Система управления. Приказную систему сменяет коллегиальная

Приказную систему сменяет коллегиальная. Принципиальным отличием было то, что новые органы государственного управления (коллегии) были построены по отраслевому принципу управления и в отличие от приказов основные вопросы компетенции в них решались не на основе единоначалия, а путем голосования по большинству голосов, т.е. коллегиально.

Центральный аппарат:

1. Приказы. Петр I пытался адаптировать систему приказов в условиях проведения реформы: с 45 он сократил число приказов до 25, при этом создал Преображенский приказ, который в начале ведал полками земного строя, а в последующем стал органом политического сыска; приказ Военных дел; Адмиральтийский приказ; Провиантский приказ. Вместе с тем, система приказов уже не отвечала новым политическим реалиям.

С учреждением коллегий, большинство приказов было упразднено, но некоторые продолжали действовать (Аптекарский, Ямской, Преображенский приказы и др.).

2. Коллегии – были образованы в декабре 1717 года по примеру шведской системы управления. В начале их было 9, а в следующем году их стало 12. Система коллегий:

1) Главные коллегии (первейшие): Военная, Адмиралтейская, Коллегия иностранных дел;

2) Финансовые коллегии: Штатс-контора (коллегия, ведавшая государственными расходами), Камер-коллегия (сбор доходов в казну), Ревизион-коллегия (финансовый контроль);

3) Торгово-промышленные: Берг-коллегии (горная и металлургическая промышленность), Мануфактур-коллегия (вся остальная крупная промышленность), Коммерц-коллегия (внешняя торговля);

4) Специальные коллегии: Юстиц-коллегия (надзор за деятельностью судебных учреждений), Вотчинная (земельный фонд дворян), коллегия духовных дел (дела церкви – на основе был в дальнейшем создан Святейший Правительственный Сенод).

Все коллегии имели одинаковую внутреннюю организационную структуру из 2х частей:

а) Присутствие – в него входили: Президент коллегии, Вице-президент, 4 советника и 4 асессора (заседатели)

б) Канцелярия – в нее входили: нотариус, переводчик, секретарь, актуариус, копиист, подьячий 3х статей.

Управление на местах: в 1708 году вводится новое административно-территориальное деление России – было образовано 8 губерний. Во главе стояли губернаторы в 6 губерниях, а в 2х губерниях – генерал-губернаторы.

В 1710 году число губерний увеличилось до 11. Губернии начали делится на провинции: во главе стояли обер-комменданты.

В 1715 году вместо уездов создаются ландрадтские доли, образуемые по количественному признаку (для удобства сбора налогов с населения) и включавшие 5536 дворов.

В 1719 образуются дистрикты – самые мелкие административно-территориальные единицы на подобие волости: сперва гражданские, а с 1724 года – военные.

Губерния – провинция – доля – дистрикт (схема управления).

Упраздняются провинции и дистрикты – вместо них вновь образуются уезды и волости. К середине 18 века было образовано 23 неравновеликие губернии, которыми было трудно управлять.

После Крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева, административно-территориальное устройство вновь претерпело изменение. Согласно учреждению для управление губернией 1755 года, административно-территориальные единицы должны были формироваться по количественному принципу исходя из численности населения. Губерния должна была насчитывать от 300 до 400 тыс. душ, а уезд – от 20 до 30 тыс. душ. Таким образом, было создано 40 губерний, а к концу века – 51 губерния.

В каждой губернии образовывалось управление в составе губернатора, вице-губернатора, попечителя богоугодных заведений и др. должностных лиц.

В уездах управление осуществлял капитан-исправник и 2 заседателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: