Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1296 (ХГУ) от 23 мая 1968 г. международная неправительственная организация (МНПО) — это любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Согласно резолюции Экономического и социального совета (ЭКОСОС) 1996/31 от 25 июля 1996 г. МНПО являетсялюбая неправительственная организация, учрежденная не на основе меж-правительственного договора и не преследующая своей целью излечение коммерческой прибыли. По мнению К. Кольяра (Франция), «организации, иногда сокращенно именуемые НПО, являются по своей природе частными организациями, они объединяют частных лиц, иногда даже государственных деятелей и общественные организации, но не государства».
Основными признаками МНПО являются:
а) отсутствие целей извлечения прибыли;
б) признание, по крайней мере, одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях;
в) получение денежных средств более чем из одной страны;
|
|
г) осуществление деятельности, по крайней мере, в двух государствах;
д) создание на основе учредительного акта. В МНПО не могут входить в качестве членов субъекты международного права.
МНПО возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчитывается более 8 тыс. Краткие сведения об этих организациях (как и о любой другой организации) можно почерпнуть в книге «Yearbook of International Organizations», издаваемой в Брюсселе Международной ассоциацией. Первыми МНПО в социально-политической области были в основном профессиональные, просветительские, религиозные, пацифистские.
МНПО играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Более того, в ряде областей они являются лидерами. В частности, Международный институт по гуманитарному праву (создан в 1970 г.) проводит большую работу по применению норм и принципов международного гуманитарного права. Институт регулярно созывает семинары по изучению офицерами законов и обычаев войны и норм, направленных на защиту беженцев.
Ассоциация международного права (создана в 1873 г.) координирует исследования по актуальным проблемам международного публичного и международного частного права. Организация уделяет внимание исследованиям в области коллизионного права и права договоров.
Международная ассоциация по уголовному праву (создана в 1924 г.) разрабатывает принципы и руководства по применению конвенций по международному уголовному праву. Она разработала рекомендации по модернизации национального законодательства и развитию науки международного уголовного права, созывает конференции и семинары в этой области.
|
|
Международный комитет Красного Креста (МККК), принципами деятельности которого являются гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность, внес огромный вклад в разработку принципов и норм международного гуманитарного права.
При его активном участии разработаны:
Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г.,
Гаагская конвенция по применению к войне на море принципов Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г.,
два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г.
Среди многочисленных и трудных задач, отнесенных гуманитарными конвенциями к компетенции МККК, следует особо отметить право посещать все места, где содержатся военнопленные или интернированные гражданские лица, а также организацию Центрального справочного агентства по делам военнопленных для сбора информации о них. Статья 3, общая для четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., гласит: «Беспристрастная гуманитарная организация, такая, как Международный комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте». Являясь нейтральным посредником в случае вооруженных конфликтов или беспорядков, МККК направляет свои усилия на обеспечение защиты жертвам международных и гражданских войн (см. главу XXII).
Многие МНПО активно сотрудничают с межправительственными организациями. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет свои правила предоставления консультативного статуса МНПО. Получение такого статуса не только означает признание полезной деятельности МНПО, но и в то же время отражает рост международного авторитета и влияния международных неправительственных организаций на развитие современных международных отношений.
Согласно ст. 71 Устава ООН ЭКОСОС уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть согласованы с международными организациями, а в случае надобности — с национальными организациями после консультации с заинтересованными членами ООН.
Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС «Мероприятия по консультации с неправительственными организациями», принятой в 1946 г. (в дальнейшем неоднократно пересматривались).
Консультативный статус при Совете предоставлен более 1500 МНПО. Они подразделяются на три категории:
к категории I относятся организации, связанные с большинством аспектов деятельности Совета;
к категории II относятся организации, обладающие особым опытом в конкретных областях;
к категории III относится обширный список организаций, оказывающих содействие Совету, его вспомогательным органам и другим органам ООН по мере необходимости.
Резолюция ЭКОСОС 1996/31 от 25 июля 1996 г. устанавливает следующий основной принцип предоставления МНПО консультативного статуса: консультативные отношения устанавливаются в соответствии с Уставом ООН с целью достижения справедливого, сбалансированного и подлинного вовлечения неправительственных организаций в ее работу. В этой резолюции изложена процедура приостановления действия консультативного статуса и лишения его. МНПО, которым предоставлен консультативный статус, могут направлять своих наблюдателей на открытие заседания ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представлять письменные заявления, касающиеся работы Совета. Они могут также консультироваться с Секретариатом ООН по вопросам, представляющим взаимный интерес.
|
|
Специализированные учреждения ООН имеют свои правила предоставления консультативного статуса.
Например, Международная морская организация (ИМО) предоставляет консультативный статус тем МНПО, которые могут внести существенный вклад в работу ИМО. Кроме того, цели и функции этих организаций полностью гармонируют с функциями и принципами ИМО (Правила, касающиеся взаимоотношений с МНПО 1961 г.).
Любая МНПО, желающая сотрудничать с ВОЗ (в том числе путем предоставления консультативного статуса), должна соответствовать следующим критериям:
а) МНПО занимается вопросами, входящими в компетенцию ВОЗ;
б) цели и принципы МНПО не противоречат целям и принципам Устава ВОЗ;
в) МНПО признана в качестве постоянной организации;
г) МНПО имеет руководящий орган и уполномочена выступать от имени своих членов;
д) МНПО формально является международной по своей структуре и сфере деятельности;
е) она должна иметь своих членов, которые вправе голосовать по вопросам, касающимся политики и деятельности такой организации (Правила, касающиеся взаимоотношений с МНПО 1948 г.).
Международной неправительственной организацией, с которой ЮНЕСКО может поддерживать отношения, считается любая международная организация с целями и функциями, неправительственными по своему характеру, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и отвечающая следующим условиям:
а) заниматься вопросами, входящими в компетенцию ЮНЕСКО, быть в состоянии и желать оказывать действенную помощь в осуществлении задач организации в соответствии с принципами, содержащимися в Уставе ЮНЕСКО;
б) объединять значительное число групп или отдельных лиц, заинтересованных в одном или нескольких видах деятельности, входящих в ведение ЮНЕСКО, и иметь постоянных членов в достаточно большом числе различных стран, с тем чтобы такая организация могла по мере своих возможностей выступать в качестве действительного представителя различных культурных районов мира; в) в случае когда дело идет об организации регионального характера с географической или культурной точки зрения, она должна иметь достаточно большое число членов, чтобы быть в состоянии выступать в качестве действительного представителя всего данного района; г) иметь постоянный руководящий орган, созданный на международной основе, должным образом уполномоченных представителей и располагать рабочим аппаратом и процедурой, позволяющими ей поддерживать регулярную связь со своими членами в различных странах.
|
|
Отношения между ЮНЕСКО и МНПО могут быть отнесены к трем категориям:
категория А (консультативная и сотрудничающая);
категория В (информационная и консультативная) и
категория С (взаимная информация).
МНПО, отнесенные к этим категориям, имеют строго определенные права и обязанности (см. Директивы, касающиеся отношений ЮНЕСКО с МНПО1960 г.).