Качество. Критерии качества

Основные определения курса. Классификация механизмов, узлов и деталей.

Общие сведения о машинах, механизмах, узлах и деталях. Качество как основной показатель совершенства изделия. Критерии качества.

Лекция 1.

Детали машин.

Следовательно, свет представляет собой сложную форму существования материи, такую, в которой сочетаются противоположные формы движения материи – корпускулярное и волновое движение.

Таким образом, рассмотренные нами явления: распределение энергии в спектре излучения абсолютно черного тела, фотоэффект, опыт Боте свидетельствуют, что свету присущи квантовые свойства. Однако для световых потоков имеют место явления интерференции, дифракции, поляризации, подтверждающие его волновую природу.

Как показывают научные исследования последних нескольких десятков лет, такое единство волнового и корпускулярного движений присуще и другим формам существования материи, например электронам, протонам.

В материал лекции входит: определение содержания дисциплины “Детали машин”; вводятся понятия механизма, машины, узла и детали, включая классификацию последних; несколько разделов лекции посвящены понятию качества и его критериям (надежности, работоспособности и экономичности).

1.1. Задачи курса “Детали машин”.

До 80-х годов XIX столетия наука о машинах не имела четкого разделения и включала все вопросы конструирования, изготовления, эксплуатации. С течением времени и накоплением знаний в области машиностроения курс науки о машинах стал очень обширным, и произошло его разделение на ряд общетехнических и специальных дисциплин.

Первый учебный курс под названием “Детали машин” в России был написан в 1881 году профессором Кирпичевым В. Л. (1845-1913), курсовой проект ввел профессор ЛПИ Стожаров И.А. в 1930 г.

Современное машиностроение имеет очень большое значение для человеческого общества. Машины освобождают людей от тяжелой физической работы, позволяют повысить производительность труда, способствуют улучшению качества продукции и снижению ее стоимости.

Основными тенденциями развития современного машиностроения являются увеличение номенклатуры и числа различных машин; повышение мощности и производительности, технологичности и экономичности, обеспечение потребителю нормальных условий эксплуатации.

“Детали машин” – научная дисциплина, в которой изучаются основы проектирования машин и механизмов.

Таким образом, задачей курса является изучение явлений, происходящих в соединениях деталей машин и передач, оценка методами сопротивления материалов НДС деталей с целью определения их размеров и придания им наиболее рациональной формы.

Машина – это устройство, выполняющее движение для преобразования энергии, материалов и информации с целью облегчения умственного и физического труда человека (автомобиль, трактор, металлорежущий станок, ЭВМ и т. д.).

Привод – устройство, приводящее в движение машину или механизм; состоит из источника энергии (электродвигатель), передаточного механизма (редуктор, коробка передач) и аппаратуры управления (гидравлической, пневматической, механической и др.).

Изделие – любой предмет или набор предметов производства, изготовленный предприятием.

Деталь – это изделие, изготовленное из однородного по наименованию материала без применения сборочных операций (вал, гайка, болт и т. д.).

Сборочная единица – изделие, составные части которого подлежат соединению между собой сборочными операциями (свинчиванием, пайкой, опрессовкой и т.д.).

Узел – это сборочная единица, состоящая из деталей, имеющих общее функциональное назначение (подшипник, муфта и др.). Узел является составной частью изделия (редуктора, привода и др.).

В машиностроении различают детали и узлы общего назначения (болты, гайки, валы, подшипники, шестерни и т.д.) и специального назначения (штоки, поршни, цилиндры и т.д.).

Курс “Детали машин” включает в себя три раздела:

1). Соединения и детали соединений:

а). Разъемные (можно разбирать и собирать вновь неограниченное число раз без повреждения деталей):

- резьбовые;

- шпоночные;

- шлицевые;

- клеммовые.

б). Неразъемные (невозможно разобрать без разрушения деталей):

- сварные;

- клеевые;

- паяные;

- заклепочные;

Отдельно рассматривают соединения с натягом поскольку они допускают ограниченное число разборок и новых сборок.

2). Механические передачи:

а). Передачи зацеплением:

- зубчатые;

- червячные;

- цепные;

б). Передачи трением:

- фрикционные;

- ременные;

3). Детали, обслуживающие вращательное движение:

- валы и оси;

- подшипники качения и скольжения;

- муфты приводов.

Качество – это совокупность свойств изделия, определяющих степень его пригодности для использования по назначению.

Система условий, позволяющих оценить степень пригодности, называется критериями качества. С помощью критериев качества решается основная цель проектирования – определение формы, размеров и материала детали.

Все критерии качества делятся на 3 группы:

1). критерии работоспособности;

2). критерии надежности;

3). критерии экономичности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: