство является одной из наиболее рисковых видов деятельности, организация страховой предпринимательской деятельности дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) получить определенную компенсацию при наступлении риска в их деятельности, что являются одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.

3. В научной литературе различают следующие организационно-правовые формы бизнеса: единоличное предприятие, партнерство, корпорация.

Единоличное предприятие можно рассматривать как бизнес одного человека, или как частную собственность. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.

Единоличное предприятие имеет следующие преимущества:

§ единоличное владение легко учредить, так как юридическая процедура оформления весьма легка, и для регистрации фирмы такого рода обычно не требует больших затрат;

§ владелец сам себе хозяин и располагает значительной свободой действии в принятии решений о том, что и как производить. Нет необходимости ждать решений каких-либо собраний, партнеров или директоров;

§ владелец может предоставлять клиенту персональные услуги;

§ стимулы эффективной работы - самые энергичные, а именно владелец получает все в случае успеха.

Однако существуют и недостатки такой организационной формы, которые весьма значительны, например:

§ финансовые ресурсы единоличного предпринимателя недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти в крупное предприятие;

§ осуществляя полный контроль над деятельностью предприятия, владелец должен выполнять все основные решения и не упускать из поля зрения технические аспекты, которые могут возникнуть в процессе производства, рекламной деятельности и распределении продукции;

§ наиболее важный недостаток заключается в том, что самостоятельные предприниматели рискуют не только активами фирмы, но и своими личными активами. Если предприятие обанкротилось, предприниматель персонально и единолично отвечает по долгам фирмы. Для уплаты долгов может быть продано личное имущество владельца.

Партнерство - неакционированное совместное предприятие нескольких физических и/или юридических лиц, каждое из которых является его пайщиком и принимает непосредственное участие в его деятельности. Партнерство организуется на основе договора, регулирующего права и обязанности пайщиков; порядок возмещения общих расходов и распределения прибыли; сроки действия; условия прекращения деятельности; форму солидарной ответственности.

Преимуществами партнерства являются:

§ партнерство легко организовать. Почти во всех случаях заключается письменное соглашение, причем бюрократические процедуры необременительны;

§ поскольку в партнерство (товарищество) объединяется много людей, начальный капитал может быть большим, чем в единоличном частном предприятии;

§ управление фирмой может быть специализировано. Каждый из партнеров может принять на себя ответственность за конкретный участок работы, например, за управление, производства и т.п.

Среди недостатков партнерства выделяются следующие:

§ в управлении участвуют несколько человек, что может привести к несовместимости интересов, к несогласованной политике или бездействию, когда требуются решительные действия. Поэтому управление партнерством может быть неповоротливым и затруднительным;

§ финансы компании все еще ограниченны, потому будут сильно ограничивать потенциальный рост прибыльного предприятия;

§ продолжительность деятельности партнерства непредсказуема. Выход из партнерства или смерть партнера, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, потенциальный срыв ее деятельности;

§ партнерство (товарищество) страдает от неограниченной ответственности за деятельности предприятия. Полное партнерство означает, что каждый участник полностью отвечает по долгам предприятия;

§ можно создать товарищество с ограниченной ответственностью. В таком случае компаньон отвечает по долгам предприятия в размере тех средств, которые он в него вложил. Однако компаньоны в товариществе такого рода не могут принимать участия в ведении бизнеса - по крайней мере, один из них все же должен принять на себя полноту ответственности.

Корпорация - форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность участников, самостоятельный юридический статус и сосредоточение функций управления в руках профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.

Преимущества корпораций:

1) Наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Корпорациям присущ уникальный способ финансирования - через продажу акций и облигаций, - который позволяет привлекать сбережения многочисленных домохозяйств. Через рынок ценных бумаг корпорации могут объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц. Финансирование путем продажи ценных бумаг имеет также определенные преимущества. С точки зрения из покупателей, корпорации имеют более легкий доступ к банковскому кредиту по сравнению другими формами организации бизнеса. Причина заключается не только в большей надежности корпорации, но также в ее способности обеспечить банкам прибыльность счетов.

2) Другое существенное преимущество корпораций - это ограниченная ответственность. Владельцы корпораций (то есть держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Их личные активы не ставятся под угрозу, даже если корпорация обанкротится. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам. Право ограниченной ответственности заметно облегчает задачу корпорации в привлечении денежного капитала

3) Поскольку корпорация является юридическим лицом, она существует независимо от ее владельцев и в этом отношении - от ее собственных должностных лиц. Партнерство внезапно и непредсказуемо может погибнуть, а корпорации, по крайней мере, согласно законам, вечны. Передача собственности корпорации через продажу акций не подрывает ее целостности. Одним словом, корпорации обладают известным постоянством, недостающим другим формам бизнеса, которое открывает возможность перспективного планирования и роста.

Преимущества корпорации значительны и обычно превышают их недостатки. И все же они существуют:

1) Регистрация устава корпорации сопряжена с некоторыми бюрократическими процедурами и расходами на юридические услуги.

2) Двойное налогообложение: та часть дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается налогом дважды - первый раз как часть прибыли корпорации, второй - как часть личного дохода владельца акций.

3) При единоличном предпринимательстве и партнерстве владельцы недвижимости и финансовых активов сами непосредственно управляют этими активами и их контролируют. Но в крупных корпорациях, акции которых широко распределены среди сотен тысяч владельцев, появляется значительное расхождение между функциями собственности и контроля.

Причины перечисленных недостатков кроются в бездеятельности типичного держателя акций. Большая часть владельцев акций не использует права участия в голосовании или же если используют это право, то лишь подписываясь под предоставлением полномочий действующим должностным липам корпорации.

В современном российском обществе существует немало проблем в развитии малого предпринимательства, и возникают они по следующим причинам:

1) Несовершенство законодательства, которое выражается в нестабильности законодательной базы, не успевающей за постоянными изменениями правил деятельности малых предприятий. Предпринимателям приходится самостоятельно отслеживать правовые изменения и накапливать информацию о действующей в любой момент времени редакции законов. Существенные законодательные пробелы, выражающиеся в дефиците правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности; неотработанность процесса купли-продажи, отсутствие должного законодательства о земле, внутренняя противоречивость закона, несоблюдение имеющихся законов – все это в значительно степени также осложняет процесс развития малого предпринимательства в России.

2) Несовершенство налоговой системы оказывает отрицательное влияние на бизнес. Уровень налоговых ставок очень высок, что вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов – ведение двойной бухгалтерии и пр.

3) Несовершенство финансово-кредитной системы. В соответствии с Положением о Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ малого предпринимательства. Однако проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондов для развития малого предпринимательства. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств.

4) Безопасность деятельности предприятия. Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона, в том числе невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты; невыполнение своих обязательств поставщиками; произвол чиновников; прямое давление преступных группировок; передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам; утечка информации из коммерческих банков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: