Сенсорные гностические нарушения слуховой системы (слуховые агнозии)

Слуховая система первоначально формировалась как анализатор вестибулярных раздражений, а потом уже выделилась система переработки слуховых импульсов.

Характеристики звука, который воспринимается с помощью уха делятся на физическую и субъективную:

1)частота физическая величина от 1 до 3 тыс наилучшая частота – субъективно воспринимается как высота.

2)интенсивность звука - воспринимается как громкость звука (тиканье часов 10 Дцб, разговор 60 Дцб, опасный для здоровья 80 Дцб, смертельно 180 Дцб).

3)Длительность звука,

4)звуковой спектр – любой звук из ряда компонентов (тонов), субъективно воспринимаем как тембр.

Пространственная локализация звука – удаленность и направление.

Слуховая система состоит из 2 подсистем – речевой и неречевой. На уровне подкорковых образований эти две подсистемы имеют общие механизмы, а на более высоком уровне происходит латерализация систем: доминанта для речевого слуха - левое полушарие, для неречевого – правое.

1 уровень - в периферической системе – рецепторный Кортиев орган, который работает по топической системе, клетки, воспринимающие звуки разной высоты расположены в разных частях органа. Поражение этого уровня приводит к нарушению восприятия звуков соответствующей высоты. С периферическим уровнем связано явление рекрутмента – воспаление, связанное с нарушением восприятием громкости звука. От чувствительных клеток идёт слуховой нерв, его нарушение может вести к слуховым обманам – больной слышит различные звуки, как правило не речевые, у больного критическое отношение к ним (он понимает, что они кажутся), при этом часто бывают головокружения, так как в составе слухового идёт и вестибулярный нерв. Звук воспринимается 2 путями – колебания воздушной среды принимаются барабанной перепонкой, при собственной речи происходит колебания органов, участвующих в речи и эти колебания передаются на перепонку.

Нарушение воздушной проводимости – возможно воспаление внутреннего уха, при нарушении тканевой проводимости - повреждение слухового нерва.

2 уровень - таламус – почти нет симптоматики, связано с локализацией звуков, слуховая функция сохранна, но возникают трудности с определением откуда идёт звук; элементарные слуховые галлюцинации (слышит музыку, что его зовут) – отношение к этому не критическое, больной считает, что это на самом деле. Это некритическое отношение связано с нарушениями сознания.

3 уровень – первичная ядерная зона – нет выраженной симптоматики – нарушение порогов восприятия порогов коротких звуков меньше 14-15 мсек; изредка явление центральной глухоты при повреждении обоих полей.

4 уровень – вторичные поля – гностические расстройства - нарушения восприятия, полушария являются доминантными для разных звуков.

При повреждении правого полушария появляются слуховые агнозии:

1)слуховая агнозия – не возможность узнавания различных знакомых неречевых звуков, шумов при сохранности элементарных слуховых восприятиях, Трудности при узнавании голосов животных и птиц, идентификация природных, бытовых шумов. Ослабление слуховой памяти на неречевые звуки, проявляется при сравнении двух комплексов звуков.

2)амузуя – нарушения воспроизведения, восприятия, эмоционального переживания мелодии. Сенсорная и моторная амузия. Моторная – трудности при исполнении, сенсорная – трудности восприятия. Выделяют 3 основных вида сенсорной амузии:

а)тональная глухота – невозможность оценивать звуки по высоте;

б)глухота на мелодии – трудности узнавания мелодий или не восприятие музыки, как музыки – воспринимается как шум;

в)трудности восприятия простых музыкальных ритмов.

Проявляется это в неузнавании мелодий, трудности воспроизведения мелодии по образцу, сравнение мелодий, аффективные реакции на музыку. Есть нарушение музыкальной грамотности – потеря возможности использовать нотную грамоту не относится к слуховой). В составе музыки выделяют ритм, интонация, ритм, гармония – есть и разные механизмы, которые обеспечивают их восприятие. Амузия как затруднение восприятия музыки возникает при повреждении правого полушария как нарушение восприятия интонации, тембра, звуковысотных сравнениях; при левостороннем нарушении – восприятие простых музыкальных ритмов. Доминанта – правое полушарие, но участвуют оба.

3)аритмия – невозможность восприятия и воспроизведения ритмических структур – используются специальные тесты на звукомоторные координации, используются в 3 вариантах:

а)оценка ритмов (сколько ударов было сделано) – может быть недооценка и переоценка – проверяется сенсорный компонент;

б)выполнение ритма по инструкции (сделайте столько –то ударов) – проверяется моторный вариант;

в)воспроизведение ритмов по образцу (сделайте как я) - сенсорный и моторный компонент; ритмы простые и сложные.

Над чертой пишут то, что предложена, под чертой – что сделал больной. Характеристики – структура ритмической группы (как) и объём ритмической группы (сколько). Важнее структура. При выполнении этого теста возникают нарушения: по восприятию объёма – при повреждении левой височной области (проблемы с опосредованием речевым компонентом), нарушение структуры – тоже при нарушении левого полушария. В целом восприятие ритма связывают с левым полушарием потому как, в младенчестве ребёнок слышит правым ухом стук сердца матери.

Неречевые звуки страдают как при нарушении правого, так и левого полушария.

Речевые звуки исследовали Баллонов и Дергин электрошоком:

1)инактивация – выключение из работы правого полушария приводит к обострению восприятия звуков речи – в нормальных условиях левое и правое полушария взаимно тормозят друг друга;

2)нарушение речевой активности при алкогольном воздействие

Правое полушарие выполняет функцию защиты от помех для восприятия речи «феномен вечеринки».

3)инактивация правого полушария приводит к выпадения интонационного восприятия речи;

4)правое полушарие отвечает за восприятие половой принадлежности, эмоциональной окраски, тембровые индивидуальные различия.

При повреждении левого полушария мозга возникают нарушения. Способность к восприятию и воспроизведению звуков речи формируется в социальной среде, а это означает, то она формируется в объективной системе языка, свойственной этой среде. Физически звуки речи представляют ряды тонов (гласные) и шумов (согласные), которые перетекают друг в друга (плавность), но чувствуется переход (дискретность). Дискретность определяется смыслоразличительными признаками речи - фонемами. В каждом языке своя фонематическая система, в которой определённые признаки выступают смыслоразличительными, а другие нет. Для каждого языка своя объективная различительная система, для русского языка:

1)смена гласных меняет смысл;

2)смена ударения меняет смысл;

4)длительность не меняет;

4)тональность не меняет;

5)мягкость согласной меняет;

6)звонкость согласной меняет.

Нарушения приводят к тому, что человек не выделяет того, что ему говорят и смысл говоримого. Нарушение вторичных гностических зон левого полушария приводит к нарушению фонематического слуха.

1)сенсорная афазия – основное нарушение – трудности восприятия звуков речи (нарушение фонематического слуха); симптом непонимания обращённой к больному речи, впервые описана Вернике; в грубых случаях речь воспринимается как шум; при негрубом – неправильное воспроизведение слов (замена звуков на близзвучащие) – литеральные парафазии; подсказка при этом не помогает; возникает при поражении верхних отделов верхней височной области. Тесты, используемые при этом – повторение различных слогов, сравнение произносимых слов, повтор слов.

2)акустикомнестическая афазия – нарушение восприятия серий речевых звуков, слогов, слов; и как следствие невозможность их синтеза в целые слухоречевые единицы. Симптомы – сужение объёма воспроизведения серий речевых стимулов, невозможность удержать и повторить наборы речевых стимулов. Это нарушение носит модально-специфический характер (в одной модальности). Механизм нарушения носит название повышенная тормозимость следов интерферирующими воздействиями - последующее слово мешает сохранению предыдущего. В норме такая интерференция не мешает 7 +/- 2; в случае болезни интерференция повышена. Это проявляется в симптоме сужения воспроизведения; повторные воспроизведения ситуацию не улучшают. Локализация повреждения – средние отделы левой височной области мозга. Тесты – предъявление двух групп слов по 3 слова в каждой. Больному предлагается запомнить первую группу, он повторяет, потом вторую, а после второй опять первую.

Когда человек произносит что-то, то слышит себя, и при ошибках исправляется – обратная связь, контроль за речевой продукцией. Нарушение обратного контроля приводит к нарушению речевой деятельности. Используется для выявления слуховых симулянтов. Подаю речь симулянта через наушники с задержкой. Происходит конфликт и дезорганизация речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: