Вопрос 3. Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности

Вопрос 2. Классификация прав и свобод человека и гражданина

Вопрос 1. Понятие и структура правового статуса личности

Тема 16. Право и личность

Правовой статус личности представляет собой одну из первичных и вме­сте с тем фундаментальных категорий теоретического правоведения.

Анализ различных подходов к пониманию структуры правового статуса личности позволяет выделить основные элементы, содержащиеся в опреде­лениях практически всех авторов, - это прежде всего права, свободы, закон­ные интересы и обязанности. Поэтому в самом общем виде правовой статус личности может быть определен как система признанных и гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей личности, персонифицирующих ин­дивида как субъекта права.

В зависимости от особенностей и специфики сочетания структурных эле­ментов в теоретическом правоведении выделяют виды правового статуса:

а) общий правовой статус;

б) специальный (родовой) статус определенных категорий лип;

в) индивидуальный статус.

Общий правовой статус — это совокупность прав, обязанностей, законных интересов, которыми обладает каждый человек как полноправный член обще­ства.

Содержание общего правового статуса определяется прежде всего Основ­ным законом (конституцией) государства и не зависит от различных текущих обстоятельств. Общий правовой статус является единым и одинаковым для всех людей.

Специальный (родовой) статус отражает особенности положения от­дельных категорий лиц (например, студентов, пенсионеров, военнослужа­щих, инвалидов, участников войны и т. д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, сво­боды, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем за­конодательстве).

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифици­рованных прав и обязанностей. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависи­мости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами обще­ства и государства.

Рассмотренные статусы тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразде­лимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных каче­ствах — гражданина своего государства (общий статус); представителя опре­деленной социальной группы (родовой статус); единственной в своем роде, неповторимой человеческой личности (индивидуальный статус).

Одним из общепризнанных критериев классификации нрав и свобод чело­века и гражданина является критерий политико-правовой связи индивида с государством. В соответствии с данным критерием права и свободы традици­онно подразделяются на личные и гражданские (экономические, политичес­кие, социальные, культурно-духовные, экологические и т. д.).

Личные права (в юридической литературе их именуют также правами че­ловека) представляют собой совокупность правомочий, отражающих есте­ственно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригиналь­ность личности во взаимоотношениях с иными субъектами социальных отношений. К ним относятся: право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, личную и семейную тайну, свобо­ду передвижения и т. д. Эти права определяются витальными (т. е. жизнен­ными) потребностями человека как биосоциального существа. Соблюдение личных прав человека признается международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм международного права. Они рассматри­ваются как обязательные для всех государств, не зависят от их социально-эконо­мического строя. Такие права в идеале должны предоставляться каждому субъекту (индивиду) и гарантироваться конституцией и иным национальным законодательством. Соответственно государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, по и перед всеми, кто нахо­дится под его юрисдикцией.

Гражданские права складываются из субъективных прав позитивного ха­рактера. Содержание этих прав определяется государством (отсюда и назва­ние — гражданские) и закрепляется в действующем законодательстве. Госу­дарственное признание личных прав человека, законодательное закрепление их в нормативно-правовых актах придают им новое свойство. «Будучи за­крепленными в конституции и иных государственно-правовых актах, они при­обретают качество прав гражданина, не утрачивая, однако, самостоятельности существования. Права гражданина - это форма опосредования прав человека, которые признаны государством и поставлены под его защиту».

Гражданские права вытекают из политико-правовой связи индивида с го­сударством и определяются юридическим статусом граждан, под которым в теории права понимают «основанную на законе и взятую в единстве совокуп­ность субъективных прав, законных интересов и юридических обязанностей граждан». Таким образом, категория «права гражданина» органически связана с категорией «гражданство», а различие между личными правами чело­века и правами гражданина состоит в том, что любой гражданин - это чело­век, но не каждый человек является гражданином, т. е. эти понятия отличают­ся по своему объему.

Следует отметить, что широким кругом гражданских прав в государстве наряду с гражданами могут пользоваться иностранцы и лица без гражданства (право на правосудие, право на образование, право на труд и т. п.). Вместе с тем граждане обладают «гражданской прерогативой», предполагающей нали­чие у них комплекса прав исключительного характера (право избирать и быть избранными в представительные структуры государственной власти, право за­нимать определенные должности в государственном аппарате и заниматься оп­ределенными видами деятельности и т. д.). Как уже отмечалось, гражданские права складываются из политических, экономических, социальных и т. д. Рассмотрим эти гражданские права подробнее.

Политические права определяют возможность участия граждан в управ­лении делами государства и общества. К ним относятся: право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право на объединение, право па проведение собраний, митингов и демонстраций и т. д.

Поскольку гражданин — это лицо, обладающее устойчивой правовой свя­зью с государством, постольку политические права и свободы призваны укре­пить эту связь. Сказанное подтверждается, например, содержанием ч. 1 ст. 32 Конституции Российской Федерации, где закрепляется что «граждане Рос­сийской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государ­ства как непосредственно, так и через своих представителей».

Экономические права включают возможности, с реализацией которых связывается удовлетворение субъективных интересов индивидуальных и коллективных субъектов в сфере производства и потребления материаль­ных благ. К числу экономических прав относятся право частной собственно­сти, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на труд (данное право рассматривается как принципиаль­ная возможность выбора между общественно полезным трудом и социально нейтральным, а также как право на выбор любой профессии по желанию индивида и вытекающее из этого право на свободу выбора работодателя после получения профессионального образования), право на инди­видуальные и коллективные споры с использованием установленных зако­ном способов их разрешения, включая право на забастовку и т. д.

Социальные права включают возможности, с реализацией которых связы­вается «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ). К числу социальных прав относятся право на государственную защиту материнства и детства; право на социалыюе обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и т. п.; право на бесплатную охрану здоровья и медицинскую помощь; право на общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и т. д.

Национально-культурные и духовные права включают возможности, с реализацией которых связывается сохранение национальной идентичности этнических групп, проживающих в пределах государственной территории, обеспечение равного доступа граждан к духовно-культурному наследию, накопленному в ходе исторического развития, свободное осуществление мероприятий культового характера (свобода вероисповедания). К числу данных прав относятся право на равенство независимо от расы, национальности, языка; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; право на доступ к культурным ценностям; право на свободу совести и свободу вероисповедания и т. д.

Экологические права включают возможности, с реализацией которых связывается обеспечение нормальных (с физиологической точки зрения) условий жизни людей. К числу экологических прав относятся право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Права человека и гражданина, по оценкам многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, нередко не имеют необходимого механизма защиты. Многие конституционные положения объективно не могут быть реализованы в полном объеме, так как не обеспечены юридическими гарантиями. Вместе с тем «правовая защита является одной из основных целей деятельности государства, условием осуществления свободы и прав человека, гарантом его правовой защищенности, "заставляет" власть придать правовому статусу человека юридическую значимость». В этой связи вопрос юридических гарантий обеспечения правового статуса личности приобретает особое значение.

Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности - это I предусмотренные законодательством условия, с наличием которых законодатель связывает реальную возможность и максимальную эффективность реализации прав, свобод и обязанностей, в комплексе составляющих правовой статус.

Современную систему юридических гарантий правового статуса личности можно подразделить на три уровня: международный, региональный и национальный.

Международный уровень гарантий правового статуса. Одной из харак­терных черт правового государства является приоритет норм международно­го права над внутригосударственным законодательством. В Конституции РФ 1993 г., ориентирующей российское общество на построение правовой госу­дарственности, в частности, закрепляется, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Феде­рации являются составной частью ее правовой системы. Если международ­ным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем пре­дусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. А ст. 15). Исходя из указанного конституционного положения на территории России распространяется действие международно-правовых механиз­мов и гарантий защиты прав человека и гражданина. Формирование таких механизмов и гарантий связывают прежде всего с Организацией Объединен­ных Наций, Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека.

В основу международной защиты прав человека положены два междуна­родных Пакта о гражданских, политических, социальных, экономических и культурных правах. Кроме того, разработан в достаточной степени эффектив­ный механизм защиты прав человека в рамках ООН, представляющий собой систему специальных органов к числу которых относятся Генеральная Ас­самблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат. Кроме того, в мире действует множество так называемых неправительственных международных организа­ций, созданных в целях защиты прав и свобод человека (Международная ам­нистия, Врачи без границ, Международный Красный Крест и т. д.).

На региональном уровне можно выделить прежде всего американскую, аф­риканскую и европейскую системы гарантий правового статуса личности. При этом функционирующую в Европе систему можно считать своеобразным эталоном. Она сформировалась в рамках Совета Европы, старейшей регио­нальной организации. Двумя важнейшими органами Совета Европы явля­ются: Комитет министров, включающий министров иностранных дел госу­дарств-членов и Парламентская ассамблея, представляющая национальные парламенты. Основной формой нормотворческой деятельности Совета Ев­ропы является создание конвенций и соглашений, наиболее важными из ко­торых считают Европейскую конвенцию прав человека и Европейскую со­циальную хартию. Первая из них была принята 4 ноября 1950 г. в Риме 15 членами Комитета министров Совета Европы и вступила в силу 3 сентября 1953 г. Этот документ был первым международным договором на региональ­ном уровне, трансформировавшим принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., в конкретные юридические обязательства. На основании этой Конвенции были образованы два органа - Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц.

Национальный (внутригосударственный) уровень гарантий правового статуса личности. Внутригосударственные юридические гарантии правового статуса личности можно подразделить на две большие группы:

1) гарантии реализации правового статуса личности, к которым относятся:

- нормативное закрепление основных нрав, свобод и обязанностей в действующем законодательстве, и прежде всего в конституции госу­дарства;

- предоставление человеку возможности своими правомерными дей­ствиями реализовать законные интересы;

- стимулирование (со стороны государства) определенных видов дея­тельности и, таким образом, побуждение людей к занятию этой дея­тельностью (кредитование образования, строительство жилья, уста­новление льгот для военнослужащих и сотрудников ОВД и т. д,);

- государственная забота о социально незащищенных слоях населе­ния (пенсионное обеспечение, государственные программы поддер­жки материнства и детства и т. д.);

2) гарантии охраны правового статуса личности, которые составляют:

- личные гарантии, предполагающие право личности самостоятельно защищать свои законные интересы всеми не запрещенными законом средствами;

- гарантии в правоохранительной сфере, предполагающие создание государственных органов, осуществляющих охрану прав и свобод человека и гражданина на профессиональной основе (милиция, проку­ратура, институт уполномоченного по правам человека и т. д.);

- гарантии в сфере правосудия, предполагающие формирование и функционирование государственных органов (судов), осуществляющих от имени государства объективное разрешение спорных ситуаций, а также определяющих степень виновности лиц, обвиняемых в совер­шении правонарушений, и выносящих решение о мерах юридической ответственности в отношении этих лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: