Сборочные работы являются заключительным этапом в производственном процессе, на котором из отдельных деталей собирают узлы и готовые изделия. Их трудоемкость составляет 10 - 50 % обшей трудоемкости изготовления изделия. В то же время из всего объема сборочных работ в настоящее время механизировано только 20 %, а остальная часть - выполняется вручную.
Автоматическая сборка составляет всего 6 — 7 %. Поэтому одной из важнейших задач машиностроителей является сокращение трудоемкости сборочных работ путем их механизации и автоматизации.
Исходными данными для проектирования технологического процесса сборки являются:
1) чертежи сборочных узлов и изделий;
2) технологические условия на приемку и испытание изделий;
3) производственная программа сборки (программа сборочного цеха), составленная по производственной программе завода;
4) спецификация поступающих на сборку узлов и деталей.
В спецификациях указывают наименование, номер, количество на одно изделие и из какого цеха оно поступило на сборку.
|
|
На основе изучения конструкций собираемых узлов и целой машины составляется схема сборки соединений, которая определяет взаимную связь и последовательность соединений отдельных элементов, узлов и целого изделия. Затем разрабатывается технологический процесс сборки.
Под технологическим процессом сборки понимается соединение деталей в сборочные единицы n-го порядка, отдельных деталей и единицы n-го порядка в единицы (n-1)-го порядка и деталей сборочных единиц n-го и (n-1)-го порядков и т.д. в машину.
В связи с этим все работы сборочного процесса разбивают на отдельные последовательные стадии: сборка сборочных единиц различного порядка (сборка подузлов и узлов) и общая сборка, которые далее расчленяются на отдельные последовательные операции, установы, позиции и переходы.
Стандартизованные их определения даны в 1-й главе. Однако, для сборки требуются некоторые уточнения.
Под операцией в сборочном процессе понимают часть сборочного процесса, осуществляемую по какому-либо узлу или машине одним или несколькими рабочими на одном рабочем месте.
Операция может выполняться при нескольких установах.
Под установом понимают придание определенного положения собираемым деталям и соединениям.
Операция состоит из переходов.
Под переходом понимают часть операции, которая вполне закончена, не может быть раздроблена и выполняется без смены инструментов одним или несколькими рабочими одновременно.
Содержание технологических переходов сборки заключается в соединении сопрягаемых сборочных единиц и деталей путем приведения в соприкосновение основных баз деталей присоединяемой сборочной единицы к детали или сборочной единице со вспомогательными базами, к которой они присоединяются; проверки, если необходимо, полученной точности относительного положения и движения сборочных единиц и деталей; внесения необходимых поправок для достижения требуемой точности путем пригонки, подбора или регулировки; фиксации относительного положения сборочных единиц и деталей, обеспечивающего правильность выполнения ими их служебного назначения.
|
|
К технологическому процессу сборки обычно относят также переходы, связанные с проверкой правильности действия сборочных единиц и деталей, например, плавности и точности относительных перемещений, действия смазочной системы, последовательности включения отдельных механизмов, В сборочные процессы включают также переходы, связанные с очистной мойкой, окраской и отделкой деталей, сборочных единиц и, нередко, машин в целом, а также переходы, связанные с регулировкой машины и ее механизмов, и переходы по разборке машины, если она отправляется потребителю в разобранном виде с целью удобства транспортировки.
Для установления последовательности общей сборки машины прежде всего необходимо произвести анализ ее конструкции для выявления всех составляющих машину сборочных единиц и отдельных деталей, которые должны поступать на общую сборку.
Анализ надо начинать с выявления номенклатуры деталей и порядка сборочных единиц, из которых состоит конструкция машины.
В каждой сборочной единице должна быть найдена базирующая деталь, определяющая положение всех составляющих данную сборочную единицу других сборочных единиц и деталей.
Последовательность общей сборки машины определяется ее конструктивными особенностями и заложенными в конструкцию методами получения требуемой точности.
Общая сборка машины должна начинаться с установки базирующей детали или базирующей сборочной единицы машины, роль которой обычно выполняют рамы, станины, основания и т.п. Базирующую деталь при этом можно установить в любом удобном для сборки положении.
Далее разрабатывают последовательность установки на нее всех сборочных единиц и деталей. При этом следует руководствоваться следующим:
1. Сборку следует начинать с тех сборочных единиц или деталей, размеры и относительные перемещения поверхностей которых являются общими звеньями, принадлежащими наибольшему количеству размерных цепей.
2. Следует постепенно переходить к сборке тех сборочных единиц и деталей, размеры и относительные повороты поверхностей которых являются общими звеньями, принадлежащими постепенно уменьшающемуся количеству размерных цепей.
3. В каждой из размерных цепей сборку следует начинать с тех сборочных единиц и деталей, размеры и относительные перемещения поверхностей которых являются звеньями основной ветви размерной цепи, т.е. ветви, не содержащей замыкающего звена.
4. При прочих равных условиях сборку следует начинать с той размерной цепи, при помощи которой решается наиболее ответственная задача.
5. В размерных цепях, где конструкцией машины намечено получить требующую точность замыкающего звена методом регулировки, находят компенсирующие звенья и детали, выполняющие роль неподвижных или подвижных компенсаторов, устанавливают их размеры, допуски и потребное количество компенсаторов каждой ступени размеров. При подвижных компенсаторах следует проверить достаточность максимальной величины компенсации и возможности перемещения на эту величину подвижного компенсатора.
6. В размерных цепях, в которых конструкцией машины намечено получить требуемую точность замыкающего звена методом пригонки, необходимо проверить правильность выбора или произвести выбор компенсирующего звена и проверить правильность его номинального размера с точки зрения обеспечения возможности пригонки за счет выбранного звена. При обнаружении ошибок следует произвести расчеты и внести изменения. Назначить методы пригонки.
|
|
7. В размерных цепях, точность замыкающего звена которых намечено получить методом групповой взаимозаменяемости, необходимо проверить правильность расчета допусков и количество намеченных групп деталей.
Эскизные разработки операций и переходов технологических процессов сборки производятся так же, как и при механической обработке. При разработке технологического процесса сборки для каждой операции, перехода и других частей сборочного процесса должно быть дано описание характера работ и способов их выполнения; должен быть указан необходимый инструмент и приспособления; определены потребное количество времени, число рабочих и их квалификация.
Причем время, потребное на выполнение отдельных операций сборки узлов (агрегатов, механизмов) и сроки подачи их вместе с деталями к местам общей сборки, должны быть установлены так, чтобы обеспечить бесперебойный ход сборочного процесса.
Разрабатывая последовательность сборки машин, очень удобно изображать ее в виде графической схемы сборки.
Схема сборки помогает не только в разработке последовательности сборки машин, но и является основным документом, по которому персонал сборочного цеха знакомится с последовательностью сборки новой машины, организует выполнение сборочного процесса, производит комплектование машины, подачу сборочных единиц деталей в надлежащей последовательности к местам сборки, ведет учет, расставляет рабочих, планирует производство и разрешает вносить усовершенствования в конструкцию, технологический процесс сборки и организацию производства машины.
Схема сборки должна отличаться наглядностью, показывать последовательность процессов и служить оперативным документом. Для этого схему сборки машины удобнее всего строить следующим образом.
|
|
1. Условно, в виде прямоугольника, вычерчивается основная базовая деталь (корпус).
2. Этот прямоугольник делят на три зоны: наименование, номер по чертежу, количество.
3. Проводится горизонтальная линия, к которой в порядке сборки подсоединяют в виде прямоугольников детали и сборочные единицы.
4. Детали располагаются слева, сборочные единицы справа относительно соответствующей базовой детали.
В качестве примера на рис. 6.14 приведена схема сборки предохранительного гид- роклапана, изображенного на рис. 6.15.
По схеме сборки устанавливаются сборочные операции, содержание которых в значительной мере зависит от принятых организационных форм и видов производственных процессов сборки изделий (рис. 6.16).
Отличительными особенностями поточного вида сборки являются сборка сборочных единиц или изделий в целом с соблюдением заданного такта.
Сборка, осуществляемая без соблюдения этого условия, относится к непоточному виду.
Собираемый объект может оставаться на одном месте (стационарная сборка) или перемещаться непрерывно или периодически в продолжение всего процесса сборки (подвижная сборка).
Стационарная сборка отличается от подвижной возможностью сохранения неизменности положения базирующей детали собираемого объекта в продолжение всего процесса сборки. Этим зачастую исключают влияние упругих деформаций недостаточно жесткой базирующей детали на точность собираемого объекта.
Непоточная стационарная сборка характеризуется тем, что собираемый объект остается в продолжение всего процесса сборки на одном рабочем месте или сборочном стенде. Все сборочные единицы и детали подаются на место сборки. Рабочие приходят на рабочее место к собираемому объекту и ведут сборку.
Рис. 6.14 Технологическая схема сборки гидроклапана предохранительного
Рис. 6.15 Гидроклапан предохранительный
Рис. 6.16 Организационные формы и виды сборки
Места сборки или стенды обычно оборудуются универсальными приспособлениями и подъемно-транспортным и средствами. Выполнение отдельных переходов на сборке распределяется между рабочими.
Цикл сборки при этом методе увеличивается, так как одновременно не могут выполняться все переходы. Технико-экономические показатели низкие.
Расчетное количество рабочих мест или стендов для параллельной сборки одинаковых объектов подсчитывается по формуле
(6.7)
где Т0 - расчетная трудоемкость всех переходов сборки одного объекта; Тс - расчетная трудоемкость переходов, выполнение которых совмещено во времени с выполнением других переходов; T - расчетный такт сборки.
Непоточная стационарная сборка применяется в единичном производстве. Количество рабочих мест или позиций определяется по формуле
(6.8)
где - расчетное время на перемещение собираемого объекта с одной рабочей позиции во вторую; у - количество параллельных потоков, необходимых для сборки одинаковых объектов, в зависимости от производственной программы.
(6.9)
где - продолжительность наиболее длительной сборочной операции.
Непоточная подвижная сборка применяется в мелкосерийном и серийном производствах. При увеличении количества собираемых изделий непоточный вид организации сборки становится неэкономичным. На смену ему приходит поточная сборка.
Поточная сборка может быть стационарной и нестационарной.
Поточная стационарная сборка применяется в серийном и крупносерийном производстве машин, отличающихся малой жесткостью базирующих деталей, большими размерами и весом. (Пример: тяжелые станки, крупные дизели, тяжелые грузовые автомобили, самолеты.)
При этом виде сборки рабочие бригады по сигналу все одновременно переходят от одних собираемых объектов к следующим через периоды времени, равные такту. Т.е. получается, что каждый рабочий или бригада выполняют определенную, закрепленную за ними операцию на каждом из собираемых объектов.
Для подсчета количества рабочих или бригад сборщиков, необходимых для одного такта, служит формула
(6.10)
где - расчетное время для перехода рабочих или бригад от одного объекта к другому.
Преимуществом этого вида сборки является равномерный выпуск продукции, короткий цикл сборки, высокая производительность, высокий съем продукции с 1 м2 площади и т.д.
При увеличении количества выпускаемых машин экономически целесообразно использовать поточно-подвижную сборку.
Поточно-подвижный вид сборки используется в крупносерийном и массовом производствах.
Перемещение собираемого изделия производится с помощью различного вида транспортных конвейеров (ленточных, цепных, рамных и т.д.)
Рабочие позиции или участки располагаются вдоль конвейера.
Скорость движения конвейера определяется из уравнения
(6.11)
Где L – длина собираемого объекта, измеряемая в направлении движения конвейера, мм;
L1 – промежуток между собираемыми объектами, необходимый для удобства сборки, мм;
- количество потоков.
Однако подсчитанная по этой формуле величина v не должна превышать скорости, допускаемой техникой безопасности. В противном случае, для выполнения заданной программы при известных величинах L и L1 увеличивают количество параллельных потоков.
Количество рабочих мест определяется из уравнений:
1) при сборке с непрерывным движением собираемого изделия
(6.12)
2) при сборке с периодическим движением собираемого изделия
(6.13)
Где tп – время, необходимое рабочему для возвращения в исходное положение;
tп – время перемещения заготовки с одной позиции на другую.
Преимущества поточно-подвижной сборки заключается в строгом выполнении программы выпуска и возможности совмещения времени сборки изделия со временем его транспортирования.
Недостатками являются:
1) большие затраты при усовершенствовании конструкции выпускаемых изделий;
2) низкий коэффициент использования оборудования.
Для механизации и автоматизации сборочных процессов все шире применяется типизация технологических процессов сборки и типовые средства механизации и автоматизации сборочных работ.
Типизация технологических процессов сборки базируется на классификации операций.
Классификация является первым этапом при разработке типовых и групповых сборочных процессов. Классификация производится по технологическим и конструктивным характеристикам сборочных элементов.