Вопрос 2. Классификация прав и свобод человека и гражданина
Вопрос 1. Понятие и структура правового статуса личности
Тема 16. Право и личность
Правовой статус личности представляет собой одну из первичных и вместе с тем фундаментальных категорий теоретического правоведения.
Анализ различных подходов к пониманию структуры правового статуса личности позволяет выделить основные элементы, содержащиеся в определениях практически всех авторов, - это прежде всего права, свободы, законные интересы и обязанности. Поэтому в самом общем виде правовой статус личности может быть определен как система признанных и гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей личности, персонифицирующих индивида как субъекта права.
В зависимости от особенностей и специфики сочетания структурных элементов в теоретическом правоведении выделяют виды правового статуса:
а) общий правовой статус;
б) специальный (родовой) статус определенных категорий лип;
|
|
в) индивидуальный статус.
Общий правовой статус — это совокупность прав, обязанностей, законных интересов, которыми обладает каждый человек как полноправный член общества.
Содержание общего правового статуса определяется прежде всего Основным законом (конституцией) государства и не зависит от различных текущих обстоятельств. Общий правовой статус является единым и одинаковым для всех людей.
Специальный (родовой) статус отражает особенности положения отдельных категорий лиц (например, студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т. д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).
Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.
Рассмотренные статусы тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах — гражданина своего государства (общий статус); представителя определенной социальной группы (родовой статус); единственной в своем роде, неповторимой человеческой личности (индивидуальный статус).
Одним из общепризнанных критериев классификации нрав и свобод человека и гражданина является критерий политико-правовой связи индивида с государством. В соответствии с данным критерием права и свободы традиционно подразделяются на личные и гражданские (экономические, политические, социальные, культурно-духовные, экологические и т. д.).
|
|
Личные права (в юридической литературе их именуют также правами человека) представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с иными субъектами социальных отношений. К ним относятся: право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, личную и семейную тайну, свободу передвижения и т. д. Эти права определяются витальными (т. е. жизненными) потребностями человека как биосоциального существа. Соблюдение личных прав человека признается международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм международного права. Они рассматриваются как обязательные для всех государств, не зависят от их социально-экономического строя. Такие права в идеале должны предоставляться каждому субъекту (индивиду) и гарантироваться конституцией и иным национальным законодательством. Соответственно государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, по и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.
Гражданские права складываются из субъективных прав позитивного характера. Содержание этих прав определяется государством (отсюда и название — гражданские) и закрепляется в действующем законодательстве. Государственное признание личных прав человека, законодательное закрепление их в нормативно-правовых актах придают им новое свойство. «Будучи закрепленными в конституции и иных государственно-правовых актах, они приобретают качество прав гражданина, не утрачивая, однако, самостоятельности существования. Права гражданина - это форма опосредования прав человека, которые признаны государством и поставлены под его защиту».
Гражданские права вытекают из политико-правовой связи индивида с государством и определяются юридическим статусом граждан, под которым в теории права понимают «основанную на законе и взятую в единстве совокупность субъективных прав, законных интересов и юридических обязанностей граждан». Таким образом, категория «права гражданина» органически связана с категорией «гражданство», а различие между личными правами человека и правами гражданина состоит в том, что любой гражданин - это человек, но не каждый человек является гражданином, т. е. эти понятия отличаются по своему объему.
Следует отметить, что широким кругом гражданских прав в государстве наряду с гражданами могут пользоваться иностранцы и лица без гражданства (право на правосудие, право на образование, право на труд и т. п.). Вместе с тем граждане обладают «гражданской прерогативой», предполагающей наличие у них комплекса прав исключительного характера (право избирать и быть избранными в представительные структуры государственной власти, право занимать определенные должности в государственном аппарате и заниматься определенными видами деятельности и т. д.). Как уже отмечалось, гражданские права складываются из политических, экономических, социальных и т. д. Рассмотрим эти гражданские права подробнее.
Политические права определяют возможность участия граждан в управлении делами государства и общества. К ним относятся: право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право на объединение, право па проведение собраний, митингов и демонстраций и т. д.
Поскольку гражданин — это лицо, обладающее устойчивой правовой связью с государством, постольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь. Сказанное подтверждается, например, содержанием ч. 1 ст. 32 Конституции Российской Федерации, где закрепляется что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».
|
|
Экономические права включают возможности, с реализацией которых связывается удовлетворение субъективных интересов индивидуальных и коллективных субъектов в сфере производства и потребления материальных благ. К числу экономических прав относятся право частной собственности, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на труд (данное право рассматривается как принципиальная возможность выбора между общественно полезным трудом и социально нейтральным, а также как право на выбор любой профессии по желанию индивида и вытекающее из этого право на свободу выбора работодателя после получения профессионального образования), право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку и т. д.
Социальные права включают возможности, с реализацией которых связывается «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ). К числу социальных прав относятся право на государственную защиту материнства и детства; право на социалыюе обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и т. п.; право на бесплатную охрану здоровья и медицинскую помощь; право на общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и т. д.
Национально-культурные и духовные права включают возможности, с реализацией которых связывается сохранение национальной идентичности этнических групп, проживающих в пределах государственной территории, обеспечение равного доступа граждан к духовно-культурному наследию, накопленному в ходе исторического развития, свободное осуществление мероприятий культового характера (свобода вероисповедания). К числу данных прав относятся право на равенство независимо от расы, национальности, языка; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; право на доступ к культурным ценностям; право на свободу совести и свободу вероисповедания и т. д.
|
|
Экологические права включают возможности, с реализацией которых связывается обеспечение нормальных (с физиологической точки зрения) условий жизни людей. К числу экологических прав относятся право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Права человека и гражданина, по оценкам многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, нередко не имеют необходимого механизма защиты. Многие конституционные положения объективно не могут быть реализованы в полном объеме, так как не обеспечены юридическими гарантиями. Вместе с тем «правовая защита является одной из основных целей деятельности государства, условием осуществления свободы и прав человека, гарантом его правовой защищенности, "заставляет" власть придать правовому статусу человека юридическую значимость». В этой связи вопрос юридических гарантий обеспечения правового статуса личности приобретает особое значение.
Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности - это I предусмотренные законодательством условия, с наличием которых законодатель связывает реальную возможность и максимальную эффективность реализации прав, свобод и обязанностей, в комплексе составляющих правовой статус.
Современную систему юридических гарантий правового статуса личности можно подразделить на три уровня: международный, региональный и национальный.
Международный уровень гарантий правового статуса. Одной из характерных черт правового государства является приоритет норм международного права над внутригосударственным законодательством. В Конституции РФ 1993 г., ориентирующей российское общество на построение правовой государственности, в частности, закрепляется, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. А ст. 15). Исходя из указанного конституционного положения на территории России распространяется действие международно-правовых механизмов и гарантий защиты прав человека и гражданина. Формирование таких механизмов и гарантий связывают прежде всего с Организацией Объединенных Наций, Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека.
В основу международной защиты прав человека положены два международных Пакта о гражданских, политических, социальных, экономических и культурных правах. Кроме того, разработан в достаточной степени эффективный механизм защиты прав человека в рамках ООН, представляющий собой систему специальных органов к числу которых относятся Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат. Кроме того, в мире действует множество так называемых неправительственных международных организаций, созданных в целях защиты прав и свобод человека (Международная амнистия, Врачи без границ, Международный Красный Крест и т. д.).
На региональном уровне можно выделить прежде всего американскую, африканскую и европейскую системы гарантий правового статуса личности. При этом функционирующую в Европе систему можно считать своеобразным эталоном. Она сформировалась в рамках Совета Европы, старейшей региональной организации. Двумя важнейшими органами Совета Европы являются: Комитет министров, включающий министров иностранных дел государств-членов и Парламентская ассамблея, представляющая национальные парламенты. Основной формой нормотворческой деятельности Совета Европы является создание конвенций и соглашений, наиболее важными из которых считают Европейскую конвенцию прав человека и Европейскую социальную хартию. Первая из них была принята 4 ноября 1950 г. в Риме 15 членами Комитета министров Совета Европы и вступила в силу 3 сентября 1953 г. Этот документ был первым международным договором на региональном уровне, трансформировавшим принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., в конкретные юридические обязательства. На основании этой Конвенции были образованы два органа - Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц.
Национальный (внутригосударственный) уровень гарантий правового статуса личности. Внутригосударственные юридические гарантии правового статуса личности можно подразделить на две большие группы:
1) гарантии реализации правового статуса личности, к которым относятся:
- нормативное закрепление основных нрав, свобод и обязанностей в действующем законодательстве, и прежде всего в конституции государства;
- предоставление человеку возможности своими правомерными действиями реализовать законные интересы;
- стимулирование (со стороны государства) определенных видов деятельности и, таким образом, побуждение людей к занятию этой деятельностью (кредитование образования, строительство жилья, установление льгот для военнослужащих и сотрудников ОВД и т. д,);
- государственная забота о социально незащищенных слоях населения (пенсионное обеспечение, государственные программы поддержки материнства и детства и т. д.);
2) гарантии охраны правового статуса личности, которые составляют:
- личные гарантии, предполагающие право личности самостоятельно защищать свои законные интересы всеми не запрещенными законом средствами;
- гарантии в правоохранительной сфере, предполагающие создание государственных органов, осуществляющих охрану прав и свобод человека и гражданина на профессиональной основе (милиция, прокуратура, институт уполномоченного по правам человека и т. д.);
- гарантии в сфере правосудия, предполагающие формирование и функционирование государственных органов (судов), осуществляющих от имени государства объективное разрешение спорных ситуаций, а также определяющих степень виновности лиц, обвиняемых в совершении правонарушений, и выносящих решение о мерах юридической ответственности в отношении этих лиц.