Морской транспорт. Морской транспорт России занимает 3 место по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта

Морской транспорт России занимает 3 место по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта. В отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят в основном экспортно-импортные грузы. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов.

Малый каботаж - плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов.

Большой каботаж - плавание судов между портами России, лежащими в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других государств.

Морской транспорт по многим технико-экономическим показателям превосходит другие виды транспорта: морские суда (особенно танкеры) отличаются большой единичной грузоподъемностью; морские пути имеют практически неограниченную пропускную способность; небольшая удельная энергоемкость перевозок.

1) Первое место в грузообороте морского транспорта России занимает Дальневосточный бассейн (46,5%), через порты которого осуществляются связи со стороны Тихоокеанского региона. Крупные морские порты: Владивосток, Находка, Восточный, Ванино, Холмск (железнодорожная морская паромная переправа Ванино - Холмск (о. Сахалин)).

2) На втором месте - Черноморско-Азовский бассейн (23,7%). Здесь находится крупнейший по грузообороту в России нефтяной порт Новороссийск с глубоководным нефтепирсом "Месхарис", позволяющим обслуживать суда грузоподъемностью до 250 тыс. тт. Меньшее значение имеет нефтяной порт Туапсе.

3) Третье место по объемам отправляемых грузов - 15 % принадлежит бассейну Северного Ледовитого океана, где выделяются Мурманск на побережье Баренцева моря и Архангельск на Белом море (> 1/2 всего грузооборота данного бассейна). Архангельск - специализированный лесоэкспортный порт России. Мурманск - единственный незамерзающий порт России на Севере.

Важное значение для обеспечение районов Крайнего севера России имеют порты Диксон, Дудинка, Игарка, Тикси, расположенные на трассе Северного морского пути.

4) Балтийский бассейн занимает примерно такое же место по отправлению грузов, как и бассейн Северного Ледовитого океана (14,5 %). Самый крупный и универсальный российский порт на Балтике - Санкт-Петербург. Меньший грузооборот имеет Калининградский порт, который важен тем, что обеспечивает транспортные связи Калининградской области с основной территорией России - Выборг.

5) В Каспийском бассейне (0,4 %) отправленных грузов действуют два относительно крупных порта: Махачкалинский и совмещенный морской и речной - Астраханский. В России 39 портов (11 из них относительно крупные); 60 % российских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные суда из-за недостаточных глубин, а производственные мощности портов позволяют обеспечить только» 50 % потребности переработки грузов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: