Интеллектуальное развитие
Интеллект успеха
Интеллект состоит из двух частей. Базовой части, которая формируется в процессе обучения и содержит знания, умения и навыки, приобретенные в процессе учебы в школе, практической деятельности. Сюда входят динамические стереотипы, позволяющие нам «автоматически» выполнять различные, иногда очень сложные виды деятельности. Базовый интеллект формируется постепенно и остается на всю жизнь. Он определяется показателем IQ.
IQ (Intelligence Quotient) – ай-кью – коэффициент интеллектуального развития – умение решать стандартные задачи за определенную единицу времени, способность эффективно включаться в социокультурную и экономическую жизнь, успешно приспосабливаться к ситуации.
Основатели – В. Штерн и Г. Айзенк. Норма IQ равна 100. Отклонения на 16 пунктов в обе стороны – в пределах нормы. Те, кто набирает больше 135 п. считаются гениями. Президент Клинтон – 182 п., Эйнштейн – 200 п. Люди со сниженным интеллектом от 84 до 10 п. (умственно отсталые). Коэффициент IQ не может претендовать на полное диагностирование умственных способностей, природной или наследственной одаренности.
|
|
Основные методики для диагностики IQ:
· Методика Айзенка;
· Тест Векслера;
· Шкалы Кауфмана;
· Тест Амтхауэра.
Так называемый текучий интеллект представляет нашу способность оперировать теми сведениями, которые мы имеем и постоянно получаем от окружающей нас среды, абстрактно мыслить, рекомбинировать информацию, решать нестандартные задачи и проблемы, находить выход из различных нестандартных ситуаций. Он определяется показателем CQ.
СQ (Creativity Quotient) – си-кью – коэффициент творческого интеллекта – качественная мера главных составляющих творческих способностей, обобщенная оценка творческого потенциала личности вообще.
Он характеризует способности человека порождать необычные идеи, уходить от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.Креативность включает в себя также повышенную чувствительность к проблемам, дефекту или противоречивость знаний, беглость, четкость, гибкость мышления, оригинальность, изобретательность и др. Дж. Гилфорд выделяет 120 характерных признаков креативности.
Основные методики для диагностики CQ:
· Методика Е.П. Торренса;
· Методика Е. Туник;
· Методика Дж. Гилфорда.
С годами текучий интеллект теряет свою гибкость, способности человека абстрактно мыслить и творчески решать проблемы постепенно снижаются, особенно в том случае, если к этому виду интеллекта человек прибегает редко. Мы все подвержены опасности, которую таят в себе богатый опыт и знания, — мы становимся консервативными и полагаем, что методы, которые доказали свою эффективность вчера, будут с тем же успехом работать и в будущем. Развивается детренированность текучего интеллекта, как в спорте, человек постепенно теряет свою интеллектуальную «форму». Вместе с тем, интенсивный умственный труд в пожилом возрасте способствует длительному сохранению всех умственных способностей и, что особенно важно, памяти, которая нередко в этом возрасте ухудшается.