Ресурсы информационных систем

Информационные системы используют ресурсы нескольких категорий:

· средства вычислительной техники;

· системное и прикладное программное обеспечение;

· информационные;

· лингвистические;

· человеческие ресурсы.

Кроме того, хотя об этом не говорится в известных определениях автоматизированных информационных систем, но подразумевается как само собой разумеющееся, для функционирования системы необходимы и другие ресурсы: помещения, их техническое оснащение, всевозможная оргтехника, электроснабжение и т.д.

Информационные системы могут базироваться на различных аппаратных платформах:

· персональных компьютерах,

· мейнфреймах,

· суперкомпьютерах и других вычислительных системах.

Они могут использовать отдельные компьютеры или вычислительные системы либо вычислительные сети различного масштаба — от локальной до глобальной сети. В информационных системах могут использоваться наряду с универсальными также и специализированные компьютеры, например, так называемые машины баз данных, аппаратным путем реализующие некоторые функции реляционной алгебры.

Коммуникационное оборудование в информационных системах обеспечивает взаимодействие компонентов распределенных систем, например обмен данными между компьютерами сети, а также удаленный доступ пользователей к ресурсам системы. К числу коммуникационных ресурсов относятся выделенные или коммутируемые проводные и беспроводные каналы связи, различное сетевое оборудование, а также устройства приема-передачи информации, например телефонные или радиомодемы, антенные устройства.

Системное программное обеспечение включает операционные системы для используемых аппаратных платформ, различные операционные оболочки, повышающие уровень пользовательского интерфейса, системы программирования, разнообразные системные тесты, служебные программы для поддержки деятельности системного администрирования и для других целей, сетевое программное обеспечение.

Информационные системы используют также разнообразное прикладное программное обеспечение, типовое и специализированное. Типовое прикладное программное обеспечение ориентировано на классы задач. Оно может настраиваться на конкретный случай использования. Чаще всего в качестве таких средств используются коммерческие программные продукты: СУБД общего назначения, Web-серверы, системы текстового поиска (их по традиции часто называют информационно-поисковыми системами), системы управления документами, текстовые процессоры, конверторы данных, программы распознавания текста и речи, системы электронных таблиц, генераторы отчетов, программы для статистической обработки данных и др.

Специализированное прикладное программное обеспечение создается для конкретной информационной системы или для класса систем, имеющих некоторое узкое назначение. Например, это могут быть программы, предназначенные для психодиагностического тестирования, создания опросников.

Лингвистические ресурсы информационных систем служат для:

· представления информационных ресурсов в системе;

· описания их свойств и свойств окружающей среды, позволяющего системе адекватно интерпретировать поддерживаемые информационные ресурсы;

· обеспечения взаимодействия пользователей с системой.

В общем случае к числу лингвистических ресурсов относятся те или иные естественные или искусственные языки, а также средства их лингвистической поддержки — словари лексики естественных языков, тезаурусы предметной области, переводные словари и др.

Тезаурус (от греч. θησαυρός — сокровище), в общем смысле — специальная терминология, более строго и предметно — словарь, собрание сведений, корпус или свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности, что должно способствовать правильной лексической, корпоративной коммуникации (проще говоря — пониманию в общении и взаимодействии лиц, связанных одной дисциплиной или профессией); в современной лингвистике — особая разновидность словарей общей или специальной лексики, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между лексическими единицами. Таким образом, тезаурусы, особенно в электронном формате, являются одним из действенных инструментов для описания отдельных предметных областей.

В отличие от толкового словаря, тезаурус позволяет выявить смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями и их группами, благодаря чему может использоваться для наполнения баз знаний систем искусственного интеллекта. В прошлом термином тезаурус обозначались по преимуществу словари, с максимальной полнотой представлявшие лексику языка с примерами её употребления в текстах. Также термин тезаурус употребляется в теории информации для обозначения совокупности всех сведений, которыми обладает субъект. Следует отметить, что тезаурусы играют в информационных системах двоякую роль.

С одной стороны, это средство лингвистической поддержки используемого в системе естественного языка. Поэтому он должен быть отнесен к категориям лингвистических ресурсов. Вместе с тем тезаурус используется как контекст для интерпретации семантики поддерживаемых в системе документов, представленных на естественном языке. В связи с этим правомерно также считать тезаурус информационным ресурсом системы.

Используемый в конкретных случаях набор лингвистических ресурсов системы зависит от требований, предъявляемых к ней.

Информационные ресурсы системы составляют главный компонент модели предметной области, которую система поддерживает. Они являются вместе с тем «сырьем» и «конечным продуктом» работы информационной системы. Конкретный вид информационных ресурсов зависит от характера системы.

Важно заметить, что в любой информационной системе поддерживаются две категории информационных ресурсов.

Ресурсы первой категории непосредственно используются конечными пользователями системы.

Ресурсы второй категории можно было бы назвать метаресурсами. Описывая свойства ресурсов первой категории, они позволяют системе корректно оперировать ими.

Как уже отмечалось, ресурсы первой категории часто называют данными независимо от среды их представления (изображения, текстовые документы, аудиозаписи и т.д.), а метаресурсы — метаданными.

Используя эту терминологию, можно сказать, что метаданные — это данные о данных. Однако фактически метаданные могут описывать свойства не только собственно данных, но и информационной системы в целом отдельных ее механизмов и их функций, других ее ресурсов, поддерживаемых технологий, пользователей и т.д. Конкретные функции метаданных и их состав в значительной мере зависят от специфики рассматриваемой системы и характера конкретных информационных ресурсов.

Вернемся теперь к информационным ресурсам информационных систем различных классов.

В системах, основанных на технологиях баз данных, поддерживаются структурированные данные, организованные в виде таблиц или каких-либо иных структур данных.

Под базой данных (БД) обычно понимается именованная совокупность данных, отображающая состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области.

Характерной чертой баз данных является постоянство: данные постоянно накапливаются и используются; состав и структура данных, необходимых для решения тех или иных прикладных задач, обычно постоянны и стабильны во времени; отдельные или даже все элементы данных могут меняться — но и это есть проявление постоянства — постоянная актуальность.

Система управления базами данных (СУБД) — это совокупность языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями.

К информационным ресурсам систем баз данных относятся также и схемы баз данных. В таких системах они относятся к категории метаданных.

В текстовых системах информационные ресурсы включают коллекции документов, представленных на естественных языках. Это информационные ресурсы для конечных пользователей. Кроме того, поддерживаются метаданные — тезаурусы, спецификации онтологии и т.п., которые являются информационными ресурсами, используемыми самой системой.

Пользовательские информационные ресурсы в Web — это страницы Web-сайтов, ресурсы «скрытого» Web — базы данных, а также различные доступные пользователям Web-документы, представленные в форматах, отличных от HTML. В Web нового поколения к информационным ресурсам, кроме того, относятся не только представленные на Web-сайтах XML-документы, но и различные метаданные. Они описывают схемы XML-документов, их семантику, онтологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: