Роль коллектива учащихся специальной коррекционной школы VIII вида

Коллектив учащихся является мощным фактором воспитания личности ребенка с нарушением интеллекта. Однако эту общую с массовой школой роль детский коллектив специальной коррекционной школы VIII вида по вполне понятным причинам осуществляет в своеобразной форме.

Организация жизни учеников специальной коррекционной школы VIII вида на коллективных началах, их вовлечение в коллектив являются важным средством коррекции высших психических функций детей-олигофренов. В массовой школе дети с нарушением интеллекта, общаясь со своими сверстниками или даже с детьми более младшего возраста, попадают, как правило, в подчиненное положение. Они не обнаруживают самостоятельности и инициативы, а лишь выполняют то, что им (предлагают товарищи. Поэтому поступление ребенка с нарушением интеллекта в специальную коррекционную школу VIII вида является исключительным событием.

Здесь ученик «оказывается в детском коллективе, в котором он может проявить себя и занять определенное место»[16].

Организуя совместную деятельность детей (в игре, учебе, труде, быту), учитель пробуждает у них потребность в общении и, формируя эту потребность, тем самым влияет на дальнейшее развитие поведения детей, воспитывая его коллективистическую направленность. Под воздействием педагога уже на первых этапах обучения у ребенка возникают глубокие связи с товарищами. Он вступает в определенные отношения с ними «в рамках исполнения самых необходимых требований по поддержанию порядка и простейшей взаимопомощи: становиться и ходить в паре с соседом; взять тетрадку у соседа и передать ее дежурному, когда тот собирает тетради; не драться на переменах; не мешать соседям во время уроков и т. д.»[17].

Учитывая индивидуальные особенности ученика, педагог постепенно включает его в коллектив. Учителя проводят специальную работу по формированию товарищеских отношений между детьми, побуждают их к взаимопомощи, учат заботиться о товарище. Учителя устраивают общие игры, беседы, читают и разъясняют рассказы на тему о дружбе и т. п. Под влиянием всей этой работы у детей развивается общительность, преодолевается замкнутость и стеснительность, формируется благожелательное отношение друг к другу.

Дети постепенно втягиваются в общественную работу. Сначала им дают отдельные поручения, затем они получают постоянные общественные нагрузки. Так у ребенка появляется стремление занять определенное место в коллективе. Постепенно наиболее активные ребята начинают помогать учителю воздействовать на других учеников, требуя от них соблюдения дисциплины и правил поведения в обществе. Вырабатывается общественное мнение класса, которое имеет большое дисциплинирующее и воспитывающее значение. В дальнейшем ребенок приучается предъявлять требования не только к другим, но и к себе. Растет его активность и самостоятельность, преодолевается беспомощность и неуверенность, обогащаются общественный опыт и общественные представления.

Исключительно важную роль здесь играют органы ученического самоуправления и пионерская организация. Расширяющиеся под влиянием коллективных отношений связи ученика с окружающей действительностью, растущая у него потребность в общении способствуют развитию мышления и речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевых качеств, личности в целом. Общение, таким образом, становится источником формирования многих ценных качеств ребенка. Многие понятия и нормы нравственности, ранее недоступные пониманию ученика специальной коррекционной школы VIII вида, начинают им усваиваться и осознаваться благодаря участию в коллективе. Дети под руководством учителя упражняются в практическом выполнении этих норм, накапливают соответствующий опыт нравственных отношений и поведения. На основе этого опыта учитель проводит разъяснение указанных правил и норм, добиваясь тем самым осознанного к ним отношения детей.

Характеризуя роль коллектива в усвоении учеником специальной коррекционной школы VIII вида норм поведения, Г. М. Дульнев совершенно правильно пишет:

«Для того чтобы ребенок сознательно усвоил нормы поведения, необходимо пройти через этап аффективно-эмоционального обобщения того, что и как он может делать в коллективе, ибо неоднократное одобрение коллектива закрепляет нужные, правильные поступки; наоборот, резко отрицательное, неодобрительное отношение коллектива к другим поступкам ученика затормаживает их, делает невозможным закрепление их в привычку. В процессе появления аффективно-эмоциональных обобщений ребенку становятся доступнее, понятнее и те правила и нормы поведения, общения в коллективе, которые ему сообщает учитель, воспитатель. Причем, если нормальный ребенок рано или поздно может прийти к словесно-логическим обобщениям норм своего поведения почти самостоятельно, то умственно отсталому ребенку в этом надо помочь, т. е. вовремя сообщить эти обобщения, правила. В дальнейшем эти правила могут стать для ребенка с нарушением интеллекта регулирующими факторами его поведения. Однако главным остается то, насколько ученик практически научен выполнять эти правила в период организации его общения с коллективом детей и с коллективом взрослых»[18].

Дефектологической наукой и практикой давно уже доказаны необходимость и возможность создания коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида. Его благотворное влияние на учащихся подтверждается многочисленными фактами, и это само по себе является убедительным подтверждением необходимости и жизненности детского коллектива. Но, кроме этого, основанием для существования коллектива является необходимость выработки у детей-олигофренов потребности в общении, их способности к коллективным переживаниям, к образованию коллективных отношений и связей, к солидарным и организованным действиям.

Наконец, в самом устройстве и содержании жизни специальной коррекционной школы VIII вида (небольшое количество учащихся, сочетание школы и интерната, наличие базы для трудовой и производственной деятельности) содержатся предпосылки и возможности для создания коллектива. Но для того чтобы эти возможности были реализованы, для того чтобы детский коллектив специальной коррекционной школы VIII вида выполнил свою коррекционно-воспитательную задачу, необходимо учитывать присущие ему специфические особенности.

ЛЕКЦИЯ XVII.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Роль коллектива. Коллектив учащихся является мощным фактором воспитания личности ребенка с нарушением интеллекта. Однако эту общую с массовой школой роль детский коллектив специальной коррекционной школы VIII вида по вполне понятным причинам осуществляет в своеобразной форме.

Многие понятия и нормы нравственности, ранее недоступные пониманию ученика специальной коррекционной школы VIII вида, начинают им усваиваться и осознаваться благодаря участию в коллективе. Дети под руководством учителя упражняются в практическом выполнении этих норм, накапливают соответствующий опыт нравственных отношений и поведения. На основе этого опыта учитель проводит разъяснение указанных правил и норм, добиваясь тем самым осознанного к ним отношения детей.

Характеризуя роль коллектива в усвоении учеником специальной коррекционной школы VIII вида норм поведения, Г. М. Дульнев совершенно правильно пишет:

«Для того чтобы ребенок сознательно усвоил нормы поведения, необходимо пройти через этап аффективно-эмоционального обобщения того, что и как он может делать в коллективе, ибо неоднократное одобрение коллектива закрепляет нужные, правильные поступки; наоборот, резко отрицательное, неодобрительное отношение коллектива к другим поступкам ученика затормаживает их, делает невозможным закрепление их в привычку. В процессе появления аффективно-эмоциональных обобщений ребенку становятся доступнее, понятнее и те правила и нормы поведения, общения в коллективе, которые ему сообщает учитель, воспитатель. Причем, если нормальный ребенок рано или поздно может прийти к словесно-логическим обобщениям норм своего поведения почти самостоятельно, то умственно отсталому ребенку в этом надо помочь, т. е. вовремя сообщить эти обобщения, правила. В дальнейшем эти правила могут стать для ребенка с нарушением интеллекта регулирующими факторами его поведения. Однако главным остается то, насколько ученик практически научен выполнять эти правила в период организации его общения с коллективом детей и с коллективом взрослых»[19].

Первая и важнейшая особенность детского коллектива специальной коррекционной школы VIII вида состоит в том, что его создание и подход к нему, его организация и деятельность, его формирование и функционирование непосредственно зависят от специфики состава учащихся. С первой особенностью связаны и все остальные.

Здесь необходимо прежде всего отметить трудности образования межиндивидуальных и внутриколлективных связей между детьми, их ограниченный по сравнению со здоровыми детьми характер. Процесс образования этих связей осложняется недоразвитием у детей с нарушением интеллекта таких качеств, как потребность в общении, способность к коллективным переживаниям и образованию коммуникативных отношений, недостаточность опыта этих отношений и сложность их развития. Затрудненность образования навыков совместной организованной деятельности тоже мешает создать детский коллектив специальной коррекционной школы VIII вида. Особенности психики и недоразвитие высших психических процессов и свойств личности ребенка с нарушением интеллекта сужают круг его отношении и связей, сфера и масштаб их действия более ограниченны, более элементарны и просты, менее интимны и разнообразны, отличаются прямым, непосредственным характером. Образующиеся внутриколлективные отношения и связи носят индивидуальный, неосознанный и малообобщенный характер, часто они находятся на уровне переживаний. Эти отношения менее гибки, менее устойчивы, носят чисто ситуационный характер.

На основании сказанного можно сформулировать ряд требований к структуре коллектива детей с нарушениями интеллекта, к содержанию и к организации его деятельности. Так, организационное строение коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида должно отличаться более простой структурой. В создании коллектива виднейшее место должна занять организация классного коллектива который нужно перенести центр всей жизни и деятельности учащихся. Работе по созданию коллектива должно предшествовать пробуждение у детей потребности в общении, организация связей между ними, приучение школьников к участию в этих связях, упражнение в солидарных действиях, в товарищеских отношениях друг к другу, в коллективной деятельности.

Следует отметить, что образование необходимых взаимосвязей и активного взаимодействия между коллективом детей с нарушением интеллекта и учеником — дело весьма сложное. А между тем без этого не может осуществляться благотворное взаимовлияние коллектива и ученика, а стало быть, и взаимный их рост и развитие. Образование указанных взаимосвязей зависит от многих факторов: от степени понимания учеником целей и значения коллектива, от осознания им своей принадлежности к коллективу, своего места и роли в нем. Образование указанных взаимосвязей зависит от понимания общности и единства личных и коллективных целей и интересов; от осознанного отношения к товарищам, к коллективу и его требованиям; от требовательности к себе и к другим; от активного и инициативного участия в жизни коллектива и т. д. Вместе с тем важно и отношение коллектива к ученику. Важной чертой коллектива является создание общественного мнения, которое достигается лишь специальной и длительной педагогической работой, постоянной поддержкой со стороны учителя.

Само собой разумеется, что формирование необходимого отношения ученика к коллективу осложняется низким уровнем самосознания данного ученика, недоразвитием его общественной направленности, ограниченностью мотивационной основы его деятельности и сложностью формирования характера. Надо всегда помнить такую важную особенность, что ученическому коллективу в специальной коррекционной школе VIII вида недоступны сложные по содержанию и форме виды деятельности, особенно такие, которые требуют выполнения сложных интеллектуальных операций и творческого подхода. Ученический коллектив специальной коррекционной школы VIII вида (как и отдельный ребенок-олигофрен) склонен к короткой и близкой мотивации, поэтому овладение им далеко отодвинутыми во времени и более высокими по идейному уровню перспективами и может быть достигнуто лишь в результате специальной и длительной педагогической работы.

Наконец, необходимо отметить, что в коллективе детей с нарушением интеллекта самостоятельность и активность, самодеятельность и инициатива развиваются на уровне более низком, чем в массовой школе, особенно в тех случаях, когда требуется проявление интеллектуальной, познавательной активности. Эта особенность связана с присущим ребенку с нарушением интеллекта общим недоразвитием инициативности, способности к самостоятельной деятельности и активности.

Как видим, ученический коллектив в специальной коррекционной школе VIII вида имеет весьма ограниченные возможности развития и более узкие рамки деятельности. Кстати отметим, что если удается в доступных учащимся пределах добиться, чтобы коллектив проявлял известную требовательность к отдельным учащимся, то гораздо труднее сформировать у ребят необходимую требовательность к себе, что связано с особенностями мышления и личности ученика специальной коррекционной школы VIII вида в целом.

Из всего сказанного следует вывод, что наибольшую трудность при организации и воспитании ученического коллектива представляет развитие его инициативы и самодеятельности — этого главного фактора существования и развития коллектива. Преодоление указанной трудности является важнейшим условием организации и воспитания ученического коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида.

Развитие инициативы и самостоятельности учащихся в значительной мере способствуют различные виды общественно полезной трудовой деятельности, многообразные формы кружковой и массовой внешкольной работы.

ЛЕКЦИЯ XX.

ПУТИ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Специальная коррекционная школа VIII вида в своей работе руководствуется теми же целями и принципами, что и массовая, поэтому в организации и воспитании ученического коллектива она использует те же пути и средства, но по иному.

Если в массовой школе применяются прямые пути создания коллектива, позволяющие начинать непосредственно с собрания детей, с одновременного предъявления всем общих требований и постановки общих целей, то в условиях специальной коррекционной школы VIII вида работу по организации коллектива целесообразно строить иначе. Ведь в специальной коррекционной школе VIII вида мы имеем дело с детьми, отличающимися чрезвычайно пестрой картиной дефекта и индивидуальных различий.

Начальным этапом организации и воспитания ученического коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида является индивидуальная работа с каждым ее учеником. Поэтому индивидуальный подход и основанная на нем индивидуальная работа играют исключительную роль в формировании детского коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида. Индивидуальная работа является важнейшей предпосылкой создания коллектива, важнейшим условием его развития и жизнедеятельности в дальнейшем.

В условиях специальной коррекционной школы VIII вида, где, особенно в младших и даже средних классах, встречаются ученики, у которых еще слабо развита потребность в общении, необходимо провести большую работу, чтобы подготовить детей к участию в коллективе, сформировать у них понимание значения коллектива, сознание своей принадлежности к нему.

Работу по организации коллектива надо начинать с изучения каждого ребенка, с выявления его возможностей, недостатков, положительных качеств, направленности, его опыта в жизни коллектива.

На основе данных индивидуального изучения необходимо развивать у детей потребность в общении, организовывать это общение в различных формах и видах деятельности (речевой, учебной, трудовой, игровой и т. д.)

Важно использовать деятельность и общение детей для формирования самых разнообразных связей и отношений между ними и со взрослыми.

Применяя разнообразные методы воспитания — приучение, упражнение, разъяснение, пример, необходимо учить детей правильному отношению друг к другу, к родителям, к учителю, к учению, к труду. Надо показать школьникам-олигофренам, как вести себя на уроке, на перемене, во время работы, вне школы. Для этого можно использовать правила для учащихся. Приучая детей к соблюдению правил, необходимо, чтобы эти правила стали потребностью. Для этого важно ставить школьников в такие жизненные ситуации, которые действительно рождали бы эту потребность.

Учитывая индивидуальные особенности, возможности каждого, надо постепенно привлекать детей к выполнению общественно-трудовых поручений, прививать им навыки общественной активности, приучать к коллективной деятельности по организации жизни класса, по проведению дежурств, самообслуживания и т. д. Благодаря всей этой работе у каждого ученика будут формироваться опыт и привычки совместных, солидарных действий, опыт коллективных отношений и переживаний, навыки поведения в коллективе.

В неразрывной связи с индивидуальной работой находится и такой путь формирования ученического коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида, как работа с отдельными группами и со всей массой учащихся. Эта работа состоит, прежде всего, в организации коллективного образа жизни детей.

Здесь существенную роль играет создание соответствующего уклада жизни и бытовых отношений, установление определенного режима и предъявление продуманных я посильных требований этого режима и специальных правил поведения учащимся (организация дежурств и самообслуживания, пользование общими вещами и совместная деятельность, отдых, игры, прогулки и т. п.).

Одновременно из наиболее развитых учащихся необходимо создавать ядро коллектива. Учитывая индивидуальные возможности и склонности детей, каждому следует поручить определенный участок работы. Необходимо постоянно учить ребят способам выполнения данной работы, знакомить их с предъявленными к ним требованиями, регулярно проверять, ставить отчеты на собраниях, поощрять и стимулировать всю работу ядра.

Чрезвычайно важной задачей является объединение учащихся в небольшие группы (микроколлективы). Объединение здесь может быть на самых различных началах: соседство по дому или парте, совместное выполнение поручений, совместное участие в играх, в кружковой работе, общие или сходные интересы, тяготение друг к другу и т. п. Роль микроколлективов в условиях работы с учениками специальной коррекционной школы VIII вида очень велика, так как это наиболее доступная форма приобщения наших учащихся к работе и жизни в коллективе. Микроколлективы — весьма эффективное средство воспитания у детей потребности в общении, воспитания чувства дружбы, симпатии друг к другу, взаимопомощи, развития навыков солидарных отношений и совместной деятельности.

В сущности, вся работа по созданию коллектива сводится к организации общественной жизни и деятельности детей. Это является важнейшей стороной идейного, общественно-политического и нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта школьников. Поэтому создание органов детского самоуправления, обеспечение действенности этих органов, регулярности их работы должно быть предметом постоянной заботы педагогов.

Важнейшим средством формирования ученического коллектива является организация деятельности детей в различных ее видах. Основным здесь, конечно, является учебная деятельность. Во всей учебной деятельности содержатся огромные возможности для формирования у школьников представлений и понятий о коллективе. Для воспитания направленности чувств, мотивов, способов поведения, многообразных отношений и связей ученика с действительностью, со сверстниками, со взрослыми и т. д. Учебный процесс корригирует основной дефект ребенка с нарушением интеллекта, обогащает его интеллект и создает необходимую предпосылку для активного и осмысленного участия в коллективе.

Мощным фактором формирования потребности в общении и создания устойчивой системы коллективных отношений между учащимися является труд во всех его формах, практикующихся в школе: хозяйственно-бытовой, учебно-производственный в мастерских и на пришкольных участках, самообслуживание, а также производительный труд, общественно полезная работа учащихся, проводимая в системе различных общественных организаций. Участие в выполнении общего задания, особенно если оно служит общественно полезной цели, сама организация трудовой деятельности, основанная на разделении функций и коллективном сотрудничестве, ставит учащихся в такие отношения и связи, которые формируют у них коллективные переживания, заботу об общем деле, стремление к взаимопомощи, внимание друг к другу, чувство коллективной ответственности.

Весьма важную роль в создании коллектива играет внеклассная массовая и кружковая работа, организация досуга учащихся, их быта. Эти стороны жизни и деятельности учащихся тоже являются очень важными средствами формирования коллектива.

В самой тесной связи с организацией всей этой деятельности учащихся и на базе накапливаемого ими опыта в качестве необходимого средства формирования коллектива используются различные виды политического и нравственного просвещения: индивидуальные и групповые беседы, чтение художественной и доступной детям политической литературы, кино, театр, собрания, сборы, вечера, выставки и другая наглядная пропаганда. Особо важную роль могут сыграть проводимые по определенному плану этические беседы, в которых дети узнают о значении коллектива, знакомятся с его жизнью и деятельностью, с нормами отношений в коллективе.

В развитии детского коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида решающая роль принадлежит педагогическому руководству. Если в массовой школе по преимуществу используется педагогика параллельного действия, то олигофренопедагогика является в основном «педагогикой прямого действия». Это, конечно, не исключает применения «параллельного действия»[20] в работе с детьми с нарушением интеллекта. Однако оно возможно лишь тогда, когда достигнута определенная зрелость и самостоятельность коллектива. Но и тогда «параллельное действие» применяется в ограниченных по сравнению с массовой школой пределах в связи с более низким уровнем развития коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида.

Для того чтобы ребенок стремился стать активным членом коллектива, необходимо развивать его общественную активность и самостоятельность. Эта задача приобретает особое значение в связи с тем, что все указанные качества у школьников c нарушением интеллекта развиты слабо. Для ее решения существенное значение имеет использование различных игровых форм и других средств эмоционального воздействия, особенно в работе с младшим и средним возрастом.

От приучения к коллективной жизни и деятельности к упражнению в самостоятельном выполнении требований коллектива, а затем к самостоятельному по собственному почину предъявлению требований к себе и к другим — таковы основы методики воспитания активности ученика специальной коррекционной школы VIII вида как члена коллектива.

В заключение необходимо подчеркнуть, что коллектив не самоцель, а средство воспитания личности. Но следствием развития коллектива является развитие и совершенствование личности, рост ее самосознания, направленности, самостоятельности и других общественно ценных моральных и психологических качеств.

ЛЕКЦИЯ XXI.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: